Читательские интересы молодежи и средства массовой информации
Эффективность социалистической пропаганды, средств массовой информации немыслима без строгого и точного учета и постоянного изучения интересов и запросов той аудитории, на которую они ориентированы.
Известный исследователь прессы В. Кузьмичев еще в 20-е годы писал: «Новость, которая не дает удобного слу чая для включения интереса читателя в систему общеколлективных интересов, не может апеллировать к широкой аудитории»[1].
Исследуя читательский интерес, В. Васильев так представляет себе механизм его действия: — поиски объекта удовлетворения, мотивированные читательским интере сом,— заинтересованность «как выражение интереса в психическом состоянии» — чтение как единство субъек тивного и объективного, как взаимодействие интереса и объекта (печатного произведения), как удовлетворение состояния заинтересованности, с одной стороны, и «преодоление» пока психологически неинтересного, но необхо димого для существования и развития субъекта (т. е. вос приятие и переработка «интересного» и «неинтересного» при доминировании «интересного») и т. д.— читательский интерес + а (иначе говоря, в процессе чтения — деятельности происходит как бы дальнейшее укоренение читатель ского интереса, «расширенное воспроизводство» его)[2].
Не рассматривая подробно проблему читательского интереса, ибо она представляет достаточно сложный ком плекс вопросов, требующий специального исследования, обратим внимание лишь на некоторые ее аспекты.
Видный советский психолог Л. Выготский писал: «Си туация письменной речи есть такая ситуация, в которой тот, к кому обращена речь, или отсутствует вовсе, или не находится в контакте с пишущим. Это — речь-моно лог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым или только представляемым себе собеседником...»[3] Поэ тому, чем точнее будет представлен автором или издателем этот «воображаемый собеседник», тем больше вероятности, что его «речь-монолог» достигнет сознания слушателя.
Изучение читательских интересов молодежи важно для нас с нескольких точек зрения: как отражение ее сос тояния и положения в обществе; как характеристика уров ня ее развития; как величина, которая показывает эффек тивность молодежной печати.
Выявление и анализ интересов молодежи за последние годы проводились рядом организаций и авторов в специ альных или опосредованных исследованиях[4]. Для удобства этого анализа молодежную читательскую аудиторию можно разделить условно на две подгруппы:
а) читающие книги,
б) читающие газеты и журналы.
Возраст читателя — важнейший фактор при подписке на периодические издания, выборе книг в библиотеке, магазине, а следовательно, и в проявленном интересе к молодежным изданиям. В таблице, которая приводится ниже легко проследить эту закономерность (таблица составлена на основе опроса читателей и подписчиков «Литературной газеты»).1[5]:
Название журнала | Возраст читателей | ||||||
до 19 лет | 20-24 | 25-30 | 31-40 | 41-55 | 56-65 | 66 лет и выше | |
«Юность» | 50,0 | 48,2 | 32,5 | 28,7 | 27,1 | 14,5 | 14,4 |
«Новый мир» | 13,9 | 15,1 | 25,2 | 34,8 | 32,5 | 36,2 | 30,3 |
«Октябрь» | 5,2 | 1,9 | 3,7 | 5,5 | 6,9 | 9,4 | 8,5 |
«Иностранная литература» | 16,0 | 19,0 | 23,1 | 20,6 | 16,0 | 13,9 | 16,7 |
«Москва» | 3,4 | 6,6 | 4,8 | 6,9 | 8,4 | 13,2 | 10,4 |
«Знамя» | 3,4 | 2,8 | 4,3 | 5,8 | 8,9 | 9,2 | 9,9 |
Массово-популярные | 31,3 | 31,4 | 24,5 | 23,3 | 23,8 | 25,3 | 28,5 |
Прочие | 12,2 | 11,8 | 10,0 | 7,4 | 10,9 | 10,5 | 8,5 |
Специальные журналы | 4,7 | 2,8 | 4,3 | 3,5 | 4,6 | 4,4 | 2,7 |
На отношение к тому или иному печатному изданию не в меньшей степени влияет и уровень образования. Наверное, не требует особых доказательств тот факт, напри мер, люди со средним и неполным средним образованием охотнее читают «Юность», чем «Новый мир». В боль шинстве случаев это и есть те юноши и девушки, которые еще учатся в школе, специальных учебных заведениях, институтах и т. д. Этот вывод подтверждают данные сле дующей таблицы:
Образование читателей | |||||||
Название журнала | 7-9 классоклассов | 10—11 классоклассов | техникуммкум | н/высшее | высшее | аспирант. | ученая степень |
«Юность» «Новый мир» | 27,1 9,3 | 40,0 9,5 | 23,4 16,3 | 39,7 20,7 | 28,6 32,5 | 26,6 45,0 | 23,1 45,5 |
«Отбирают» ли другие печатные органы молодого чи тателя у комсомольских газет и журналов? Безусловно, но главными изданиями для юношеских возрастов все-таки остаются молодежные. По данным новосибирской группы социологов, производившей исследование читательской аудитории газет «Труд» и «Известия», читатели этих газет в возрасте до 19 лет составляют 2 и 3% соответственно, 20—24 года — 5 и 3%, 25—30 лет — 13 и 16%; иными словами, читатель этих газет в основном среднего и старшего возраста[6]. Этот вывод подтверждается также данными исследования читательских интересов юношей и девушек в небольших городах. Отмечено, что молодежная пресса «завоевала» там безусловный приоритет среди юношества. Половина следит за «Комсомолкой» (школьники — 66%), 43% читают областную молодежную газету[7]. Все это — важное свидетельство того, что молодой читатель в стране сориентирован на комсомольско-молодежные издания, счи тает их своими.
Книга сопровождает молодого человека уже с детства, но периодические издания он читает в основном в юношес ком возрасте. Как правило, подростки или еще не читают газет и журналов (58 и 62%), или ограничиваются одной газетой или журналом. Опросы, проведенные в небольшом городе Острогожске, показали, что все без исключения юно ши и девушки читают периодику, половина из них — три и более газет и журналов. У подростков интерес к периодике значительно ниже (см. таблицу)[8].
Читающие (%) | ||
Вид и количество изданий | ||
на одного читающего | Среди | Среди |
юношества | подростков | |
Газеты (всего) | ||
В том числе: | ||
одна | ||
две | ||
три и более | ||
количество неизвестно | — | |
Журналы (всего) | ||
В том числе: | ||
один | ||
два | ||
три и более | ||
количество неизвестно |
Исследование, проведенное на селе в 1967—1971 гг. От делом сельской молодежи ЦК ВЛКСМ и лабораторией со циологических исследований Отделения научного ком мунизма философского факультета МГУ, показало сле дующую ранжировку интересов сельской молодежи[9];
Занятия молодежи села