Наука на службе обнавления страны
Одной из главных проблем, с которой столкнулось молодое советское государство, выстраивая свою культурную политику, являлось состояние науки, которую идеологи большевистской партии, вслед за К. Марксом, рассматривали как важнейшую производительную и духовную силу. В Советской России с самого начала государственная идеология подчёркивала высокий престиж науки как силы, служащей интересам народа, и в то же время, как силы, воспроизводящей мировоззрение, творческие способности, моральный облик человека – участника производства.
Первостепенной задачей советской власти являлось налаживание сотрудничества со старой научной интеллигенцией в целях сохранения исторической мощи страны и развития отечественной науки. Такой вектор сотрудничества был задан В. И. Лениным, который от имени советского правительства заявил, что «без руководства специалистов различных отраслей знаний, техники, опыта переход к социализму невозможен»[31].
Следует отметить, что большинство ученых лояльно отнеслось к советской власти. Социалистические идеи были близки широкому кругу научной интеллигенции ещё со второй половины XIX века. Многие усматривали в социалистических идеях интеллектуальную программу развития России. Так, академик В.И. Вернадский полагал, что «социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения; он представляет из себя, может быть, самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества… Социализм вырос из науки и связан с ней тысячью нитей»[32]
Приветствовали революцию и перешли к сотрудничеству с советской властью основоположник русской и британской научных школ физиологии растений К.А. Тимирязев, биолог и селекционер И.В. Мичурин, основоположник теоретической космонавтики К.Э. Циолковский, создатель аэродинамики как науки Н.Е. Жуковский, известный юрист А.Ф. Кони, историк А.Е. Пресняков и другие.
Многие крупные ученые, не разделявшие большевистских политических установок, остались на родине, избрав патриотическую позицию сотрудничества с советской властью. Среди них были: создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат академик И.П. Павлов; один из выдающихся представителей русского космизма, создатель науки биогеохимии, минералог В.И. Вернадский; русский геополитик, генерал бывшей царской армии А.Е. Снесарев и др. Ученых привлекало то, что Советское правительство даже в условиях Гражданской войны уделяло науке самое пристальное внимание. Уже в декабре 1917 года появились первые директивы, отражавшие научный подход советской власти к государственному планированию, осознание важной роли науки в построении нового общества и необходимости разработки научно-технической политики.
В декабре того же 1917 г. при Наркомпросе был создан Научный отдел, объединивший все учреждения, ведущие естественнонаучную работу. Благодаря его деятельности ученые стали получать от государства конкретную, в том числе материальную, помощь. Ассигнования на науку по РСФСР в 1918 г. превышали аналогичный показатель 1917 г. почти в четыре раза. Постановлением СНК РСФСР от 6 декабря 1921 г. «Об улучшении быта ученых» была создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ). В ее ведение входило оказание различной материальной помощи учёным, создание условий для научно-технической и творческой интеллигенции России в условиях экономической разрухи. Крупные ученые были взяты на персональный учёт, был введен натуральный академический паек. В 1931 году ЦЕКУБУ была преобразована в Комиссию содействия ученым при СНК СССР, которая работала до 1937 года.
Эти мероприятия значительно сдержали «утечку мозгов» за рубеж: из 10 240 учёных, имевшихся в России до начала Революции, эмигрировали лишь 500. Среди них были в основном не смирившиеся с итогами Революции и Гражданской войны, продолжавшие бороться с советской властью печатным словом и с университетских кафедр представители гуманитарных наук. Каждый шестой из ученых-эмигрантов был правоведом, каждый седьмой – экономистом, и, наконец, эмигрировали почти все русские религиозные философы.
В 1922 году по инициативе В.И. Ленина 78 наиболее активных противников советской власти были высланы из страны на двух рейсах немецких пассажирских судов из Петрограда в Штеттин, что вошло в историю под собирательным названием «философский пароход». Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных были философы С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин, С. Франк, Н. Лосский и др. В целом за год из страны было выслано около 160 интеллигентов, не пожелавших примириться с новыми реалиями. Многие из них в Русском зарубежье продолжили активную борьбу с Советской Россией.
Однако, несмотря на утраты и потери, в 1920-е гг. был достигнут компромисс между властью и учеными, и наука, подстроившись под ритм революционной эпохи, стала активно развиваться, опираясь на всестороннюю помощь государства.
За первые два года советской власти в обстановке Гражданской войны в стране было создано 33 крупных института, в том числе институты Физико-химического анализа, Платиновый, Оптический, Керамический, Рентгенологический и радиологический, Исследования твердого вещества, По удобрениям, Центральный аэрогидродинамический и др., ставших впоследствии основой всей сети прикладных НИИ. В 1918-1921 гг. в одном лишь Петрограде были созданы Государственный физико-технический институт (ГФТИ, директором которого стал «отец советской физики» А.Ф. Иоффе), Государственный радиевый институт (ГРИ, директором которого являлся академик В.И. Вернадский). А в Москве появились Институт физики и биофизики при Наркомздраве, Научно-исследовательский институт физики и кристаллографии и мн.др.
К 1923 г. в СССР было создано 55 научных институтов, а к 1927 г. – более 90. Были осуществлены крупные исследовательские проекты, в том числе многочисленные научно-изыскательские экспедиции (например, в районы Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова).
Важным результатом плодотворного сотрудничества советской власти и ученых стала разработка и реализация плана по восстановлению и модернизации экономики России – Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) в 1920 г. План предусматривал создание в течение 10-15 лет 30 электростанций общей мощностью 1750 тыс. кВт, что позволило бы электрифицировать все отрасли народного хозяйства. План ГОЭЛРО создал базу для динамичного развития не только отечественной промышленности, но и науки. Таким образом, план ГОЭЛРО заложил основу научных кадров в СССР.
Одним из главных направлений деятельности Наркомпроса в области науки было обеспечение сближения работы научных учреждений с производством. Необходимо было ввести в рабочую практику научный опыт, «освещать созидательную работу практических тружеников научной мыслью».
Центром новой системы научных учреждений стала бывшая Российская императорская академия наук, которая (под именем Российской академии наук – РАН, а позднее – АН СССР) была сохранена благодаря жесткому противодействию В.И. Ленина «левым» революционерам. Став ядром советской научной жизни, институциональной основой фундаментального научного знания Академия наук сохранила научные кадры и привлекла к сотрудничеству многих ученых, создав научные институты прикладного профиля. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии наук была создана Академия наук СССР. В то же время в 1920-е гг. в ряде отраслей советской науки, в частности, в физике, была создана система исследовательских институтов, находившихся за пределами Академии и финансировавшихся от наркоматов.
Начал стремительно развиваться отраслевой сектор науки. Были учреждены институты, подведомственные ВСНХ, изучавшие процессы в промышленности и разрабатывавшие научные методы ее модернизации. За период 1929-1931 гг. число НИИ в системе Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) возросло на 33 %, а численность учёных сотрудников в этих институтах увеличилась почти в 2 раза.
Развитие гуманитарных наук в СССР было подчинено лейтмотиву утверждения марксистско-ленинской концепции и методологии диалектического материализма. Для укрепления позиций марксизма была создана широкая институциональная база: Социалистическая академия (1918, с 1919 г. – Социалистическая академия общественных наук, с 1924 г. – Коммунистическая академия), институт Маркса—Энгельса, философское отделение Института красной профессуры, Институт научной философии. В 1929 г. Российская ассоциация научно-исследовательских учреждений (РАНИОН) и Институт научной философии были объединены в Институт философии Комакадемии.
Проблема определения путей развития марксистской философии вызвала появление различных подходов. В 1920-е годы активно шла дискуссия между марксистами-«механистами», которые пытались приблизить марксизм к классическому позитивизму, и последовательными «диалектиками». В итоге к концу 20-х годов «механицизм» был осужден как разновидность ревизионизма.
Революционно-радикальные тенденции также проникли в область гуманитарного знания. Появились свои нигилисты от философии. Так в 1922 году вышла статья ректора Ленинградского университета С. Минина «Философию — за борт!» В статье утверждалось, что философия есть «орудие эксплуатации», «она враждебна пролетариату так же, как и религия». Минин призывал опираться не на искажающую картину мира философию, а на науку. На похожих позициях стоял и биолог Э.С. Енчмен, предложивший свой биологический вариант философии – «теорию новой биологии», по сути, вульгарной рефлексологии. Суть её состояла в сведении всей человеческой деятельности к набору рефлексов и представлению о жесткой физической детерминированности психических явлений.
Нигилистические установки проникли и в область исторической науки, где утвердилась знаменитая «школа М.Н. Покровского», рассматривавшая исторический путь России в своей вульгарной трактовке марксизма и упрощенно-классовых категориях. Например, представители этой школы, строго следуя чуждой классическому марксизму «пятичленке», находили в историческом прошлом России рабовладельческую формацию античного образца. Будучи заместителем наркома просвещения, Покровский использовал административный ресурс для борьбы с историками «старой школы» С. Бахрушиным, Б. Грековым, Ю. Готье, В. Пичета, М. Любавским, П. Любомировым, Е. Тарле, С. Платоновым и др.
Успех революции привел к мировоззренческому перевороту в области науки, появлению представлений о её планетарных гуманистических возможностях и постановке новых, порой, фантастических целей: созданию «нового человека» и поискам бессмертия. Стимулируя идеи русского «космизма», это, в то же время привело к появлению и лженаук и псевдонаучных направлений - таких, как человеководство, пролетарская евгеника.
В 1920 г. было создано Русское евгеническое общество (РЕО) под председательством разработчика теории структуры генов Н. Кольцова, которое занималось антропогенетикой, изучавшей наследственность человека, и антропотехнией, ставившей перед собой цели улучшения рода. Суть данной науки Кольцов формулировал следующим образом: «Евгеника имеет перед собой высокий идеал, который придаёт смысл жизни и оправдывает принесённые жертвы: создание путем сознательной работы нескольких поколений человека высшего типа, покорителя природы и творца жизни. Евгеника это религия будущего, и у неё есть свои пророки». Таким образом, цель оправдывала средства, в том числе и человеческие жертвы.
Полагая, что способности могут передаваться по наследству, лидер РЕО считал, что высший разум членов партии необходимо передать многочисленному потомству. С этой целью генетики А. Серебровский с С. Левит создали в 1926 г. Бюро человеческого здоровья и наследственности. В своей программной статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» Серебровский развивал идеи Кольцова: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперёд».
После смерти В.И. Ленина для разгадки секрета его таланта и удивительной работоспособности была создана (1925) Лаборатория по изучению мозга В.И. Ленина. В 1928 г. на её базе был образован Государственный институт мозга (ГИМ), который должен был найти «материальную базу психической одарённости». Эта задача вызвала к жизни новое научное направление – эврологию, которая занималась изучением одаренности. Эврологи, специалисты московского Института экспериментальной эндокринологии, в состав которого входил знаменитый Сухумский питомник обезьян, искали способы повышения интеллекта, стимулируя различные области мозга животных. Однако и в эту область проникали «революционеры» от науки, вроде И. Иванова, который пытался вывести новый биологический вид людей путем скрещивания человекообразных обезьян и людей.
Идеи создания сверхчеловека переплетались с поисками секрета бессмертия. Основатель первого в мире Института переливания крови Александр Богданов сформулировал теорию омоложения организма, согласно которой регулярное переливание «молодой крови» стареющему организму способствует торможению процессов старения. Однако данная теория была опровергнута печальной практикой. В результате очередного опыта по переливанию крови, поставленного на себе, автор теории скончался.
В то же время в области естественных и точных наук советские ученые обеспечили своеобразный прорыв. Значительных достижений удалось достичь в физике. В 1924 году А.Ф. Иоффе открыл явление повышения прочности кристаллов, став основоположником современной полупроводниковой физики. Для развития этого направления по его инициативе были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. Свой вклад в мировое развитие физики внесли учёные Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг; радиофизик А. Минц разработал систему радиолокации. В 1920-е гг. начал свою исследовательскую деятельность П.Л. Капица, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.). В области математики академиком И. Виноградовым была разработана теория чисел. Продолжал свою деятельность создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, основатель российской физиологической школы И.П. Павлов. Советская власть обеспечила учёному все необходимые условия для работы, построив специально для него институт в Колтушах под Ленинградом. Советсое государство ценило ученых, предоставляя им институциональную базу, отправляя в заграничные командировки, высоко оплачивая их труд (резонно ожидая в ответ политической лояльности или хотя бы аполитичности). Так, теоретику ракетной техники, основоположнику ракетодинамики, философу-космисту К.Э. Циолковскому с 1921 года была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.
Выдающихся успехов достигли наши химики: С.В. Лебедев и Б. Бызов, изобретатели синтетического каучука; А. Фаворский – разработчик теоретической основы промышленного синтеза каучука в СССР; Н. Зелинский – автор метода получения бензина, реализация которого в промышленном масштабе обеспечила бензином Советское государство; Н. Курнаков – создатель отечественной школы физико-химического анализа и советской научной школы химиков и металлургов. В 20-е годы биохимик А.И. Опарин разработал теорию происхождения жизни на Земле как результата эволюции углеродистых соединений.
В области авиастроения советскую науку прославил конструктор Ф.А. Цандер – создатель ракетного двигателя. Минералог академик В.И. Вернадский провёл огромную работу по изучению геологии Советского Союза и созданию его независимой минерально-сырьевой базы. Благодаря его деятельности была создана лабораторная база по исследованию радиоактивных минералов, а впоследствии образован Радиевый институт, на базе которого уже в 20-е годы начала разрабатываться будущая атомная программа СССР. Для развития исследований в области новой, разработанной Вернадским, науки о Земле – биогеохимии, была создана специальная Биогеохимическая лаборатории при Академии наук СССР, которую он возглавил.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н.И. Вавилов – первый президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ) – стал основоположником современных учений о биологических основах селекции, о мировых центрах происхождения культурных растений, об иммунитете растений. Значительными были достижения ученого и в области генетики, в которой он открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Благодаря Н.И. Вавилову в СССР была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Физик С.И. Вавилов заложил основы научной школы физической оптики и микрооптики.
Развитие советской науки в 20-е годы было динамичным. В 1923 году академик Вернадский писал из Парижа: «Мне хочется коснуться положения науки в России. Мне кажется, здесь (имелось в виду Русское Зарубежье – А.М.) не сознают огромного дела культурного, которое сделано. Сделано при страданиях, унижениях, гибели и т.д. Центр мысли и научной работы не в эмиграции, а в России» .
На рубеже 20-30-х годов, в связи с новыми задачами советского государства, в области управления наукой произошли изменения. АН СССР в 1933 г. была передана в ведение ЦИК СССР, а в 1934 году переведена из Ленинграда в Москву. В 1936 г. Комакадемия была расформирована, её кадры вошли в АН СССР. Такая реорганизация дала свои плоды, способствовав развитию Академии: так, в 1940 году в систему АН СССР входило около 150 научных институтов, а число научных работников превышало 4000 человек.
Принципы советской культурной политики – государственное управление наукой и её подчинение народно-хозяйственным целям – оказали огромное влияние на развитие всех секторов НИОКР и на направление научных исследований. В 30-е гг. продолжился процесс включения науки в систему производства: на каждую отрасль экономики работала определенная структура отраслевой науки. Нужды индустриализации требовали развития прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Создавались крупные центры исследований в новых промышленных районах, союзных республиках. Научные лаборатории и центры двинулись за Урал, где в начале 30-х гг. работало свыше 20 научно-исследовательских организаций (преимущественно в промышленности).
В 1930-е гг. создаются ассоциации институтов по дисциплинам физико-математических наук, химии, биологии, общественных наук. Институционализации научных сообществ, а также налаживанию коммуникаций между учеными способствовали регулярные профессиональные съезды. Таким образом, обеспечивалось выстраивание дисциплинарной и коммуникативной структуры всей советской науки.
Знаковым событием в области гуманитарных наук являлся выход единого учебника по истории – «Краткого курса ВКП (б)» (1938 г.). Учебник разрабатывался при личном участии И.В. Сталина. Создание единой концепции истории на основе установок, марксизма-ленинизма способствовало унификации общественных наук и расставляло идеологические приоритеты. В качестве методологии философии утвердился научный диамат, а в истории начался процесс реабилитации отдельных страниц дореволюционного прошлого России. «Школа Покровского» была подвергнута жёсткой критике за «антимарксистские извращения и вульгаризаторство» и была исключена из исторической науки. Произошло изменение в идеологических установках – от вульгарно понимаемого интернационализма к национальной истории, принципам патриотизма и уважения к своему прошлому, одобрения державно-имперской политики, которая через призму времени отражалась в сталинском курсе. При этом само понятие пролетарского интернационализма не было отброшено, но получало новую интерпретацию.
В то же время, выход «Краткого курса» заложил основу новых направлений исторической науки, в частности – истории партии, которая стала такой же общеобязательной дисциплиной, как и история СССР. Развивалось исследование истории союзных республик, народов многонационального СССР. Началась реабилитация «старых» историков, репрессированных благодаря усилиям Покровского. Основы советской марксистской историографии были заложены крупными учёными с дореволюционным стажем: Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным, Н.М. Дружининым, Е.В. Тарле.
В соответствии с задачами модернизации страны ученые проводили исследования большого народнохозяйственного значения. Огромный размах получили исследования, связанные с помощью сельскому хозяйству — его механизацией и химизацией, борьбой с засухой, повышением урожайности. На этом фронте продолжил свою работу Н. Вавилов. И. Мичурин разработал методы селекции плодово-ягодных растений, в том числе путём гибридизации. Благодаря этому было выращено около 300 новых разновидностей плодовых растений.
В 30-е годы ведутся исследования по поиску новых видов сырья и источников энергии. Мощный импульс для развития получила ядерная физика. В 1934 г. П. Черенковым, С. Вавиловым и И. Франком было открыто свечение, получившее название черенковского. Это излучение широко используется в физике высоких энергий. В этом же году группа ученых под руководством П. Ощепкова провела успешные опыты по испытанию радиолокаторов, а П. Капица впервые в мире создал установку по созданию жидкого гелия. Разработки физиков А. Тамма и И. Курчатова послужили теоретической базой для создания циклотрона – ускорителя заряженных частиц, который был уже запущен в 1937 году, будучи первым в Европе.
Огромный вклад в развитие конструкторской мысли внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Здесь под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева начались работы по созданию нового поколения боевых самолетов. Были спроектированы дальний высотный скоростной бомбардировщик ТБ-7, многоцелевой "СЗ" (прототип серийного Су-2), а перед самым началом войны здесь был создан прототип Ту-2, одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой войны. К началу Великой Отечественной войны боевые самолеты, разработанные в коллективе Туполева, являлись основой парка бомбардировочной авиации, сосредоточенной на западных границах СССР (СБ, ТБ-3 и ТБ-7).
В 1937 г. на самолете Туполева АНТ-25 лётчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км.
В 30-е годы впервые проявился незаурядный талант ученика Туполева – прославленного впоследствии С.П. Королёва. В сентябре 1931 года С.П. Королёв и Ф.А. Цандер организовали Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая стала научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов. Именно здесь были созданы и запущены первые советские баллистические ракеты (БР) на жидком топливе ГИРД-09 и ГИРД-10. Первый удачный пуск ГИРД был осуществлен уже в 1933 году. В 1938 году под руководством Королёва были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия.
30-е годы, сопряженные с интенсивным освоением месторождений ценных полезных ископаемых, стали временем грандиозных научно-исследовательских экспедиций, среди которых особое значение имела арктическая экспедиция 1930-1934 гг. О. Шмидта и И. Папанина. Экспедиция играла важное значение в исследовании Северного морского пути и обеспечении регулярной связи по нему между европейскими и дальневосточными советскими портами. Академик И. Губкин, проводивший ещё в 20-е годы исследования в области геологии нефтяных месторождений и открывший богатейший нефтеносный район между Волгой и Уралом, в 1932 г. дал научно обоснованные прогнозы и указал направления нефтепоисковых работ в Западно-Сибирской низменности, Кузбассе, Минусинской котловине, Прибайкалье и Якутии и лично руководил ими.
Однако в результате ряда идеологических кампаний в 1930-е годы жертвами репрессий пали многие видные учёные, в том числе биолог Н. Вавилов. В разные годы оказывались в заключении такие ученые, как А. Туполев, С. Королев и др. Репрессиям и административному давлению были подвергнуты многие генетики, физики, историки, представители других наук.
В целом, в 1920-30-е годы в Советской стране была создана прочная научно-техническая база, адекватная всем критическим угрозам извне. Накануне войны в СССР действовало свыше 1800 научных учреждений, 817 высших учебных заведений.
Благодаря исключительному вниманию к науке, которое советская власть проявляла с первых же дней своего существования, наша страна в короткий исторический срок смогла решить не только задачи индустриализации, но и во всеоружии подготовиться к новой Мировой войне и победить в ней. СССР стал одной из крупнейших научных держав мира, в которой все общественное бытие было «пропитано наукой» и нацелено на дальнейшее развитие и совершенствование.
7.3.2 Создание советской образовательной системы
Приоритетными задачами образовательной политики молодого Советского государства являлись ликвидация неграмотности среди взрослого населения, повышение общего образовательного уровня трудящихся. Решение этих задач должно было способствовать также формированию гуманистической культуры и политической сознательности строителей социалистического общества. «Безграмотный человек стоит вне политики», – отмечал Ленин. Таким образом, ликвидация неграмотности была призвана создать фундамент культурного и экономического прогресса общества. Однако поставленная задача была весьма трудной: в дореволюционной России неграмотных было больше половины населения.
27 октября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению – руководящий орган в системе народного образования и культуры. По положению «О единой трудовой школе РСФСР» (октябрь 1918 г.) вводилось бесплатное и совместное обучение детей (трудящихся) школьного возраста. 26 декабря 1919 г. вышел декрет о ликвидации неграмотности, согласно которому всё трудящееся население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте. При этом язык обучения у представителей нацменьшинств – русский или родной – предоставлялся личному выбору самого обучающегося.
За короткий срок с 1917 по 1920 г., в условиях Гражданской войны, советская власть смогла подготовить институциональную и законодательную базу для проведения политики ликбеза: введено бесплатное школьное обучение для детей трудящихся, совместное обучение детей обоего пола; все национальности получили право обучения на родном языке; начала формироваться система общественного дошкольного воспитания; были созданы школы ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет). 19 июня 1920 года была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКликбез). Для реализации ликбеза к осени 1920 года органами Комиссии были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
Главными опорными пунктами ликбеза стали многочисленные библиотеки, избы-читальни, клубы («красные чумы», «красные юрты»). На первом Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности, проходившем в 1922 году, приоритетной задачей провозглашалось обучение грамоте пролетариата и других трудящихся в возрасте 18—30 лет по семимесячной программе в ликпункте (школе грамоты) по 6-8 часов еженедельно. В 1920-е гг. было издано огромное количество букварей для взрослых: «Долой неграмотность» (второе издание включало известную фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы»), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта, а также для взрослых на 40 языках народов СССР.
В 1923 году Наркомпрос издал декрет о создании Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность». Оно создавало школы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных.
Важной составляющей школьного строительства на новом этапе было осуществление всеобщего начального обучения. 20 августа 1923 г. СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана Всеобщее обучение (Всеобуч). В августе 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР определили конечный срок реализации плана на 1933/34 учебный год. Аналогичные законы о всеобщем обучении были приняты в республиках: в УССР (1924), БССР (1926), в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии в конце 1920-х гг.
Основной приток учащихся составляли беспризорники, дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. К 1922 году их численность в СССР составляла 7 млн. человек. В январе 1921 года первый председатель ВЧК по борьбе с контрреволюцией Ф.Э. Дзержинский создал и возглавил Комиссию по улучшению жизни детей (Деткомиссия) при ВЦИК. В её компетенцию входило не только решение материальных и социальных нужд детей, но и обучение их грамоте. Эта работа шла совместно с Наркомпросом, а также общественными организациями – «Фондом имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям», обществом «Друзья детей» и др. В ходе борьбы с беспризорностью раскрылся талант великого советского педагога А.С. Макаренко. К 1935 году массовая беспризорность в СССР была ликвидирована. Все дети были охвачены начальным обучением.
Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР занимался созданием и развитием национальных школ,. В течение десятилетия для народов, не имевших своей письменности (ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.), были созданы алфавиты (первоначально на основе латинского графики, с конца 30-х гг. – на базе кириллицы), буквари и учебные пособия на родных языках. Был обеспечен дифференцированный подход к определению типов школ в зависимости этнографических и географических условий тех или иных территорий.
Политика ликбеза дала свои плоды. Если в 1920 году в России грамотой владело 44,1% населения (73,5% в городах), то к 1932 году грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет по СССР в целом составляла 90,3% (города — 97%). Среди призывников в армию проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников, имеющих высшее и полное среднее образование, в 1939—1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.
Таким образом, в сложнейших условиях преодоления последствий Гражданской войны, осуществления политик коллективизации и индустриализации, был создан новый социально-культурный уклад. Политика ликбеза обеспечила промышленность и сельское хозяйство грамотными людьми, способными овладеть определённой специальностью. Овладение грамотой повышало общественный статус советских людей, расширяло их кругозор, мотивировало на дальнейшую учебу и саморазвитие. Реализация политики борьбы с неграмотностью явилась подготовительным этапом к охвату населения всеобщим начальным, а затем и общим образованием.
В условиях становления советской власти была разработана сбалансированная концепция реформы отечественной школы. В 1917-1920 гг. была введена государственная монополия на начальное и общее школьное и профессиональное образование. Школа отделялась от церкви, частные школы были запрещены. Давно назревшим гуманистическим шагом, осуществленным только с установлением советской власти, стал запрет физического наказания учащихся. Система школьного образования состояла из начальной школы первой ступени (4 года обучения), основной общеобразовательной семилетней школы и средней общеобразовательной девятилетней школы второй ступени. При этом обеспечивалось единство системы образования и преемственность образовательных ступеней. Советская организация системы образования была постепенно взята на вооружение многими странами.
Революционно-нигилистические настроения проникали во все поры молодого Советского государства, не обойдя и становящуюся систему образования, и педагогическую мысль, сказавшись на формировании теоретико-концептуальной основы реформирования отечественной средней и высшей школы 20-х годов. Во многом это было связано с проблемой поисков ориентиров и концепций формирования личности нового типа, «вселенского человека», борца за социализм в процессе культурного строительства послереволюционного времени. Ярким примером тому являются концепции идеологов партии. А. Богданов полагал, что новый человек – это научно- организованный в единое целое пролетарий. Л. Троцкий акцентировал внимание на материально-биологической составляющей человеческой природы и предлагал создать сверхчеловека как новый общественно-биологический тип личности. Своя концепция сверхчеловека как совершенной личности будущего, формирующейся через творчество и всестороннее воспитание, имелась у А. Луначарского. Все эти искания отразились на развитии отечественной психологической и педагогической мысли.
Стремясь связать психолого-педагогический процесс и реалии строящегося социалистического государства, многие советские учёные принялись разрабатывать новые, «пролетарские» подходы к изучению детей разных возрастов с целью создания «нового человека» Это нашло отражение в популярности таких псевдонаучных дисциплин, как педология и евгеника.
У истоков педологии как науки о ребёнке стояли лидер педологического движения в СССР психиатр А.Б. Залкинд, педагог и психолог П.П. Блонский. Педология в концепции Блонского основывалась на идее «биогенетического закона» человека, согласно которой все психическое развитие человека механически подчиняется законам биологии, и в меньшей степени – социальной среде. Утверждалось, что, зная законы биологии, можно развивать, наряду с животноводством и зоотехникой, человеководство.
На близких позициях стояли и сторонники евгеники. Представители этого направления, генетики Н.К. Кольцов и Ю.А. Филипченко, исходили из представления о человечестве только как о биологическом виде, а не как совокупности личностей. В этой связи они предлагали метод генетического улучшения человеческой породы – искусственный отбор, применявшийся в животноводстве. В первую очередь, размножаться должны были люди выдающихся способностей, которые, согласно их теориям, наследовались. М.В. Волоцким была даже разработана специальная «пролетарская евгеника».
Нивелировка личностно-ориентированного подхода, идея полного подчинения частного интереса коллективному началу была характерна и для «социогенетического» направления педологии, которое развивал А.Б. Залкинд. Согласно данному подходу, биологическое начало ребенка всецело имеет социальную обусловленность, поэтому никакой связи развития индивида с прошлым человечества не существует. Данные убеждения всецело разделял и Н. Бухарин.
Однако нигилистические идеи в 1920-е годы поддерживало не всё научное сообщество. Крупнейшие учёные с мировым именем – такие, как великий физиолог И. Павлов, физиолог А. Ухтомский, биолог Н.Тимофеев-Ресовский, создатель концепции ноосферы В. Вернадский – скептически относились к данным психолого-футуристическим концепциям.
Педология стала широко использоваться в школьной и вузовской практиках и принесла им большой вред. Классическая система преподавания – классово-урочная и лекционно-семинарская – отбрасывалась как «реакционная» и заменялась на «комплексное обучение». Последнее было ориентировано на изучение не учебных предметов, а произвольно выбранных «бригадой» школьников или студентов «научных» тем, входящих в «комплексы адаптации» или проекты, которые бы позволили приспосабливаться на их основе к жизненным ситуациям. Например, такими темами могли быть: «Как подготовиться к зиме», «Дом и быт» и т.д. Данный подход приводил к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний по основам наук. Осуществлялось комплексное обучение посредством лабораторно-бригадного метода, который акцентировал внимание на сугубо коллективном методе воспитания «новых людей», основывался на работе учащихся в «бри<