Возрождение Империи или прообраз Мировой Коммуны?
ХХ в. стал веком разрушения империй. Первыми не выдержали хода истории Османская империя, Австро-Венгрия, Россия. Такого мощного импульса распада национального организма, как в 1914—1918 гг., Россия прежде никогда не испытывала. Нужен был новый стержень, новая национальная идея, чтобы сплотить рыхлое государственное тело. В пылу мировой революции ни сам В. И. Ленин, ни большинство его сторонников, не задумывались о будущих границах государства. Когда же надежды на немедленную победу пролетариата на Западе не сбылись, Ленину пришлось более внимательно отнестись к проблеме национально-государственного устройства России.
На обломках громаднейшего государства возникло много мелких, слабо приспособленных к самостоятельной политике стран: Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и другие, которые сразу подпадали под влияние других держав. Некоторые из них попытались воспользоваться временной слабостью своего великого соседа. Польша не только успела отделиться, но и захватить часть украинских и белорусских территорий. Поживилась за счет России Румыния, оккупировав часть Молдавии. Кроме нейтральных и враждебных государств, на территории Российской империи возникло несколько дружественных советских государств, но проводящих свою собственную политику: Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Азербайджан. Несколько государственных образований укрепилось в Средней Азии, куда сразу устремились англичане.
На территории собственно великорусских губерний в годы Гражданской войны тоже существовало несколько «независимых» Советских, федеративных и прочих республик. Но в разрухе и опустошении Гражданской войны начали пробиваться ростки новой государственности. Их основой стали Советы рабочих и крестьянских депутатов. Шедшее из основ народного самоуправления, новое государственное устройство позволяло найти общий язык между народами прежней державы. Не случайно основой для возрождения национального организма стали Советские Республики: Россия, Украина, Белоруссия. Условиями их объединения явилось единство политического устройства, общие цели общественного переустройства, общая экономическая база социализированной промышленности и сельского хозяйства.
На этой основе в 1918—1921 гг. начинает складываться союз между этими государствами. РСФСР заключает с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Арменией союзные договоры. Система договоров оформляла отношения в военно-хозяйственной и дипломатической сферах. Все эти договоры предусматривали равноправие сторон, сохранение их независимости, совместную оборону. Союзные социалистические республики добровольно объединяли под руководством высших государственных органов РСФСР деятельность вооруженных сил, крупной промышленности, финансов, транспорта, почтово-телеграфной связи.
Украина и Белоруссия объединяли с Россией еще и внешнюю торговлю. Представители всех советских государств входили во ВЦИК РСФСР и принимали участие в работе всероссийских съездов Советов. По сути, в 1921—1922 гг. наметился процесс вхождения независимых советских республик в РСФСР на правах автономий. Необходимость создания единого государства определялась серьезными причинами. Необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы для более успешного восстановления разрушенного народного хозяйства и осуществления нэпа. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические.
Вопрос о государственном оформлении союза Советских республик становился все более актуальным. Первоначальный план такого объединения был разработан наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным. Еще в 1917 г. он относился к идеям мировой революции скептически, выдвигая на первый план интересы Советской России. И в последующие годы он оставался последовательным сторонником государственного единства. Летом 1920 г. Сталин писал Ленину, что для наций, прежде входивших в состав Российской Империи новый советский тип федерации можно и нужно считать целесообразным как путь к интернациональному единству. Сталин убеждал лидера партии, что такой тип федерализма не ущемит прав национальных меньшинств и не вызовет у них особых трений. Разработанный Сталиным план получил название «плана автономизации».
По этому плану независимые Советские государства становились автономиями в рамках РСФСР. Позиция Сталина была одобрена в центре и большинстве союзных республик. Разногласия с Х. Г. Раковским, Г. И. Петровским и М. В. Фрунзе, которые защищали независимость Украины, удалось загладить. Но против плана автономизации активно выступил ЦК грузинской компартии во главе с П. Г. Мдивани и Ф. И. Махарадзе. Конфликт стал известен Ленину.
С характерной для него настойчивостью Ленин поддержал грузинскую сторону. Он понял, что «план автономизации» подрывает тот общий курс на либерализацию советского режима, который проводился в рамках нэпа. Ленину также стал известен так называемый «грузинский инцидент». Суть случившегося сводилась к личному конфликту лидера Закавказского Бюро ЦК С. Орджоникидзе с руководством грузинских коммунистов. В ходе очередной дискуссии один из них назвал Орджоникидзе «сталинским ишаком», за что получил пощечину.
Комиссия во главе с Ф. Э. Дзержинским не нашла в действиях Орджоникидзе ничего предосудительного. Совсем иное впечатление о случившемся инциденте сложилось у Ленина. Позицию Орджоникидзе, Дзержинского, а заодно и Сталина, чье влияние Ленин усматривал в поведении Орджоникидзе, руководитель большевистской партии посчитал проявлением великорусского шовинизма. По его мнению, никто не был подвержен великорусскому национализму больше, чем обрусевшие инородцы. Проявлением великодержавности Ленин посчитал и «план автономизации». Ленин выдвинул собственный план, согласно которому новое государство должно было создаваться как союз равноправных республик.
Ленинская критика заставила серьезно пересмотреть основы намечавшегося объединения. 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) одобрил высказанные им предложения. Было решено, что советские республики не станут входить в состав России. Вместо этого будет создан евразийский союз государств. Он должен будет состоять из четырех независимых республик: России, Украины, Белоруссии, Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (куда входили Грузия, Азербайджан, Армения). В ходе развернувшихся после этого широких консультаций, идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех республик.
29 декабря 1922 г. в Москве открылась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. На ней были подписаны Декларация и Договор об образовании СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный съезд Советов. Доклад о Декларации и Союзном Договоре сделал на съезде И. В. Сталин. Следует подчеркнуть важность ратификации документов I Всесоюзным съездом Советов. Своим решением съезд юридически оформил образование СССР.
Тот факт, что учредительные документы были, не только подписаны представителями республик, но и утверждены Всесоюзным съездом, повышало их статус, делало обязательными для участников объединительного процесса. Тем самым делался пока еще половинчатый, но существенный шаг от договорной федерации, близкой к конфедерации, к федерации конституционной. Съезд так же выбрал руководящие органы нового государства. Первыми Председателями ЦИК СССР на нем были избраны Председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Главой первого союзного правительства становится В. И. Ленин.
Создание нового союзного государства требовало своего конституционного оформления. Работа над проектом Конституции СССР начинается, по сути, с момента принятия I Всесоюзным съездом Советов «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР. В соответствии с решениями I съезда Советов и ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки проекта союзной Конституции. В их работе участвовали такие видные партийные и общественные деятели, как М. И. Калинин, Н. В. Крыленко, В. П. Ногин, Я. Э. Рудзутак, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, А. Д. Цурюпа. Работа над проектом завершилась только через полтора года. 6 июля 1923 г. он получил одобрение ЦИК СССР. Окончательно черта под созданием первой Конституции СССР была подведена на II съезде Советов СССР и 31 января 1924 г. она была единогласно утверждена делегатами съезда.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договора об образовании СССР. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношения прав союзного центра и республик, а также системе высших органов власти и управления союзного государства. В отличие от других конституций, в ней не содержится характеристика общественного устройства, прав и обязанностей граждан, конструкции местных органов власти, избирательной системы.
Все эти вопросы оставались в компетенции республиканских конституций. Однако принятие Конституции 1924 г. означало еще один важный шаг на пути превращения СССР из договорной в полноценную конституционную федерацию. По сути, Конституция 1924 г. делала устаревшими Договор и Декларацию об образовании СССР, хотя и сохраняла в себе дух этих документов. Тем самым, выход из СССР теперь не мог быть осуществлен простым расторжением или денонсацией принятых документов ни на уровне республик, ни на уровне союзного центра. Для реализации права республик на выход из СССР теперь требовалось создание новой процедуры, ее законодательного закрепления. Объективно это способствовало укреплению государственного единства.
Высшим органом власти в СССР по Конституции 1924 г. становился Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР избирал по числу союзных республик четырех председателей из состава своего Президиума, что должно было служить еще одним проявлением равноправия союзных республик. ЦИК СССР созывался на сессии Президиумом ЦИК три раза в год. Конституцией предусматривались и чрезвычайные сессии.
Инициатива по их созыву могла исходить от Президиума ЦИК СССР, Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, а также ЦИК одной из союзных республик. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей. Высшим органом управления СССР Конституция называла СНК СССР. Формирование СНК СССР входило в компетенцию ЦИК СССР. Особенностью Конституции 1924 г. было закрепление в ней единства законодательной и исполнительной власти. В этом нашли свое воплощение представления Ленина о социалистическом государстве и пагубности существовавшей в буржуазных государствах практики разделения законодательной и исполнительной властей.