От самодержавия к парламентской монархии
В XX в. Россия вступила в условиях цивилизационного раскола общества и сложившейся в пореформенный период традицией борьбы русской интеллигенции против власти. Власть, в свою очередь, своими действиями способствовала росту недовольства со стороны общества. Главный идеолог в правление Александра III и воспитатель будущего императора Николая II обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев выступил сторонником незыблемости общественного и политического строя России.
Применительно к новым условиям пореформенной России он выдвинул теорию «народного самодержавия», ставшую продолжением теории «официальной народности», которая защищала незыблемость абсолютной монархии в России. Последовательными сторонниками этой теории выступали Александр III и Николай II. В 1895 г. Николай II, выступая перед представителями земств, заявил, что будет «охранять начала самодержавия так же твердо и неукоснительно» как и его отец Александр III.
Только под давлением революция 1905—1907 гг. Николай II согласился на изменение политической системы в России. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственной власти» провозгласил политические права и свободы для общества и создание законодательной Государственной думы. «Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы была возможность действительного участия Думы в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». (Нет сноски)
11 декабря 1905 г. был принят закон о выборах. 20 февраля 1906 г. издан Манифест, содержащий закон о Государственной думе и Государственном совете. Госсовет стал верхней палатой будущего парламента (50% членов Госсовета избирались от учреждений и организаций, 50% назначались императором). Также было учреждено объединенное правительство – Совет министров.
23 апреля 1906 г. изданы «Основные законы Российской Империи», которые утвердили процедуру принятия законов (текст закона устанавливался Госдумой и Госсоветом и утверждался императором); ввели четкое деление законов на основные и обыкновенные; установили пределы власти императора; определили устройство Госдумы и Госсовета, их место в системе государственных учреждений и компетенцию; установили порядок издания основных законов и начало их действия с момента обнародования (публикации); гарантировали права граждан, обеспечивавшие участие народа во власти и защиту от вмешательства власти. (Нет сноски)
Именно эти черты «Основных законов» 1906 г. делали их фактически конституцией, хотя официально они так не назывались. В соответствии с «Основными законами» император не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы. Вместе с тем статья 87 «Основных законов» давала право императору и правительству издавать Указы на правах временных законов в перерывах между сессиями Государственной думы. (Нет сноски)
В условиях противостояния императора и правительства, с одной стороны, и Государственной Думы, с другой стороны, такая практика издания временных законов использовалась достаточно часто. В 1906—1907 гг. было издано 60 указов, в 1907—1914 гг. — 26 указов, 1914—1917 гг. —654 указа. Количество временных актов свидетельствует о степени противостояния ветвей власти на том или ином этапе исторического развития России. Таким образом, Россия приобретала черты конституционной парламентской монархии.
Однако Закон установил непрямые, не всеобщие и непропорциональные выборы. Право голоса получили 3,3% всего населения или 16% мужчин в возрасте от 25 лет и старше. Выборы проходили по куриям (землевладельческая, крестьянская, городская, рабочая) в пропорции 1 выборщик от 2000 землевладельцев, 7000 горожан, 30 000 крестьян и 90 000 рабочих. По избирательному закону 3 июня 1907 г. соотношение выборщиков еще больше изменилось в пользу помещиков. Император сохранил право формировать правительство. Депутаты Госдумы получили право делать запросы в правительство.
С введением изменений в политическую систему борьба между верховной властью (императором) и обществом, между ветвями власти еще более обострилась. Следствием этой борьбы стал роспуск I и II Государственных дум и третьеиюньский переворот 1907 г., когда вопреки Манифесту 17 октября 1905 г. и «Основным законам», Николай II изменил избирательный закон. В результате доля выборщиков от крестьян уменьшилась с 42% до 22,5%, а от землевладельцев увеличилась с 31% до 50,5%. (I Госдума работала с 27.04.06 по 08.07.06 г. Состав: 34% — кадетов, 14% — октябристов, 23% — трудовики, 4% — социал-демократы. II Госдума работала с 20.02.07 по 03.06.07 г. Состав: 19% — кадетов, 15% — октябристов, 10% — черносотенцы, 43% левые — (трудовики, эсеры и социал-демократы)).
Была создана Третьеиюньская монархия — политическая система, основанная на диалоге и сотрудничестве между ветвями власти (императором, правительством и Государственной думой). Диалог стал возможным в результате увеличения представительства в Государственной думе от помещиков и крупной буржуазии. В III и IV Государственных думах сложились три основные фракции (правые, октябристы и кадеты). (III Государственная дума (ноябрь 1907 — июнь 1912 гг.), состав: 32% — правые, 33% — октябристы, 12% — кадеты, 3% — трудовики, 4% — социал-демократы, 6% — депутаты национальных групп. IV Государственная дума (ноябрь 1912 — февраль 1917 гг.), состав: правые — 185 депутатов, октябристы — 98, кадеты — 107, трудовики — 10, социал-демократы — 14, национальные группы — 21). Это позволило при обсуждении и принятии законов создавать или правооктябристский, или октябристско-кадетский блоки (принцип «октябристского маятника») и проводить нужные правительству законы.
За период работы III Государственной думы (ноябрь 1907 г. — июнь 1912 г.) было утверждено 2432 законопроекта. Среди них законопроекты по аграрному вопросу, создавшие законодательную основу аграрной реформы П. А. Столыпина: о землевладении (июнь 1910 г.), о землеустройстве (май 1911 г.), о передаче крестьянам части казенных и удельных земель, о переселении крестьян и др.
С большим трудом происходило обсуждение и принятие законопроектов в III Государственной думе по рабочему вопросу. В течение пяти лет обсуждались законопроекты о сокращении рабочего дня, страховании и пенсионном обеспечении рабочих, создании конфликтных комиссий. Лишь в 1912 г. был принят закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни.
Многие законопроекты, подготовленные правительством, были урезаны или не нашли одобрения в Государственной думе. В этом сказалась классовая ограниченность III Государственной думы, где большинство имели правые, помещики и крупная буржуазия, оказавшиеся неспособными поставить общегосударственные интересы выше личных.
Деятельность IV Государственной думы (ноябрь 1912 — февраль 1917 гг.) происходила в условиях нарастания революционного движения в стране, начавшейся Первой мировой войны и роста оппозиции Императору и правительству в Государственной думе.
Третьеиюньская политическая система просуществовала до августа 1915 г. Неудачи России в Первой мировой войне и обострение противоречий между Николаем II, правительством и Государственной думой привели к созданию Прогрессивного блока, куда вошло большинство депутатов Государственной думы и Государственного совета.
Главными требованиями Прогрессивного блока стали:
— создание правительства народного доверия, ответственного и формируемого Государственной думой;
— прекращение полицейского произвола в отношении политических инакомыслящих.
В свою очередь Николай II неоднократно пытался лишить Государственную думу и Государственный совет законодательной инициативы и превратить их в законосовещательные органы. Итогом обострившейся конфронтации между Императором и Государственной думой стал указ Николая II о роспуске IV Государственной думы 26 февраля 1917 г.
Образование политических партий
На рубеже XIX—XX вв. в России происходил процесс формирования политических партий. Особенностью этого процесса было то, что в условиях отсутствия закона о деятельности политических партий первыми появились нелегальные партии радикального социалистического выбора: эсеры (1901—1902 гг.) и социал-демократы (РСДРП 1903 г.). Только в годы революции 1905—1907 гг., после издания Манифеста 17 октября 1905 г., появляются партии либерального и консервативного толка.
В годы революции 1905—1907 гг. в России формируется многопартийная система. Политические партии России начала XX века можно разделить на 3 лагеря: 1) социалистические (эсеры, РСДРП); 2) буржуазные (кадеты, октябристы); 3) правые монархические (Союз русского народа, Русская монархическая партия и др.). В общей сложности в 1905—1907 гг. в России действовало 6 крупных монархических партий, 39 буржуазных и около 20 партий социал-демократического, социал-революционного и народнического направления. К февралю 1917 г. действовало 113 национальных партий и 45 общерусских партий, к октябрю 1917 г. соответственно 206 и 53 партии.
Наиболее яркими представителями партий социалистического выбора были РСДРП, разделившаяся на II съезде в 1903 г. на меньшевиков (Ю. О. Мартов) и большевиков (В. И. Ленин) и партия социалистов-революционеров (эсеров), лидером которой был В. М. Чернов.
Основными программными требованиями эсеров были демократическая республика, политические права и свободы граждан, созыв Учредительного собрания, 8-часовой рабочий день, социализация земли и уравнительное землепользование. Главным средством борьбы стал политический террор, для ведения которого была создана «Боевая организация» партии социалистов-революционеров.
Программные установки РСДРП были приняты на II съезде партии в июле 1903 г. и включали программу-минимум и программу-максимум. Программа-минимум ставила задачу свержения самодержавия, установление демократической республики, провозглашение политических прав и свобод, решение рабочего, аграрного и национального вопросов.
Программа-максимум определяла курс на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. Крайний радикализм программы стал причиной раскола РСДРП на большевиков, сторонников В. И. Ленина и меньшевиков — сторонников Ю. О. Мартова.
Наиболее крупными партиями либерального буржуазного толка стали Конституционно-демократическая партия (кадеты) — лидер П. Н. Милюков и «Союз 17 октября» (октябристы) — лидер (А. И. Гучков), созданные в октябре 1905 г. Кадеты выступали за конституционную монархию (левое крыло партии за республику), политические права и свободы (в т.ч. за всеобщее избирательное право), восьмичасовой рабочий день, свободу рабочих союзов и собраний, частичное отчуждение помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян.
Октябристы представляли интересы крупной буржуазии и были более консервативны в своих программных установках. Они выступали за конституционную монархию, политические права и свободы, ограничение избирательных прав граждан имущественным цензом, за ликвидацию общины и общинного землевладения, за сохранение помещичьего землевладения, за совершенствование рабочего законодательства.
В годы революции 1905—1907 гг. возникли правые монархические партии: Союз русского народа (А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич). Идеологической платформой правых партий стала теория официальной народности. Правые выступали за незыблемость неограниченной монархии, сохранение помещичьего землевладения, православие как государственную религию, приоритет русского народа, единение царя и народа. Созыв Государственной думы дал возможность всем политическим партиям излагать свои программные взгляды с ее трибуны, реализовав тем самым право на свободу политической деятельности.