Демографические закономерности и концепции, ДПолитика
Демографические закономерности,их изучениесоставляют предмет науки демографии. Конкретные закономерности обусловливают и характер и целевую направленность демографической политики. Закономерности(в Оренбургской области):снижение рождаемости, колеблющийся характер смертности, положительный естественный прирост, количество браков превышает количество разводов, миграционная убыль, половозрастная пирамида соответствует суженному типу воспроизводства с высокой долей населения пожилого возраста.
Демографическая политика - комплекс целей, мер и средств, реализуемых государственными институтами, общественными организациями и направленных на изменение демографической ситуации. Цели, средства и т.д. прописаны в нормативно-правовых актах РФ, субъектов РФ и МО.
Стратегическую составляющую нормативно-правового регулирования демографической политики представляет Концепция демографической политики,содержание которой образуют цели и задачи, принципы, механизм, направления и сроки реализации демографической политики, а так же ожидаемые результаты.
На федеральном уровне Концепция утверждается Указом Президента РФ. Субъекты РФ вправе утверждать свои. Концепция демографической политики Оренбургской области до 2025 года, направления: повышение уровня рождаемости и укрепление института семьи; сокращение уровня смертности, а также сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития.
Структура демографической политики. Уровни:
Федеральный -задаются концептуальные формы и целевые ориентиры ДП.
Региональный -совокупность мер органов государственной власти субъекта РФ, предполагающих регуляцию демографических процессов с целью формирования эффективной модели естественного воспроизводства и пространственного движения населения в определенный период времени и на определенной территории.
Муниципальный -совокупность делегируемых государственных полномочий и инструментария собственных целевых программ.
В целом, демографическая политика представляет комплекс различных мер:
1. Экономические (оплачиваемые отпуска и различные пособия, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы; компенсации переселенцам и т.д.)
2. Административно – правовые – законодательные акты
3. Воспитательные и пропагандистские -формировать общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определенный демографический климат.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а определенно через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, сферы занятости, места жительства..
57. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
Муниципальное образование как социально-экономическая система, обладает определенной свободой выбора формы деятельности и представляет собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.
Муниципальные образования можно отнести к динамичным системам – они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Они являются вероятностными системами – их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого.
Наиболее важной объективной характеристикой муниципального образования как социально-экономической системы является ее целенаправленность. В соответствии с Законом №131-ФЗ «целью местного самоуправления в Российской Федерации является самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, основная цель заключается в наиболее полном удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали.
Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:
– целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
– интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;
– многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;
– адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;
– изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;
– синергизм – как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода;
- автономность проявляется в его стремлении решать самостоятельно вопросы местного значения в полном объеме, а также иметь наиболее полную компонентную структуру;
- устойчивость, которая обеспечивается такими элементами самоорганизации, как дифференциация и лабильность. Дифференциация – это стремление муниципального образования к структурному и функциональному разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Лабильность означает подвижность функций элементов структуры при сохранении устойчивости системы в целом. К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести:
- разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования;- наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального
С учетом указанных свойств, ключевыми характеристиками социально-экономической системы муниципального образования являются: 1) наличие определенной структуры, иерархии подсистем и элементов; 2) тесная взаимосвязь с другими социально-экономическими системами и внешней средой; 3) способность адаптироваться к изменяющимся; 4) наличие предельных возможностей, определяемых; 5) нестабильность отдельных параметров, 6) комплексный характер управления;
58 Стратегический подход к управлению муниципальным образованием
Стратегическое управление — это управление в условиях неопределенности и рисков, возможных и реальных кризисов. Оно нацелено на разрешение кризисных ситуаций, обеспечение устойчивости социально-экономических систем. Оно ориентировано на внешнюю среду, ее изменения и адаптацию к этим изменениям. Оно нацелено не только на настоящее, но и на перспективу.
Разработка стратегии (стратегическое планирование) — это сравнительно новая по содержанию функция управленческой деятельности для российских субъектов и имеет принципиальное отличие от известного в нашей стране долгосрочного планирования. Долгосрочное планирование предполагает экстраполяцию определенных тенденций «от прошлого к будущему», тогда как идеология стратегического планирования строится на принципе «от будущего к настоящему» и служит залогом успеха управленческой деятельности организации в условиях нестабильности и высокой динамичности внешней конкурентной среды.
Стратегическое планирование стало необходимой частью городского управления, поскольку города все чаще сталкиваются с проблемой неопределенности их будущего. Современная ситуация, характеризующаяся быстроизменяющимися технологиями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди городов и регионов за жизненные ресурсы требует умения адаптироваться и формировать городскую политику таким образом, чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся окружающие условия.
Задачи стратегического управления на муниципальном уровне могут быть решены только в увязке со стратегическими целями и задачами государства. Необходимость в согласовании стратегий структур различных уровней власти вызывает необходимость в едином правовом пространстве, непротиворечивом законодательстве, единой системе статистической, финансовой и другой отчетности, организации эффективного взаимодействия органов управления в различных сферах общественного (государственного и муниципального) сектора. Поэтому важной составной частью стратегического управления на муниципальном уровне является целенаправленная работа по согласованию интересов населения муниципального образования с интересами государственной власти и хозяйствующих субъектов.
Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на обращение к текущим задачам к ориентации на решение перспективных проблем.