Северное причерноморье в i тысячелетии до н. э.- v-vi вв. н. э.
На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения.
Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н. э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей «метрополией», хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливковое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами.
Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи
-24-
Днепрсь-Бугского лимана во второй половине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Олъвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы — эллино-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом.
Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422—421 гг. до н. э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.
Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н. э. Пантикапея (ныне — Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них — Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т. д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варварских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов.
С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н. э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III (304—284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.
В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерноморье, были «варварами». Античные авторы сохранили многочисленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями.
Иногда эти известия фантастичны, иногда — доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные «варварские» племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего Боспорского государства (Херсонес — Корсунь, Пантикапей — Корчев, Феодосия — Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и ранне-средневековой культуре Европы.
Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств Причерноморья оказалась тесно связана с коренным населением причерноморских степей.
На рубеже II—I тысячелетий до н. э. в степях жили кочевники,
-25-
которых греческие историки называют киммерийцами. Киммерийский союз племен был побежден в VIII—VII вв. до н. э. скифами. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорили на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, они считались верхушкой союза племен; скифов-пахарей причерноморских степей и, возможно, лесостепной зоны на территории Украины; скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. На рубеже V—IV вв. до н. э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. Это время расцвета Скифского царства — тогда большинство скифских племен признало власть царя Атея. В его правление строится хорошо укрепленный город (Каменское городище в окрестностях современного г. Никополя), видимо, столица Скифского царства. Девяностолетний Атей погиб в битве с царем Македонии Филиппом. Тем не менее скифские племена сумели противостоять войскам его сына Александра Македонского.
Скифы знали ремесла (в том числе металлургию), вели активные торговые операции. К IV в. до н. э. относятся так называемые «царские курганы» — богатые скифские погребения, в которых хоронили скифских царей.
С III в. до н. э. Скифское царство испытывает натиск сарматов (или правильнее — савроматов), родственных скифам кочевых племен, обитавших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II—I вв. до н. э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города-государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время завоевал Ольвию.
Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В самом же Боспорском царстве в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком. Последнему даже удалось овладеть царским престолом. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор. Вскоре Митридат включил все Северное Причерноморье и Боспор в состав Понтийского царства. Однако здесь на сцену выступил Рим, подчинивший Боспорское царство.
В III в. н. э. Боспору удалось освободиться. Но в конце IV в. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в Причерноморье. Этому упадку способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства.
-26-
Глава II
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Основные занятия восточных славян — земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельческим народом.
Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому, что здешние племена не могли перенять более совершенный плуг, она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.
Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление.
Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь.
Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров,— продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства.
Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4—5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы восточные славяне должны были выполнять объем обязательных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Долгие снежные зимы ограничивали хозяйственную деятельность жителей Восточно-Европейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался неритмичностью и большой напряженностью, когда «один день год кормит». По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов.
Многие исследователи связывают с природно-географическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточнославянского этноса.
-27-
Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связывали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушнину. По мере расширения контактов славян с окружающим миром эти продукты высоко ценились при обмене.
Изобилие рек и озер способствовало развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», который активно осваивали жители Скандинавии — варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные — Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двигаясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство Булгар, попадали в могущественный Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.
Торговые пути легко превращались в маршруты военных экспедиций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы общественной организации— союзы племен, которые стали возникать в VII—VIII вв.
Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.
Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.
С вступлением восточнославянских племен в последнюю стадию родоплеменного строя — в период военной демократии — изменилось прежде всего положение племенного вождя (князя). Вожди возвышаются над сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники — воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, упрочивало его престиж не только как удачливого предводителя походов, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разрушающим традиционные отношения.
Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя — своеобразная веха в
-28-
возникновении неравенства. Однако появление дружины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собраний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплеменников.
Еще одно проявление кризиса родового строя — создание крупных племенных образований. Автор Начальной летописи говорит о 15 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен численностью и задачами. Призванные защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы племен по сути решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.
Летописец Нестор так повествует о расселении восточнославянских племен: поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне (племенной центр — Искоростень). Вдоль Волхова, Шелони, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне, между Припятью и Западной Двиной — дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Селения полочан раскинулись на берегах реки Полоты (племенной центр — Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радимичи устроились в бассейне р. Сож, вятичи — на Оке и ее притоках. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю,— тиверцы и уличи.
Симптоматичны названия славянских племенных союзов: большей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в «полях», древляне — в лесах, среди «древ». Считается, что по болотистой местности (от «дрягва» — болото) получили свое наименование дреговичи, по рекам — полочане и бужане и т. д. С собственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей — «потомков» Радима и Вятко, будто бы пришедших с запада, от ляхов (поляков); кривичей — потомков какого-то легендарного Крива или кривов (этим именем латыши до сих пор называют русских. Впрочем, существует и другое объяснение: кривичи — жители окраины, границы). Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные связи уже возобладали над родовыми.
Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с государствами кочевников — тюркоя-зычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспийские степи Северного Предкавказья. На протяжении столетия хазары вели
-29-
непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 30-х годах VII в. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное государство — Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и болгары (булгары). Во главе объединения стоял правитель — каган.
Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. Потерпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В первой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итиль или Атиль (тюркское название Волги). На новых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть населения занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией.
Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире — торговый обмен, культурное воздействие.
Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VIII и IX столетий, чтобы противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внутренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавшими силу соседями, включая освободившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к завершению.
В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных болгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами основала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько болгарских орд, входивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство волжских болгар — Волжская Болгария. Постепенно его территория расширялась, охватывая и волжское левобережье. Основным занятием болгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало распространяться земледелие. Появились ремесла.
Первое время Волжская Болгария подчинялась Хазарскому каганату. Но правители страны мечтали о независимости. С этой целью болгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар — Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама.
-30-
Тем самым правитель Волжской Болгарии противопоставил себя хазарскому кагану — иудею.
Как самостоятельное государство Волжская Болгария упоминается в письменных источниках с конца X в. Просуществовало оно до начала XV в. (на развалинах Волжской Болгарии возникло Казанское ханство), создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории.
Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Болгарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Владимирской Руси с Волжской Болгарией простирается от активных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории.
При расселении славян на Восточно-Европейской равнине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населением была отлична от той, которая возникала при столкновении с соседними государствами, пытавшимися чаще всего обложить данью славян. Историки отмечают преимущественно мирный характер контактов, говорят о взаимопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выстраивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва.
Картина мира древних славян была пронизана языческими представлениями. Было бы, однако, неверно считать, что язычество, в отличие от ислама или христианства, представляет собой примитивную религию. Конечно, в язычестве нашло отражение детство всех народов, в том числе и славянских. Однако религиозные представления выстраивались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его самосознание.
Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами. В зависимости от последствий тех или иных явлений природы осуществлялась своеобразная «оценка» богов и определялось их место в пантеоне: мир славянских божеств — это мир богов сильных и слабых, добрых и коварных, главных и второстепенных. Отсюда формировалась модель поведения: необходимо было заручиться поддержкой, привлечь на свою сторону могущественного Бога, способного ослабить происки другого, враждебного или чужого.
Славянский пантеон — это прежде всего пантеон земледельческих богов. Важное место в нем занимал Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Ярило — бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были «главные» славянские боги, хотя само это понятие достаточно условно — у каждого племени были, по-видимому, свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун — бог грома и молнии. Его идол, поставленный на киевском капище (место поклонения), был украшен золотом и серебром. Считают,
-31-
что к этому времени Перун стал небесным покровителем князя и дружины.
Соперником Перуна был Волос или Белее — покровитель домашних животных и богатства. Любопытно, что летописец, описывая киевское капище, о нем даже не упоминает. По-видимому, это связано с тем, что Белее был богом, которого почитал простой народ. Его место заняли боги, распределители богатств—Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное женское божество — Мокошь. Она, судя по всему, была славянской богиней плодородия и являлась женой громовержца Перуна.
Языческий культ отправлялся в капищах, где обычно устанавливались изображения богов — идолы. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Языческие представления и культы столь прочно вошли в культуру и быт славянских племен, что их отголоски и сегодня напоминают о себе.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Обращаясь к начальным этапам истории Древнерусского государства, следует четко различать два взаимосвязанных вопроса: почему и как образовалось государство у восточных славян.
Выше отмечалось, что появление племенных союзов, возвышение одних родов и племен и упадок других, выделение родоплеменной знати свидетельствовало о кризисе родовых отношений. В прошлое уходит равенство внутри рода и между родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война становится основным занятием. Появляется имущественное неравенство, одно из условий возникновения неравенства социального.
Новое качество приобрели межплеменные отношения. Возникли союзы племен, а с ними — борьба за первенство. В рамках военной демократии выделялись князья, дружинники, родовая знать, занявшие привилегированное положение. Утрачивая прежнюю однородность, общество уже не могло функционировать исключительно на кровнородственных связях. Обычаи и традиции, самодостаточные для разрешения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими регуляторами. Эту функцию берет на себя обособившаяся и возвысившаяся над обществом публичная власть. Она создает свою, еще достаточно архаичную, систему управления и готова преступить родовые традиции и прибегнуть к насилию. Формируется государство, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население от внешней опасности. Эти общественные функции, в выполнении которых было заинтересовано большинство населения, со временем дополняются еще одной — стремлением государства защитить интересы привилегированных слоев — тех, кто стоял у власти и пользовался властью.
-32-
Таким образом, государство выступало в роли универсального регулятора интересов и отношений, которые возникали в обществе.
Первые предгосударственные образования — племенные княжения — возникли у восточных славян на рубеже VIII—IX вв. Исследователи говорят о нескольких центрах, главные из которых — Среднее Поднепровье с Киевом и Северо-Запад, где поднимается Новгород. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии — Киевской и Новгородской землях.
Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь лишь выделилась, но она еще не обрела династической преемственности. Подчеркивая промежуточное состояние — еще не государство, но уже и не родовое общество — многие исследователи относят эти княжения к предгосударственным образованиям.
В Среднем Поднепровье из восточнославянских племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром. Поляне раньше других освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» называет первыми правителями в земле полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город, который будто бы они построили на берегу Днепра, был назван именем старшего брата — Киевом. Историки спорят об этнической принадлежности легендарных правителей. Их относят к выходцам из местных племен. Высказывается версия о принадлежности братьев к хазарам. В последнем случае основанием служит летописное известие об эпохе господства в Среднем Поднепровье каганата. Едва ли образовавшееся княжение было этнически однородным.
В IX в. здесь появляются русы, в которых большинство историков видят выходцев из Скандинавии — варягов. С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Черное и Каспийское моря. Носили они преимущественно грабительский характер. Впрочем, варяги выступали и в роли купцов. О масштабах походов косвенно свидетельствует тот факт, что в IX в. Черное море называли Русским. Из военных предприятий русов особенно известны поход и осада Константинополя в 860 г. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. Греки вынуждены были заплатить большую контрибуцию и разрешить русам торговать на византийских рынках.
Важные перемены происходили и на Северо-Западе. Возникшее здесь предгосударственное образование представляло собой союз славянских и финно-угорских племен. По-видимому, консолидация была вызвана внешней угрозой,— покорив местные племена, варяги заставляли их платить дань: «Имаху дань варязи из-за моря на чюди и на словенах, и на мери и на всех кривичех».
Приблизительно в середине IX в. местное население изгнало иноземцев. Однако вскоре среди племен, входивших в союз, начались распри: «...И не было среди них справедливости, и встал род на род». По летописной легенде, чтобы прекратить губительные столкновения, в «862 г. из Скандинавии вновь были приглашены
-33-
правители-князья, которые должны были поддерживать порядок в северных землях. Первыми князьями были варяги — братья Рюрик, Трувор и Синеус. Согласно «Повести временных лет», Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли.
Таким образом, летопись впервые упоминает об органах власти, действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси. Речь идет о вече — собрании представителей племен, призвавших варягов. Это не было случайностью: вече объединяло взрослых мужчин, входивших в военное сообщество племен, а власть принадлежала тем, кто имел военную силу.
Легендарное известие о призвании варягов послужило основой для возникновения так называемой норманнской теории.
Историки-норманисты утверждали, что Древнерусское государство возникло благодаря варягам, поскольку славянские и финно-угорские племена оказались просто неспособными создать его самостоятельно. В последующем подобное утверждение стало исходным для построении, далеких от науки: в призвании видели не только доказательство низкого уровня развития восточнославянских племен, но и неспособность славянского этноса к творческо-созидательной деятельности.
Норманнская теория возникла в XVIII в. и связана с именами ученых иностранного, как правило, немецкого происхождения,— Г. 3. Байера, А. Шлецера, Г. Ф. Миллера. Будучи членами Академии наук, они внесли свой вклад в развитие российской науки и культуры (особенно академик Г. Ф. Миллер). Тем не менее, обращаясь к начальной истории Руси, они исходили из того, что пришельцы-скандинавы были носителями более высокой политической культуры. В последующем положение о созидательной деятельности варягов в той или иной мере разделяли Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев. Но норманизм нашел и решительных противников. М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и другие столь яростно отвергали построения оппонентов, что в своем неприятии доходили до крайностей — отрицании какой-либо роли скандинавов в истории Древней Руси. При этом нередко утверждалось, что варяги «Повести временных лет» — не скандинавы, а славяне.
Споры между норманистами и антинорманистами способствовали накоплению исторических фактов. Но нередко в силу остроты и актуальности они порождали схемы, далекие от научных. Искали не истину, а историческое обоснование своих политических пристрастий.
В современной российской науке преобладают подходы, которые превратили длительный спор по сути в историографический факт. Подавляющее большинство исследователей исходят из того, что возникновение государственности есть результат внутреннего развития общества. Государство невозможно «экспортировать». Для его возникновения необходим определенный уровень развития сообщества.
-34-
Однако из этого вовсе не следует, что в формировании государственных институтов не могут участвовать представители иного этноса. Напротив, призвание и правление иноземных династий, привносивших свои представления о власти, случались в мировой истории очень часто. В условиях острых социальных и этнических столкновений нередко самым подходящим для противостоящих сторон оказывался чужеродный правитель. Именно это обстоятельство давало надежду на то, что последний возвысится над межэтническими трениями и сумеет объединить, интегрировать общество.
Понятно, что при таком подходе меняется сама постановка вопроса: исследователи говорят не о варягах, «творцах» древнерусской государственности, а пытаются выяснить тот вклад, который они внесли в генезис государственности, в историю Древней Руси в целом.
Сама легенда о призвании появилась в начале XII в., в связи с необходимостью обосновать права Владимира Мономаха, занявшего в 1113 г. престол великого князя Киевского в нарушении старшинства, по призванию жителей древней столицы. В момент написания «Повести временных лет» события двухвековой давности, по-видимому, были уже плохо известны и понятны летописцу.
Важно подчеркнуть, что основа складывающейся государственности в новгородских землях с самого начала носила полиэтничный характер. При этом, по мнению многих историков XIX — начала XX в., князь Рюрик выступает скорее не как завоеватель края, а как правитель, появившийся здесь, согласно договору (соглашению, «ряду») с местными «мужами». В этом некоторые исследователи видели принципиальное отличие древнерусской государственности от западноевропейской: там государство возникает вследствие завоевания, на востоке — добровольного признания. В новейшей историографии договорная природа нарождавшейся государственности вновь стала предметом пристального внимания. Однако она скорее рассматривается в рамках выяснения взаимных прав и обязанностей, сосуществования и сотрудничества властных институтов — княжеской и вечевой власти.
Рюрик укрепился в Новгороде, подчинив и передав «в кормление» центры подвластных территорий своим «мужам». В летописи среди подвластных ему центров упомянуты Полоцк в земле кривичей, Ростов, Белоозеро, Муром в землях финно-угорских племен. Характерно, что под власть Рюрика попали племена, не принимавшие, согласно летописному известию, участия в призвании варягов.
Варяги стремились контролировать торговые пути в Византию и на арабский Восток, в первую очередь путь «из варяг в греки». По одной из версий, Рюрик послал своих дружинников Аскольда и Дира на юг, для захвата опорных пунктов. Аскольд и Дир обосновались в Киеве и, по-видимому, даже приняли участие в упомянутом выше походе на Царьград в 860 г. Упоминание о скандинавах, звавшихся русью, попало в византийские хроники. «С этого времени,— замечает автор «Повести временных лет»,— стала прозываться Русская земля».
-35-
После смерти Рюрика власть перешла к Олегу, на попечении которого оказался малолетний сын Рюрика Игорь. В 882 г. Олег, собрав дружины варягов, словен, кривичей, чуди и мери, выступил на юг. Возможно, поход был вызван тем, что обосновавшиеся в Киеве Аскольд и Дир не желали признать власть нового правителя. По дороге были взяты Смоленск, Любеч и Киев. Аскольд и Дир как «самозванные» правители Киева, не принадлежавшие к роду Рюрика, были убиты.
В Киеве Олег провозгласил: «Да будет Киев матерью городам русским». Вложенные в уста князя слова — вымысел летописца. Тем не менее в них отразилось стремление Олега перебраться в Киев. Завоеватели сознавали преимущества расположения города на Днепре. Согласно летописи, объединение двух восточнославянских центров произошло в 882 г. Традиционно этот год считается датой создания Древнерусского государства.
Упрочившись в Киеве, Олег подчинил древлян, а позднее северян и радимичей. Подчинение означало прежде всего установление даннических отношений: последние, ранее платившие дань хазарам, отныне должны были посылать ее киевскому князю. Современные исследователи подчеркивают, что отношения славянских племен с завоевателями не сводились лишь к дани. Диапазон был шире. В противном случае едва ли Олегу и его окружению удалось бы надолго подчинить многочисленное славянское население, разбросанное на огромной территории. Устанавливались не только даннические, но и взаимовыгодные торговые отношения. Славянские «мужи» получали возможность участвовать в военных предприятиях варягов. После завоевания Киева входившие в дружину Олега варяги и словене воспринимались на юге как единое сообщество. Этноним «русь» был распространен на всех. Таким образом этническое название варягов трансформировалось в политический термин.
С именем князя Олега связан поход варягов и подвластных союзных ему племен на Константинополь в 907 г. Застигнутые врасплох византийцы должны были пойти на заключение невыгодного для них договора, предусматривающего уплату огромной контрибуции. Договор приоткрывает состав киевского войска. При заключении договора варяги клялись Перуном, славяне — «скотьим богом» Волосом, бывшим одновременно и богом богатства. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Царьграде. Примечательно, что в русско-византийском договоре слово «Русь» подразумевало уже не одну княжескую дружину, но и все подвластные Олегу земли.
После смерти Олега (912 г.) власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Следовательно, впервые князь получил власть не путем вооруженного захвата или по приглашению веча, а по наследству.
Первые годы княжения Игоря оказались непростыми. Некоторые племена, подчиненные Олегом, отказались платить ему дань. Игорю пришлось вновь завоевывать эти территории. Столкнулся князь Игорь с кочевниками-печенегами, появившимися в
-36-
южнорусских степях. Осложнились отношения Киева с Константинополем. В 941 г. Игорь возглавил поход на столицу Византийской империи. Из-за ограниченности источ