Живопись в СССР: в поисках прекрасного

В годы гражданской войны благодаря ясности и простоте искусство плаката приобрело особое пропагандистское и информационное значение. Общедоступность, злободневность и наглядность плаката в стране, где большинство населения в первые годы Советской власти было еще неграмотно, сделали его живым оратором, который доносил до народа установки партии, ненависть к врагам, уверенность в победе, рассказывал каждому советскому человеку, в чем заключается его гражданский долг. В деле пропаганды на фронтах искусства проявились таланты художников: Виктора Дени, Дмитрия Моора, основателей «Окон РОСТА» Михаила Черемных и Владимира Маяковского. Плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» Моора, «Учредительное собрание» и «Антанта под маской мира» Дени, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Александра Апсита и другие вошли как исторические символы в золотой фонд советского искусства. Первые советские плакаты были небольшого журнального формата и напоминали старинные лубочные картинки.

«Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) являлись также действенной формой массового агитационного искусства. Маяковский, один из их создателей, писал: «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат. Это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это — новая форма, введенная непосредственно жизнью». Сочетание карикатур, тематических рисунков и острых стихов делали «ОКНА» могучим боевым агитационным оружием.

Глубина мысли, боевой дух, яркая сатира советских плакатов 20 - 40-х годов делали их подлинными образцами графического искусства.

Поиск новых форм, которые должны были отразить новую жизнь, рождённую через революцию и хаос гражданской войны, привел многих художников авангарда к интересным экспериментальным решениям. Авангардисты пытались вырваться из «кабалы натуры» и установок формы с помощью цвета. Среди цветов и оттенков, освобожденных от предметности, красный, цвет революции, был доминирующим в абстрактном искусстве.

Так, буйство стихии красного, всепоглощающего революционного нашло отражение в работе всемирно известного художника Казимира Малевича «Красный квадрат», который как картина-пророчество был написан им за два года до Октябрьской революции и экспонировался под названием «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Малевич стал основоположником супрематизма, магистрального направления русского авангарда. Суть философии этого стиля живописи заключалась в революционном освобождении краски от подсобной роли. Супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и созидающую энергию природы. Это была созвучная ницшеанству культурно-философская попытка уничтожить формы, клише, стереотипы как оковы старого мира, старой реальности и высвободить витальные силы молодой живой энергии, созидающей новый мир. Помимо чисто абстрактных картин «Черный квадрат», «Черный крест», «Супрематизм» и других, Малевич создал галерею условно-предметных образов: «Спортсмены. Супрематизм в контуре спортсменов», «Женщина с граблями. Супрематизм в контуре крестьянки», «Скачет красная конница» и др.

Манипуляции с цветом задавали также внутренний машинный ритм беспредметным творениям других супрематистов: Александра Тышлера («Цветодинамическое напряжение», «Цветоформальное построение красного цвета»), Александры Экстер («Беспредметная композиция», «Построение плоскостей по движению цвета»), Ольги Розановой («Супрематизм», «Беспредметная композиция. Цветопись»), Любови Поповой («Живописные конструкции», цикл «Пространственно-силовые построения»), Александра Родченко («Чёрное на чёрном», «Белое на белом») и др.

Новые задачи встали и перед классической живописью – реалистично и в то же время образно отразить основные тенденции новой жизни. Тем самым подчёркивалось воспитательное и просветительское значение изобразительного искусства. В 1922 году была образована Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов. Под лозунгом «Искусство в массы» АХРР организовал художественные выставки на самые разнообразные темы. Чтобы связать искусство с жизнью народа, художники АХРРа отправлялись на заводы, в села. Ассоциация привлекла художников дореволюционной России: Николая Касаткина, Александра Моравова, Павла Радимова и молодых дарований Николая Терпсихорова, Бориса Иогансона.

В становлении советской жанровой картины огромную роль сыграли темы Октябрьской революции и Гражданской войны. Этой проблематике было посвящено творчество крупнейшего советского баталиста Митрофана Грекова (картины «В отряд к Буденному», «Тачанка»), а также Михаила Авилова и Александра Дейнеки.

Огромный вклад в развитие советской историко-революционной картины внес художник широкого профиля Исаак Бродский. Документальная точность его картин «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде», «Расстрел 26 бакинских комиссаров», «Выступление Ленина на Путиловском заводе» привлекали к ним симпатии зрителей. Разносторонне одаренный мастер кисти, создававший до революции живые пейзажи, не уступавшие по красоте лучшим творениям импрессионизма, отвечая требованиям нового времени, он сумел создать почти фотографические портреты деятелей революции и Советского государства. Его портреты Ленина признавались лучшими образцами соцреализма.

Однако образы вождей революции занимали не самое важное место в советской живописи. Лозунг «Искусство народу» подразумевал то, что в первую очередь необходимо создавать портреты людей труда, строителей новой жизни, героев гражданской войны, деятелей науки и искусства, советской молодежи.

В жанре бытовой картины работал, продолжая традиции русского передвижничества, Н.А. Касаткин («За учёбу. Пионерка с книгами», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка»). Крестьянскую жизнь тружеников села воспел Абрам Архипов («Девушка с кувшином», «Женщина в красном»). А.В. Моравов («Заседание комитета бедноты»), и Ефим Чепцов («Заседание сельской ячейки»; «Школьные работники») отразили на своих полотнах коренные преобразования в деревне, а Б.В. Иогансон – в городе («Советский суд», «Рабфак идет», «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.»).

Художники-портретисты (Сергей Малютин, Георгий Ряжский, Николай Струнников) в своих произведениях старались передать духовную красоту советского человека. Художники-пейзажисты (Константин Юон, Василий Бакшеев, Николай Крымов, Борис Яковлев, Василий Мешков) стремились отразить дух времени и вместе с тем передать живописные виды необъятных просторов родины. Поэтичные, одухотворенные пейзажи Аркадия Рылова («Закат», «В голубом просторе» и т.д.) передавали чуткое отношение к красоте родной природы. Дух отстраивающийся страны нашёл отражение в индустриальных пейзажах Б.Н. Яковлева и Константина Богаевского.

В 30-е годы в искусство пришел новый герой — строитель социализма. Это предопределило победу художественного стиля соцреализма, который крепко связал искусство и современную действительность. Принципами соцреализма провозглашались: народность, правдивость, идейность и историческая конкретность. Чтобы правдиво отразить новые, передовые тенденции быстро отстраивающейся индустриальной державы, художники отправлялись в творческие командировки по всем уголкам страны. Ведущее место в искусстве 30-х годов заняли общественно-политические и исторические темы, произведения о труде и быте советских людей.

Вместе с тем происходит возрождение классических традиций. В значительной степени это обусловливалось консервативными взглядами И.В. Сталина на искусство. Отдавая приоритет традициям русской и мировой классики, он придавал особое значение ее духовно-воспитательной силе. Жанровая живопись в соцреализме 30-х годов приобрела новое звучание, она шла в ногу с быстро меняющейся действительностью, приобрела социальную направленность. Поэтому её характерными чертами стали документализм и натурализм. Но главной особенностью советского изобразительного искусства явился воспитательный момент, установка на раскрытие самых лучших гражданских, гуманистических качеств, высоких устремлений и патриотизма в советском человеке. Эти задачи, стоящие перед искусством строящейся страны трудящихся, выразил ещё раньше Ленин, заявив (в беседе с немецким коммунистом Кларой Цеткин), что оно «должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»[29].

Соцреализм в живописи являлся органическим продолжением лучших традиций русского реализма с его установками на «точность» рисования и «объективно правдивое» построение композиции. В живописи 30-х годов продолжали развиваться исторические и героические темы отгремевшей революции и гражданской войны, что нашло отражение в творчестве Иогансона («Допрос коммунистов»), Грекова («На Кубань»), Бродского («Ленин в Смольном»), Александра Герасимова («Ленин на трибуне»).

Своеобразное видение историко-революционной темы было передано в творчестве художников-карикатуристов и плакатистов Кукрыниксов (Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Их острые, сатирические произведения были беспощадны к врагам революции (серия картин «Лицо врага», 1933 г.), к подстрекателям войны против СССР. В то же время они обращались и к проблемам внутренней жизни страны (серия картин «Транспорт», 1933—1934 гг.). Значимым моментом в их творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941), который был написан сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Продолжает развиваться портретный жанр. На 30-е годы приходится расцвет творчества прославившегося еще до революции Михаила Нестерова, создавшего галерею выразительных портретов деятелей советской науки и искусства, в том числе скульпторов Мухиной и Шадра, архитектора А.В. Щусева. Индустриальные темы нашли отражение в картинах Петра Котова («Домна № 1. Кузнецкстрой», «Красное Сормово»).

Атмосфера успеха, возникающая от уверенных достижений, от преобразовывающейся на глазах реальности, от колоссальных темпов строительства социализма, давала художникам заряд оптимизма. Поэтому советский соцреализм по праву можно считать искусством светлого одухотворения.

К 30-м годам относятся первые опыты талантливого, оригинального художника, мозаиста, скульптора А.А. Дейнеки в монументальной живописи: мозаики для станций московского метрополитена «Маяковская» и «Павелецкая». Отличительной их особенностью стала направленность сюжета рисунка ввысь, в небо, к покорению новых вершин. Картины Дейнеки «Будущие летчики», «Первая пятилетка», «Мать» и др. давали представление о прекрасных человеческих качествах, богатом внутреннем мире изображенных персонажей.

К 1930-м гг. напускная суровость живописи времен Гражданской войны исчезает и появляется художественная лирика. Примером тому могут служить изображения колхозной деревни на холстах Aркадия Пластова («Колхозный праздник» и «Колхозное стадо»), Сергея Герасимова («Колхозный сторож», «Праздник в колхозе»), светлые образы в портретных работах Юрия Пименова «Портрет Л.А. Ереминой», «Актриса». Импрессионистские нежные тона переданы последним в радужной картине «Новая Москва».

Традиции русского реалистического пейзажа были продолжены в работах упомянутых пейзажистов С.В. Герасимова («Осень», «Зима»), Н.П. Крымова («Утро в ЦПКиО им. Горького в Москве», «Летний день в Тарусе»).

Наши рекомендации