Глава viii. экономическое развитие россии в конце xix -начале хх в.
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ И ОБЩЕМИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ МОНОПОЛИЙ. ПРОБЛЕМА ИМПЕРИАЛИЗМА: ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ И В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА
Конец XIX - начало XX в. характеризуется вступлением ведущих мировых держав, в том числе и России, в новую эпоху своего экономического и политического развития, именуемую «империализмом». Уже в то время об «империализме» много писали экономисты, публицисты и политики различных направлений, указывая на характерные для него экономические и политические признаки, особенности их проявления в разных странах и прогнозируя перспективы этого процесса. Не остались в стороне и русские марксисты.
Так, этому явлению посвятил специальную работу «Империализм как высшая стадия капитализма» В. И. Ленин. В ней он изложил характерные для империализма черты, отмеченные в тогдашних исследованиях, но сделал свой вывод о нем, как о «загнивающем» и «умирающем капитализме», исчерпавшем возможности своего дальнейшего развития (однако история ХХ века не подтвердила этот прогноз).
Империализм - понятие не только экономическое, но и политическое, точнее, военно-политическое. В области экономической он характеризуется, в первую очередь, возникновением крупных монополий. Империализм - это монополистический капитализм, идущий на смену капитализму свободной конкуренции. Монополистические объединения создаются в различных отраслях промышленности и банковского дела не только в пределах данной страны, но и как объединения межнационального характера, которые делят мир на сферы своего экономического влияния. Промышленный капитал объединяется (или «сращивается») с банковским:
возникают объединенные промышленно-банковские монополии, а с другой стороны сами банки основывают свои производственные объединения. Тем самым создается система финансового капитала. В плане политическом империализм выражается в усилении борьбы военно-политическими средствами за рынки сбыта и сырья, за передел колониальных владений, в создании военно-политических блоков держав, что приводит к возникновению мировых войн.
Эти основные признаки империализма присущи всем империалистическим индустриально развитым державам, но в каждой из них империализм имел и свои особенности. Если во Франции он был финансовым, а в Англии колониальным, то в России он носил «военно-феодальный» характер. Под этим следует понимать не столько экономическую, сколько политическую особенность. Носителем «военно-феодального империализма» было царское самодержавие, опиравшееся не столько на могущество капитала, сколько на военную силу и чиновничье-бюрократический аппарат и действовавшее главным образом военно-бюрократическими методами прямых поборов внутри страны и захватов вовне. На первом плане у него стояла защита интересов, «первенствующего сословия» поместного дворянства, но оно защищало и интересы российской национальной буржуазии. Черты и методы «военно-феодального империализма» были присущи не одной России, но и другим крупным странам, например, Германии и Японии, а также и тем державам, которые применяли эти методы в своих колониях.
В период империализма в России в еще большей степени, чем раньше, проявилось вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Оно выражалось в системе государственных мер, направленных на форсированное развитие тяжелых отраслей промышленности и транспорта, в государственно-капиталистическом предпринимательстве (строительстве казенных предприятий, концессионной системе железнодорожного строительства), развитии кредитной системы, 'предоставлении казенных заказов на длительный срок, привлечении иностранного капитала для компенсации недостатка денежных ресурсов в стране, в покровительственной таможенной политике для ограждения русской промышленности от конкуренции западноевропейской, форсированном вывозе хлеба и сырья с целью получения средств для промышленного развития страны.
Первоначальной формой монополистического объединения является картель (итал. cartello - договорный документ). Его участники заключают соглашение о регулировании объема производства, условий сбыта продукции и найма рабочей силы, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Следующая форма - синдикат (в смысле - объединение). Члены синдиката сохраняют производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую. Они договариваются о распределении между собой заказов, закупки сырья и реализации произведенной ими продукции через единую сбытовую контору. Наиболее высокой формой монополитического объединения является трест (англ. trust - доверие). Его члены утрачивают коммерческую и производственную самостоятельность. Предприятия превращаются фактически в отделы объединенного гигантского производства, управляемого из единого центра - правления треста. Тресты монополизируют производство и сбыт в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяют предприятия, производящие однородную продукцию. Обычно сосуществуют все три указанных типа монополистических объединений, но при преобладании одного из них. В России начала XX в. монополистические объединения имели в основном форму синдикатов, что было характерно для стран среднего уровня капиталистического развития.
Первые монополистические объединения возникли в России в 80-90-е годы XIX в. в сахарной и нефтяной промъштенности, в которых выделялось несколько гигантских предприятий, подчинивших себе многие мелкие. Монополии тогда насчитывались единицами, и они носили преимущественно характер картелей. Перелом наступил под воздействием промышленного кризиса 1900-1903 гг., когда разорялись мелкие, но укрепили свои позиции наиболее крупные предприятия. Появились объединения в форме синдикатов, которые в первую очередь охватили важнейшие отрасли тяжелой промышленности: металлургическую, добывающую, машиностроение. В числе первых монополистических объединений был синдикат «Продамет» (или «Продамета»), образовавшийся в 1902 г. первоначально для продажи продукции металлургических заводов юга России. Это было самое крупное промышленное объединение в России. К 1910 г. оно монополизировало до 80% продажи черного металла и изделий из него: листового железа, стальных балок, рельс и пр. В 1902 г. организуется крупный синдикат «Трубопродажа», куда вошли все предприятия трубопрокатного производства.
Вторая волна учреждения синдикатов началась в 1907 г. Возникли синдикаты - «Продуголь», объединивший крупнейшие угольные предприятия Донбасса, «Продаруд», который объединил 6 крупных южных рудных предприятий с производством до 80% всей руды, «Продвагон», монополизировавший производство паровозов и вагонов, «Товарищество бр. Нобель» и «Мазут» сосредоточили в своих руках до 70% отпуска нефтепродуктов. В том же году уральские железоделательные заводы объединил синдикат «Кровля», а на базе акционерной московской фирмы «Вогау», представлявшей германский капитал, был образован синдикат «Медь», который, заключив соглашения с меднопрокатными заводами, монополизировал покупку меди и продажу изделий из нее.
Монополистические объединения типа синдикатов появились в сахарной, полотняной, шелкоткацкой, хлопчатобумажной, резиновой и в других отраслях легкой промышленности. Среди них выделялись синдикаты лодзинских хлопчатобумажных фабрикантов, Общество хлопчатобумажных фабрикантов Московского района, Русское льнопромышленное общество и синдикат «Треугольник», куда вошли все предприятия резиновой промышленности.
Помимо производственных отраслей, монополистические объединения проникли и в области транспорта. Поскольку основная сеть железных дорог принадлежала казне, она уже в силу своего положения стала крупнейшим железнодорожным монополистом.
Речное сообщение по крупным водным артериям страны - Волге, Каме, Днепру и сибирским рекам - захватили синдикатские общества «Самолет», «Кавказ и Меркулий», «Днепровское» и др.
Морские транспортные общества поглотил синдикат «Русское общество пароходства и торговлю» (РОПИТ). Всего к началу Первой ировой войны в России существовало до 200 разного типа монополистических объединений, в том числе до 30 крупных.
Кроме промышленных и транспортных синдикатов возникли и банковские монополистические союзы: Московский коммерческий, Петербургский международный, Русский для внешней торговли, Азовско-Донской, Волжско-Камский и Русский торгово-промышленный банки, которые имели каждый от 50 до 100 филиалов в России и за рубежом, были связаны с иностранными банками.
Происходила концентрация капитала в наиболее крупных банках и объединение банков в мощные банковские монополии. В 1908 г. в результате слияния Московского международного торгового, Орловского коммерческого и Южнорусского промышленного банков образовался Соединенный банк, а в 1900 г. Русско-Китайский и Русский Северный банки образовали мощный Русско-Азиатский банк. За 1909-1914 гг. их активы возросли втрое, а активы остальных банков удвоились. Банки щедро финансировали промышленность, особенно такие крупные синдикаты, как «Продамет», «Продуголь», нефтяные концерны, которые получали от инвестиций громадные прибыли. Банки не только выступали в роли кредиторов предприятий и монополий, но и сами становились крупными акционерами промышленных предприятий. Они покупали и реорганизовывали заводы, основывали свои предприятия, устанавливали контроль над железными дорогами. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и создание финансового капитала, который перед Первой мировой войной занял в финансово-промышленном деле господствующее положение, подчинив себе промышленность, транспорт, торговлю, частные банки.
Монополистический капитализм сложился примерно к 1908 г. и охватил почти все сферы крупной промышленности и банковское дело. Характерное для России активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны создавало благоприятные условия
для развития государственно-монополистического капитала. Вследствие этого государственно-монополистический капитализм в России стал складываться раньше, чем в развитых капиталистических странах. Если на Западе государственно-монополистические тенденции развивались на базе высокого уровня монополистического капитала, то в России они возникали на начальной стадии монополизации в результате взаимодействия государственного хозяйства и правительственных регулирующих органов с нарождающимися частномонополистическими объединениями. Государственно-монополистические объединения возникали на базе крупного казенного хозяйства - в банковском и железнодорожном деле и в отраслях промышленности, работавших на казенные нужды, в первую очередь связанные с военными заказами. Таким образом, развитие государственно-монополистического капитализма в России проходило путем соединения экономического потенциала частных капиталистических монополий с государственной экономикой при политической поддержке самодержавия, в котором и нашел свое выражение военно-феодальный империализм. Российский государственный монополистический капитализм являл собой стремление самодержавия приспособиться к капиталистическому развитию и использовать его для укрепления своих позиций. Но с другой стороны, он способствовал русской буржуазии заручиться поддержкой самодержавия.
В первое десятилетие ХХ в. правительством создаются государственно-капиталистические органы регулирования транспортного машиностроения, металлургии, судостроительной промышленности (например, «Комитет ПО распределению железнодорожных заказов», «Совещание по судостроению», «Съезд по делам прямых сообщений»), которые затем перерастают в государственно-монополистические организации.
Процесс складывания государственно-монополистического капитализма проходил и путем сращивания банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Связи между ними закреплялись личными униями, когда в руководство крупнейшими банками вводились высокопоставленные чиновники министерств торговли и промышленности, финансов, Морского министерства и пр.
Государственно-монополистический капитализм в России наибольшего развития достигает в годы Первой мировой войны, когда регулирующая роль государства в экономике страны была особенно велика. Частномонополистический капитал со своей стороны добивается влияния на правительственные органы в деле распределения военных заказов. Это способствовало сращиванию государственного аппарата с военно-промышленными монополиями. Видные финансисты назначались на важные государственные посты, а ответственные царские чиновники и даже члены царской фамилии _ на доходные места в управлении банками. Банковские и промышленные монополии прибегали и к прямому подкупу государственных чиновников и думских деятелей, чьи доходы от такого «сотрудничества» многократно превосходили размеры их служебного жалованья.
Следует подчеркнуть, что монополии утвердились лишь в крупном производстве ведущих отраслей промышленности и частной банковской системы. Меньше всего они затронули сельское хозяйство, в котором вплоть до 1917 г., несмотря на успехи его капиталистического развития в конце XIX - начале ХХ в., сохранялись и натуральные формы производства.