Религиозные верования восточных славян. Принятие христианства на Руси.

Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке

Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки. )

В эпоху расселение происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на их место постепенно происходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян Киевская Русь. 882 год!!!

За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Развитие Древнерусского государства в XI в. Ярослав Мудрый и его деятельность.

После окончательного утверждения Ярослава на престоле на Руси произошло много событий, способствовавших формированию и укреплению русского государства. Во-первых, это серия выгодных браков, поднявшая международный престиж Руси и ее авторитет. Известно, что его второй женой стала дочь шведского короля – Ингегерда, в приданое к которой он получил город Альдейгаборг (Ладогу). Сын Ярослава Изяслав стал мужем сестры польского короля Гердтруды; второй сын (предположительно) был мужем австрийской принцессы, сын Игорь женился на германской принцессе, а Всеволод на греческой царевне, от брака с которой родился Владимир Мономах.

Все три дочери князя также были выданы за иностранных королей. Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, Анастасия – женой короля Венгрии, а Анна была выдана замуж за короля Франции Генриха I. Таким образом, благодаря династическим бракам, Ярослав в зрелом возрасте мог не бояться за отношения с Европой. Во-вторых, при Ярославле Мудром дальнейшее распространение получило христианство: был построен ряд церквей (в т.ч. храм Святой Софии в Киеве), устроено первое на Руси книгохранилище, русскую церковь впервые возглавил русский митрополит Илларион.

При Ярославе на Руси появилось письменное право – был создан сборник законов «Русская правда», в котором была ограничена кровная месть, определены штрафы за те или иные деяния в соответствии с существовавшим сословным разделением. При Ярославе же была начата знаменитая «Летопись временных лет» – запись событий по годам, которая даже в более поздних копиях является бесценным материалом для изучения прошлого российского государства.

Подводя итоги деятельности Ярослава Мудрого во главе государства, нужно отметить, что время его правления (1019-1054 годы) стало расцветом Киевской Руси.

Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине XIII. в.

Тенденции к объединению русских земель (конец XIII–XIV вв.) Возвышение Москвы. Политика первых московских князей.

Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке

Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки. )

В эпоху расселение происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на их место постепенно происходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян Киевская Русь. 882 год!!!

За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Религиозные верования восточных славян. Принятие христианства на Руси.

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Внешний культ у славян также не был развит : не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие ; этим и ограничивалось идолослужение. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря : коляда - к Святкам, проводы зимы - к маслянице.

Как обстояло дело. В то время в Византийской империи произошло вос-стание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Вла-димира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал вой-ну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и полу-чил в супружество царевну Анну. Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенст-вом, Владимир в 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Ку-миры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство во-дворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось приме-нить силу.

Наши рекомендации