Основы межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения (МБО)- это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетныхправоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Цель -создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

Принципы МБО:

- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, МО;

- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Основа межбюджетных отношений: Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

- осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд компенсаций, Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

Выделяют следующие видыбезвозмездных поступлений:

- дотации (не имеют целевого характера, в основном, направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов);

- субсидии (целевые средства, направляемые на софинансирование реализации полномочий нижестоящего уровня, как правило, ориентированы на стимулирование к лучшей реализации данных полномочий);

- субвенции (средства, компенсирующие затраты на реализацию переданных с вышестоящего уровня полномочий).

Функции МБО и межбюджетных трансфертов:

-выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

-компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

-стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

-поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

-снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Бюджетная классификация.

Ст.18 БК РФ Бюджетная классификация РФ– группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней БС (бюджетной системы) РФ, которые используются для составления и исполнения бюджетов всех уровней БС РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней БС РФ. (бухгалтерский и финансовый отчет)

- является единой для бюджетов всех уровней, включая государственные внебюджетные фонды

- используется для составления, исполнения и отчетности бюджетов всех уровней в целях обеспечения единой бюджетной политики, а также сопоставления показателей бюджетов всех уровней

- определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ осуществляются Минфином.

Основная задача БК - обеспечение сопоставимости показателей различных бюджетов, сравнения их по годам, выявления динамики, тенденций, а также возможность организации эффективного и четкого бюджетного планирования.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации осуществляет Министерство финансов РФ.

Ст.19 - БК РФ Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований

1. Код классификации доходов (кода главного администратора доходов бюджета; кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода); кода подвида доходов; (для детализации поступлений по кодам клас-ции доходов) (налоговые,неналоговые, безвозмездные перечисления)

2. Код классификации расходов ( код главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов)

Единые группы расходов бюджетов:

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография:

9) здравоохранение:

10) социальная политика:

11) физическая культура и спорт:

12) средства массовой информации:

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной

3. Код классификации источников финансирования дефицита бюджета (код главного администратора источников фин. дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида) (источники внутреннего и внешнего финансирования)

Наши рекомендации