Воздействие интеграционных процессов на государственное регулирование внешней торговли
Международная экономическая интеграция – важная черта современного этапа развития мирового хозяйства. В переводе с латыни "интеграция" (integratio) означает объединение отдельных частей в единое целое. Впервые как экономический термин это слово стало применяться в 1930-х гг. для обозначения взаимодействия фирм на основе различного вида соглашений. В 1950-е гг. с началом становления западноевропейской экономической интеграции его толкование было расширено. Впервые заговорили об интеграции международной (или региональной).
Поэтому появление региональных экономических интеграционных объединений относят к сер. XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами. Экономики соседних стран как бы сращиваются в единый народнохозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей. Т.о., основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
- добровольность включения государств в процесс интеграции;
- относительно одинаковый уровень экономического развития интегрирующихся стран;
- географическая близость стран-участниц интеграционного объединения;
- взаимопроникновение и переплетение национальных воспроизводственных процессов;
- широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке, технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
- глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
- целенаправленное регулирование интеграционного процесса, разработка скоординированной экономической стратегии и политики на наднациональном уровне;
- региональность пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
С экономической точки зрения объективный фактор международной хозяйственной интеграции – это обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов.
Основными целями интеграции могут быть:
1) использование эффекта масштаба производства, который обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив ПИИ;
2) создание благоприятной внешнеполитической среды;
3) решение задач торговой политики, т.к. интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;
4) содействие структурной перестройке экономики;
5) поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им рядпреимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:
1) более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, ноу-хау;
2) возрастание конкуренции между странами и обеспечение лучших условий торговли, и в то же время создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
3) возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок, снижая издержки на единицу продукции;
4) возможность оперировать на более широком рыночном пространстве, реализуя долгосрочные экономические стратегии;
5) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (напр., снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями, которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену или снижение таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами (всеми или большинством) при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Второй этапинтеграции, таможенный союз, отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.
На третьем этапе, общего рынка, страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (напр., в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
На четвертом,самом высоком, этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.
На внешнеэкономическое регулирование России во многом воздействуют правила, которые приняла страна в рамках интеграционных объединений, таких как Содружество Независимых Государства и Евразийский союз.
На смену СССР пришлоСодружество Независимых Государств (СНГ).21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, членом СНГ стала Грузия. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой - предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.
За прошедший период органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Статистика свидетельствует, что доля внутриблоковой торговли в общем объеме экспорта стран СНГ составляет всего 18% (в ЕС этот показатель равен 60%, в НАФТА – 56%, в АСЕАН – 25%).
Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран – членов СНГ.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) образован 1 января 2015. Входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Казахстан. На стадии интеграции Таджикистан. На базе ЕАЭС действует единый таможенный кодекс Таможенного союза, который устанавливает единые пошлины на подавляющую номенклатуру товаров и формирует общие принципы торговли стран членов.
Основной органы наднационального управления - Высший евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия, Евразийский межправительственный совет, Суд Евразийского экономического союза.
Цели ЕАЭС:
Ø создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
Ø стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
Ø всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:
· Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;
· Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития;
· Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;
· Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;
· Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;
· Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм;
· Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка;
· Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %
В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. Актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок. Однако сила решений Суда Евразийского экономического союза осталась прежней, они обязательны как для государств-членов, так и для Комиссии Евразийского экономического союза.
При проведении государственного надзора за продуктами питания и некоторой другой продукцией национальные надзорные органы пользуются правовыми актами Союза.
После вступления технического регламента Таможенного союза производитель может выбрать для производства продукции любой тип стандарта из входящих в перечень к регламенту: межгосударственные стандарты или национальные стандарты любого государства, входящего в Таможенный союз. Например, российское предприятие имеет право производить свою продукцию по стандартам Белоруссии и продавать в России без дополнительного подтверждения соответствия.
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Союза (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.