Подзаконные нормативные акты
Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются
подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
Акты Президента. Президент РФ издаст указы и распоряжения. УказыПрезидента РФ могутбыть как.нормативными, так и индивидуальными правоприменительньши (например, Указы онаграждениях, назначениях на государственные должности и др.).Нормативные указы Президента занимают нторое местопосле законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам,обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президентапринимаются по широкомукругувопросов,входящих в компетенциюПрезидента. Распоряжения принимаются обьгпю по конкретным вопросам,
Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правогфименительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Актыфедеральных органов исполнительной властимогутноситьразное название:инструкции, постановления, приказы, правила,положения, разъяснения и т. п.
Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с. компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законовРФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов. Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
В ряде случаев могутиздаваться совместныеакты, например министерств внутренних дели юстиции РФ и др-
Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограниче-
ния прав и свобод граждан,возложения на них обязанностей, противоречащих законам.
Акты субъектов федерации по своей системево многомсовпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать преждевсего законы, принимаемыезаконодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституцииреспублик и уставы краев,областей, автономных округов. Законы,принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества передфедеральными актами.Ниже законов по юридической силестоят указыи распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей,округов, далее~ постановления и распоряжения правительств.Управления, департаменты, отделы,как правило, актов общегохарактера нс принимают.
Нормативные акты органовместного самоуправления.Органы местного самоуправления действуют натерритории районов, городов (кромеМосквы и Ленинграда,являющихся субъектами федерации), сел,поселков, микрорайонов и т. п.
К числу этихактов относятся акты представительныхорганов городов, районов, сел, поселков,акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, гдене создаютсяпредставительные органы), актыглав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населениемсоответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределахкомпетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерациипо вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т.п.), местнымналогам, сборам, вопросам местного жилищно-комму-пального хозяйства,благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения,охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Средиэтих актов особоследует _выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.
Акты органов местною самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются прежде всего уставы этих организаций, которые - (за некоторым исключением) подлежа т обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).
Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся прежде всего федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами:
республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т. п.
К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.