Новый крестовый поход Ватикана
Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, в марте 1946 года, заявил: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес» {262}. Вскоре после этого президент Гарри Трумэн повысил статус американского представительства в Ватикане до уровня посольства, назначил Майрона Тейлора, ранее бывшего представителя США, послом в Ватикане и обратился к папе Пию XII с просьбой помочь остановить советскую экспансию.
Трумэн считал коммунизм смертельным врагом религии – всех религий – и полагал, что его экспансия может быть остановлена только «согласованными религиозными усилиями». Именно они могли обеспечить для всех народов превосходство и силу «правды и свободы» {263}. Трумэн также считал Римско‑католическую церковь самым надежным союзником в этой нравственной битве.
И папа Пий ХII, уже сотрудничавший с США в борьбе против нацистов, обещал ему свою поддержку.
В книге “The Lonely Cold War of Pope Pius XII ” («Холодная война» одинокого папы Пия XII») {264} Питер Кент, профессор истории в Университете Нью‑Брансуика, на основе документов продемонстрировал, как при Пие XII Ватикан открыто встал на сторону Соединенных Штатов. Святой престол еще в июле 1949 года издал декрет о том, что «те верующие, которые исповедуют материалистическое и антихристианское учение коммунистов, и особенно те, которые защищают или распространяют это учение, в силу этого факта отлучаются от церкви» {265}. Необходимость такого шага обосновывалась следующим образом:
«Коммунизм – [учение] материалистическое и антихристианское; лидеры же коммунистов, даже если порой заявляют на словах, что не борются против религии, все же и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой. Поэтому запрещается вступать в члены коммунистической партии или любым образом способствовать этому» {266}.
Канцелярия Святого престола Пия XII дала понять, что Ватикан действительно находился в состоянии войны с коммунизмом. Папа римский издал ряд декретов, осуждающих крестовый поход Кремля против католической церкви, в том числе «Декрет о присвоении функций церкви государством» от 29 июня 1950 года, «Декрет о незаконных хиротониях епископов со стороны государства» от 9 апреля 1951 года {267} и «Декрет о публикациях в пользу тоталитарного коммунизма» от 26 июня и 22 июля 1955 года {268}.
Кремль стал называть Пия «папой «холодной войны» {269}. В конечном итоге советские лидеры поручили М.М. Шейману, сотруднику Института истории Академии наук СССР, подготовить доклад о якобы существовавшем ватикано‑нацистском заговоре против Советского Союза {270}. Доклад Шеймана содержал выдуманные подробности о каком‑то «Секретном договоре»[38], подписанном между Ватиканом и Гитлером {271}. Переизданный в 1954 году на немецком языке под названием “Der Vatican im Zweiten Weltkrieg” («Ватикан во Второй мировой войне»), этот фальшивый доклад стал инструментом дезинформации , однако практически не привлек внимания поколения, собственными глазами видевшего, как энергично Пий XII сражался с нацизмом.
В 1950 году президент Трумэн одобрил один из самых важных американских правительственных документов того времени: Директиву Совета национальной безопасности «СНБ‑68»[39]. В этом совершенно секретном документе Совета национальной безопасности США, рассекреченном в 1975 году, на пятидесяти восьми страницах изложили стратегию сдерживания. Документ стал важным оружием в «холодной войне». Советский Союз к 1950 году уже взорвал атомную бомбу, установил коммунистическое правительство в Китае и распространил свое господство на одну третью часть земного шара. В Директиве «СНБ‑68» в решительных формулировках обозначили угрозы, с которыми сталкивались Соединенные Штаты. «Вопросы, которые стоят перед нами, являются знаковыми, – говорилось в документе, – и они касаются выживания или уничтожения не только нашего государства, но самой цивилизации» {272}.
Директива «СНБ‑68/1950», подписанная президентом Трумэном 30 сентября 1950 года, определяла долгосрочную политику США на двух направлениях в интересах обеспечения позиции морального превосходства в новом конфликте между Востоком и Западом. Через несколько недель после ее подписания Трумэн начал «кампанию истины», или, как он выразился, «борьбу прежде всего за умы людей». Трумэн утверждал, что пропаганде «сил империалистического коммунизма» можно противопоставить только «простую, без прикрас, открытую правду» {273}. Составной частью наступательного плана «сдерживания» Трумэна стали радиокомпании «Голос Америки», «Радио «Свободная Европа» и «Радио «Освобождение», впоследствии названное «Радио «Свобода» {274}. Он попросил Ватикан поддержать эти усилия по противостоянию коммунистам и явлениям безбожия.
И Пий XII вновь ответил согласием. По его указанию Святой престол приобрел в районе города Санта‑Мария‑ди‑Галерия, в одиннадцати милях к северу от Рима, 988 акров земли для нового радиовещательного центра. Итальянское правительство в 1952 году предоставило этому участку статус экстерриториальности, и в 1957 году новый радиоцентр ввели в эксплуатацию. Вскоре «Радио Ватикана» вещало уже на сорока семи языках. Такой шаг, который предпринимали и во время Второй мировой войны для оказания содействия антинацистскому сопротивлению {275}, теперь стал необходим в качестве мощного антикоммунистического средства. Сегодня в штате радиостанции – более двухсот журналистов из шестидесяти одной страны, совокупное время вещания составляет около сорока двух тысяч часов ежесуточно {276}.
Миссия Ватикана как непримиримого врага нацизма и смертельного противника коммунизма является важной частью наследия папы Пия XII. «Радио Ватикана» – частичка этих усилий. И нацизм, и коммунизм хотели быть уверенными в том, что у людей нет никаких других божеств и святынь, кроме одобренных правящими режимами. Стремление Пия XII сохранить веру в единого истинного Бога служило источником воодушевления для его преемников и сыграло важную роль в конечной победе Запада в «холодной войне».
К сожалению, в результате этих усилий Кремль вписал Пия XII и Ватикан в самое начало списка врагов.
Глава 7
Теология освобождения
Хрущев хотел остаться в истории как советский лидер, перенесший коммунизм на американский континент. Он смог посадить в 1959 году братьев Кастро управлять Гаваной, и вскоре моя внешняя разведка уже была вовлечена в оказание помощи новым коммунистическим правителям Кубы: экспортировать революцию в Южную Америку. Эти планы, однако, не удались. В отличие от Европы, Латинская Америка в то время еще не увлеклась марксистской идеологией, и в 1967 году подручного Кастро – Че Гевару – расстреляли в Боливии после неудачной попытки развернуть партизанскую войну в этой стране.
Большинство латиноамериканцев 1950‑х и 1960‑х, бедные и религиозные крестьяне, смирились со своей судьбой и, по уверенному мнению Хрущева, могли приобщиться к коммунизму через разумное манипулирование религией. КГБ в 1968 году смог подбить группу южноамериканских епископов, придерживавшихся левых взглядов, на проведение конференции в Медельине, Колумбия. По указанию КГБ мой Департамент внешней информации оказывал материально‑техническую помощь ее организаторам. Официальной задачей конференции являлось содействие в борьбе с бедностью в Латинской Америке. Необъявленная цель заключалась в стремлении узаконить созданное КГБ религиозное движение, получившее название «теология освобождения». Негласно это движение предназначалось для подстрекательства бедного населения Латинской Америки к восстанию против «узаконенного принуждения к бедности», якобы начатого Соединенными Штатами {277}.
У КГБ было пристрастие к «освободительным» движениям. Организация освобождения Палестины (ООП), Национально‑освободительная армия Колумбии, Армия национального освобождения Боливии – вот лишь некоторые из «освободительных» движений, созданных КГБ. Медельинская конференция поддержала теологию освобождения, и делегаты рекомендовали ее Всемирному совету церквей (ВСЦ) для официального утверждения. Всемирный совет церквей, организация со штаб‑квартирой в Женеве, представляющая Русскую православную церковь и другие, более мелкие религиозные структуры из более чем ста двадцати стран, к тому времени уже находился под влиянием советской внешней разведки. С политической точки зрения он до сих пор остается под контролем Кремля, действующего через различных православных священников, занимающих высокие посты в ВСЦ и одновременно являющихся агентами российской разведки. Русский священник‑диссидент Глеб Якунин, депутат российской Думы с 1990 по 1995 год, на короткое время получил официальный доступ к архивам КГБ и обнародовал в виде самиздатовских материалов большое количество информации с конкретным упоминанием православных священников, сотрудничавших с КГБ, и описанием их влияния на деятельность ВСЦ {278}. Например, в 1983 году КГБ направил сорок семь своих агентов для участия в Генеральной ассамблее ВСЦ в Ванкувере, а в следующем году КГБ смог поставить себе в заслугу успешное использование агентуры в распорядительном комитете ВСЦ для того, чтобы подобрать нужного представителя для избрания на пост генерального секретаря ВСЦ {279}.
Генеральный секретарь Всемирного совета церквей Юджин Карсон Блейк, бывший президент Национального совета церквей США, поддержал теологию освобождения и внес этот вопрос в программу действий ВСЦ. В марте 1970‑го и в июле 1971 года в Боготе состоялись первые конгрессы южноамериканских католических церквей, посвященные теологии освобождения.
Папа Иоанн Павел II, не понаслышке знавший о коммунистическом вероломстве, осудил теологию освобождения в январе 1979 года на конференции Латиноамериканского Епископального Совета, состоявшейся в Пуэбле, Мексика: «Это представление Христа как политической фигуры, революционера, подрывного элемента из Назарета не вяжется с катехизисом церкви» {280}. Буквально через четыре часа зал, где проводилась конференция, был устлан экземплярами 20‑страничного опровержения речи папы. Кардинал Лопес Трухильо, организатор конференции, пояснил, что данное опровержение является трудом «примерно восьмидесяти марксистских сторонников теологии освобождения, не имеющих отношения к конференции Епископального Совета» {281}. Как мне вспоминается, Департамент внешней информации Румынии ранее принял поздравления КГБ за успешное предоставление материально‑технической поддержки упомянутым сторонникам теологии освобождения.
Всемирный совет церквей под руководством КГБ в 1985 году избрал своего первого генерального секретаря, общепризнанного марксиста Эмилио Кастро. Его выслали из Уругвая за политический экстремизм, однако Кастро руководил ВСЦ до 1992 года. Кастро весьма энергично способствовал укреплению теологии освобождения, созданной Комитетом государственной безопасности СССР и к настоящему моменту пустившей глубокие корни в Венесуэле, Боливии, Гондурасе и Никарагуа. Именно там крестьянское население поддерживало усилия марксистских диктаторов Уго Чавеса, Эво Моралеса, Мануэля Селайи ([в 2009 году] был насильно вывезен в Коста‑Рику) и Даниэля Ортеги трансформировать свои страны в полицейские диктатуры в стиле КГБ. В сентябре 2008 года Венесуэла и Боливия в течение одной и той же недели выслали послов США и обратились к России за военной помощью.
Корабли ВМФ России и российские бомбардировщики ВВС вернулись на Кубу – впервые со времени кубинского ракетного кризиса 1962 года – и в Венесуэлу. Бразилия, десятая по величине экономики страна в мире, при марксистском лидере Лула да Силва также превратилась в единомышленника Кремля. Лула да Силва в 2011 году уступил свой пост бывшей руководительнице марксистского подпольного движения Дилме Русеф. В том же году вновь избранный президент Перу Ольянта Умала ринулся в Буэнос‑Айрес, чтобы почерпнуть вдохновение в политике у марксистского президента Бразилии с подпольным опытом. Если принять во внимание Аргентину, чей нынешний президент, Кристина Фернандес де Киршнер, также ведет страну в лагерь марксизма, то политическая карта Латинской Америки сейчас выглядит в основном красной.
Несколько лет назад в некоторых радикально‑левых церквях чернокожего населения Соединенных Штатов получил распространение «черный вариант» теологии освобождения. Отцы теологии черного освобождения Джеймс Коун, Корнел Уэст и Дуайт Хопкинс явно ориентировались на марксизм, поскольку именно марксистская идея основывается на принципе: класс угнетателей (белых) против класса угнетенных (негров), и предлагается только одно решение: уничтожение врага. Джеймс Коун дал этому следующее объяснение:
«Теология черного освобождения признает только любовь к Богу, который участвует в разрушении белого врага. Нам нужна любовь Всевышнего, проявленная во власти черных, которая представляет собой силу черных людей, способную уничтожить своих угнетателей здесь и сейчас любыми средствами, имеющимися в их распоряжении. Если Бог не участвует в этом святом действии, то мы должны отвергнуть его любовь» {282}.
Частью этого нового движения является Объединенная церковь Христа преимущественно чернокожего населения в Чикаго. Его пастор, преподобный Иеремия Райт, ставший в 2008 году духовным наставником сенатора Барака Обамы в ходе президентской кампании, прославился тем, что восклицал: «Боже, не надо благословлять Америку! Боже, прокляни Америку!» Лица, ответственные за президентскую кампанию сенатора Обамы, извинились за оговорку преподобного Райта. Однако в июне 2011 года тот же самый преподобный Райт совершил поездку по Соединенным Штатам, проповедуя в церквях, переполненных чернокожим населением, что «государство Израиль является незаконным, это… место геноцида» и «отождествлять иудаизм с государством Израиль – это то же самое, что отождествлять христианство с [рэпером] Флейвом Флавом»[40]{283}.
Обама, конечно же, к этому времени уже оказался в Белом доме.
Для движения теологии освобождения 1960‑х своего рода иконой стал Че Гевара. В то время популярность Кремля стала быстро убывать. Жестокое подавление советским режимом венгерского восстания 1956 года и провоцирование им кубинского ракетного кризиса в 1962 году вызвали у международной общественности раздражение, и руководители советского блока – каждый по‑своему – пытались сохранить лицо. Хрущев заменил «непреложную» марксистско‑ленинскую теорию революции мирового пролетариата политикой мирного сосуществования, притворяясь сторонником мира. Александр Дубчек сделал ставку на «социализм с человеческим лицом», а Гомулка – на лозунг: «Пусть Польша будет Польшей». Чаушеску провозгласил «независимость» от Москвы и стал изображать себя «диссидентом» среди коммунистических лидеров.
Братья Кастро на Кубе, боявшиеся любой либерализации, решили просто подретушировать фасад своего коммунизма романтическим революционным оттенком. Они выбрали плакатно‑рекламным воплощением режима Че Гевару, к этому времени казненного в Боливии, союзнике США. После того как Че Гевара безуспешно пытался организовать партизанскую войну, его теперь могли изображать мучеником американского империализма. КГБ сразу же предложил помощь в этом вопросе. Департамент внешней информации Румынии, в те времена имевшего тесные отношения с Главным управлением разведки Министерства внутренних дел Кубы, также получил указание оказать содействие, что определило мою непосредственную ответственность за данный вопрос {284}.
«Операция Че» началась с издания книги «Революция в революции» – букваря коммунистического партизанского восстания с невероятной похвалой Че. Автор книги, французский террорист Режи Дебре, являлся агентом КГБ и высоко ценился Комитетом госбезопасности {285}. Братья Кастро в 1970 году форсировали мероприятия по канонизации Че. Альберто Корда, кубинский разведчик, работавший под прикрытием в качестве фотографа кубинской газеты «Революсьон», создал изображение Че в идеализированно‑романтическом духе. Сейчас хорошо известная фотография Че с длинными, вьющимися прядями волос, в революционном берете со звездой, смотрящего прямо в глаза зрителю, наводнила весь мир {286}.
Фотография Че стала символом четырехчасового эпического фильма Стивена Содерберга «Че», вышедшего на испанском языке на экраны в 2009 году. В фильме убийца‑садист, посвятивший жизнь превращению Латинской Америки в зону влияния Кремля, изображен как «настоящий революционер, ставший мучеником» {287}.
Даже драматург, написавший пьесу «Наместник» с клеветой на папу Пия XII, смог заработать очки на усилиях по рекламированию Че Гевары. В октябре 1970 года журнал «Тайм» сообщил: «В настоящее время Че каждый вечер появляется в новом спектакле «Герилья» немецкого драматурга Рольфа Хоххута». В этой пьесе «молодой нью‑йоркский сенатор, руководитель американского подпольного движения в духе Че, умоляет Гевару отказаться от партизанской борьбы в Боливии. Че отвечает ему: «Моя смерть здесь с точки зрения здравого смысла – единственная возможность победить. Я должен оставить свой след» {288}. Обеспечивая интересы КГБ, пьеса выдвигает в адрес Соединенных Штатов обвинения в убийстве на расовой и политической почве.
КГБ также сыграл важную роль в приукрашивании дневника Че Гевары о его студенческих годах и превращении этого текста в пропагандистскую книгу. «Капитал» встречает «Беспечного ездока», позднее переименованную в «Дневники мотоцикла». Сегодня Че является идолом для групп, пропагандирующих теологию освобождения и теологию черного освобождения.
Во время предвыборной президентской кампании 2008 года телеканал «Фокс», ведя передачу из Хьюстона, показал волонтеров в офисе Обамы, на стене которого красовался большой портрет Че Гевары на фоне кубинского флага {289}. Сам же Обама около двадцати лет посещал в Чикаго церковь преподобного Райта, пропагандировавшего идеи теологии черного освобождения.
Как однажды мне похвастался Рауль Кастро, «Че – это наш самый громкий общественный успех».
Глава 8