Антитрестовское законодательство США
Появление в последней четверти XIX в. монополистических объединений в форме трестов, которые захватили господствующее положение в экономике (диктовали цены) вызвало широкое антимонополистическое движение против нечестной конкуренции. В это движение включились широкие слои населения, рабочие, фермеры, мелкие и средние предприниматели. Именно под его напором стали издаваться антитрестовские законы:
1. Закон 1890 г. Шермана.
2. Закон Клейтона 1914 г.
3. Закон «О федеральной торговой комиссии» 1914 г.
Американская юридическая доктрина рассматривает конкуренцию в качестве антипода монополии и определяет суть антитрестовской политики как поддержание свободы конкуренции. Основная идея сводится к запрету искусственных ограничений и установлению полной свободы конкуренции.
Цель – защита торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий. Ст. 1 объявляет незаконным любой контракт, объединение в форме треста/другом виде, сговор, направленный на ограничение свободы торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами.
В ст. 2 уточняется, что каждое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать, либо вступить в сговор с целью монополизации торговли/коммерции между штатами, совершает уголовное преступление, караемое штрафом до $5000 или тюремным заключением до года, либо то и другое вместе.
С 1974 г. в случае признания компании виновной ее должностные лица могут быть осуждены на тюремное заключение до 3-х лет или оштрафованы на сумму до $100 000, а корпорации присуждаются к уплате штрафа в размере до $1 000 000 по каждому доказанному пункту обвинения.
Антитрестовский отдел министерства юстиции эта статья закона Шермана почти не используется, т.к. еще в 1936 г. Верховный Суд США постановил, что для признания наличия монополии необходимо, чтобы компания занимала господствующие позиции в производстве этого товара и монополизировала его продажу в международных масштабах.
Монополия (здесь) - способность контролировать цену или устранять конкуренцию. Таким образом, судебно-административная практика пошла не по пути запрета монополии, а по пути запрета отдельных видов деятельности монополистических объединений.
Именно им уделял особое внимание закон Клейтона 1914 г. признается незаконной ценовая дискриминация, которую прямо/косвенно осуществляет любое лицо в ходе торговли между различными покупателями товаров, если результатом такой дискриминации будет существовать ослабление конкуренции или тенденция к созданию монополий. При этом условии запрещаются и связывающие контракты (когда крупные корпорации включают в свои договоры условия, запрещающие контрагенту заключать сделки с конкурентами. Без всяких условий запрещались исключительные контракты – об исключении конкурентов с рынка). Положения антитрестовского законодательства не распространяются на профсоюзы.
В соответствии с законом 1914 г. на ФТК возложена обязанность преследовать в судебном порядке лиц, практикующих нечестные методы конкуренции. Это административный орган. Если какое-то лицо/корпорация использует нечестные методы конкуренции, ФТК может издать указ о прекращении подобных действий. При отказе выполнить приказ ФТК в апелляционный суд с целью получения соответствующего решения.
Другой административный правоприменительный орган – антитрестовский отдел Министерства Юстиции. Он изучает тексты разного рода контрактов, договоров о слиянии, характер их воздействия на рынок этого товара, жалобы 3-их лиц на условия таких сделок и при необходимости возбуждает дела против компаний-нарушителей.
Особое внимание уделяется внешнеторговым контрактам, которые могут отрицательным образом сказаться на внутреннем рынке США, или на экспортных возможностях американских корпораций. Антитрестовский отдел и ФТК обладают совпадающей, конкурирующей компетенцией и если один из них не начал расследование, то делом может заняться другой. Несмотря на влияние административных органов, главную роль в применении антитрестовских норм играют суды и их решения – основной источник антитрестовского права.
Судебная практика выработала доктрину «правила разумности» (1911 г.) и доктрину «заведомого нарушения».
В силу первой доктрины необходимо установить, является ли данный вид деятельности разумным ограничением торговли между штатами или с иностранными государствами, то есть определить соотношения выгод, которые получают потребители от использования такой практики и недостатков, от которых они страдают. В случае преобладания первых над последними эта практика не рассматривается в качестве неразумной. Для нее необходимо экономическое исследование и факт применения экономического ущерба потребителям.
Вторая доктрина делает закон Шермана более определенным и позволяет избежать сложного и длительного экономического исследования. К заведомым нарушениям относятся: соглашения о разделе рынков; некоторые виды связывающих контрактов (например, продажа 1 товара обусловлена покупкой данным покупателем другого товара); соглашение о фиксировании цен, особенно между производителями и актовыми компаниями.
Таким образом, антитрестовские законы призваны предотвратить:
1. Монополизацию рынка.
2. Антиконкурентные слияния.
3. Сговор оценок.
4. Дискриминацию в ценах и другие ограничения в торговле, причиняющие существенный вред конкуренции.
Существенный этап в развитии антитрестовской компании США с 70-80-х гг., характеризуется:
1. Повышением активности административных и судебных органов.
2. Либерализацией антитрестовской политики.
Позиция федеральных судов в последние 10-15 лет – защита конкуренции как принципа, а не конкретных конкурентных.
В настоящее время Министерство Юстиции поощрительно относится к проведению корпоративной политики низких цен.
Считая, что такая политика нацелена на повышение эффективности конкуренции и следовательно выгодна потребителям. Основания к антитрестовской ответственности могут появиться в случае установления факта навязывания «грабительских» цен, то есть продажи продукции по ценам, ниже ее себестоимости для вытеснения других фирм с рынка и приобретения достаточной рыночной власти, с помощью которой можно не только компенсировать убытки, но и получить хорошую прибыль.