Общие положения о военно-техническом сотрудничестве российской федерации с иностранными государствами
Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
__________________________________________________
Кафедра организации таможенного контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Запреты и ограничения во внешней торговли»
на тему«Транзит вооружения и военной техники через территорию Российской Федерации»
Выполнил: студент 6-го курса
очно-заочной (вечерней)
формы обучения
факультета таможенного дела, группа 6511-в
Н.Ю. Абашева
Подпись _______________
Доцент:
В.А. Гайфутдинов
Подпись_______________
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫЙ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международная торговля требует пересечения товаров через территории других государств. Для стран, не имеющих выхода к морю, транзит через территории других государств для доступа к международным рынкам и транспортным услугам является существенным условием их интеграции в международной экономике.
Свобода транзита как принцип в международном праве происходит от права доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода. Товары, транспортные средства и люди должны обладать свободой транзита для доступа к морю. Доступ к морю и право прохода через территории государств были предметом различных международных конференций и нескольких международных соглашений, которые формируют основу принципа свободы транзита. В их числе нормы нескольких международных договоров.
Вопросы таможенного транзита уже давно привлекают внимание ис-следователей. Рассматриваются вопросы, связанные с обязанностью государств предоставлять право на транзит через их национальную территорию соседним государствам. Изучены и вопросы применения внутренних пошлин. Можно выделить и третье направление – правовые основы принципа свободы транзита.
Вопросы транзита сложны по многим аспектам от управления до инфраструктуры и в том числе в контексте некоторых таможенных и инвестиционных составляющих. Они главным образом регламентируются двусторонними и региональными соглашениями.
Данная работа посвящена транзиту вооружения и военной техники через таможенную границу РФ. «Вооружение», «военная техника» – это комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).
Таким образом мы можем с уверенностью сказать, что транзит вооружения и военной техники актуален в наши дни, так как транзит вооружения и военной техники, является важной сферой экономики государства. Об актуальности исследуемой темы свидетельствует также и тот факт, что российская сфера транзита вооружения и военной техники связана с поступлением значительных финансовых средств в государственный бюджет РФ.
Целью данной работы является комплексное изучение и разработка наиболее важных теоретических проблем, связанных с правовым регулированием процедуры таможенного режима, как транзита вооружения и военной техники через территорию РФ.
Для достижения поставленной цели подразумевается выполнение следующих задач:
-
-
-
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
1.1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ «О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ»
Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, а также порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и их права в этой области установлены ФЗ № 114-ФЗ от 19 июля 1998 года «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Основные понятия, установленные данным ФЗ:
продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.
К продукции военного назначения относятся:
- вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
- системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
- взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:
- инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
- специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
- коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
- специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
- техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
- научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
- стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
- научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
- специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
- обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
- создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
- подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств:
- передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
- проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
- предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
- передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
- проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах РФ;
- показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории РФ;
- услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
- создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
- исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
- ремонт вооружения и военной техники;
- консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
- иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ;
- вывоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения за пределы территории РФ;
- ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию РФ;
военно-техническая помощь - предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами РФ требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения.
Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством РФ с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти РФ.
Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:
приоритетность интересов РФ при осуществлении военно-технического сотрудничества;
государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;
соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
соблюдение международных обязательств РФ в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;
государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности РФ при осуществлении военно-технического сотрудничества;
сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов РФ;
соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для РФ условиях;
обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;
подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.
Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:
осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти РФ в области военно-технического сотрудничества;
введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;
регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами РФ;
проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;
обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств РФ.
Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами
Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ.
Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента РФ.
Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ. Решениями Президента РФ запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов РФ.
Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.
Право на участие в военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами может быть предоставлено ограниченному количеству организаций:
государственным посредникам - специализированным организациям, созданным по решению Президента РФ в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной РФ в форме государственной корпорации;
государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», созданной РФ на основании федерального закона;
Российским организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации - разработчики и производители продукции военного назначения при условии закрепления не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются.
Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом РФ с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.