Понятие политической власти
Общим, объединяющим все указанные выше подходы, есть рассмотрение власти как способности и возможности осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.
Наиболее важным видом власти является политическая власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных объектов с помощью государственно-правовых и иных средств.
Структура власти
Таким образом, власть рассматривается как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Исходя из данного определения, можно вычленить основные структурные компоненты власти – это субъект, объект, средства и процесс, приводящий в движение все ее элементы.
Субъект власти воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей (например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН и т.д.).
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это - желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях и приказах. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочитают уклониться от руководящих должностей в основном из-за связанной с ними ответственности. Однако многих привлекает и то, что несмотря на огромную ответственность, власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти носит инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. На ее первичном уровне действуют индивиды и социальные группы, на вторичном – политические организации, на наиболее высоком уровне – политические элиты и лидеры. Связь между уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Объект власти. Власть никогда не является свойством или отношением одного действующего лица. Она всегда – двустороннее, асимметричное (т.к. доминирует воля властителя) взаимодействие субъекта и объекта.
Есть только один случай, когда власть является свойством только одного лица – это власть над собой, предполагающая подчинение поведения доводам разума, своеобразное раздвоение личности (но это уже психологический, а не социальный феномен).
Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к власти и даже средствами принуждения. У объекта власти всегда есть пусть не самый лучший, но выбор – погибнуть, но не починиться. Так или иначе, власть существенно зависит от подчинения. Именно поэтому акции гражданского неповиновения так широко используются как вариант ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного и радостного подчинения. Качественное состояние объекта, его политическая культура, во многом обуславливаю формирование того или иного типа политических режимов. Так, например, преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно подчиняться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной почвой для деспотических режимов.
Природа подчинения. Подчинение может основываться на: страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения, на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкого по смыслу понятия(охватывает как властное, так и менее эффективное влияние субъекта на объект).
Сила власти, основанная на страхе перед санкциями, имеет тенденцию к ослаблению, поскольку для людей естественно стремление людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни (когда люди, привыкшие подчиняться, наконец-то замечают, что король-то – голый, что власть изжила себя и недостойна повиновения).
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному повиновению, выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Она способствует развитию у людей подчинения на основе убеждения, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с менталитетом, ценностными ориентациями личности, со всем тем, что составляет «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей (патриотических, нравственных, религиозных и пр.) – важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций поведения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые становятся причиной повиновения без убеждения и угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, т.е. основанным на заблуждениях относительно личности руководителя.
В зависимости от лежащих в его основе качеств, авторитет может быть научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.д.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В данном случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.