Государственный строй Афин 5-4 вв. до н.э.
Форма правления - демократическая республика. Самые важные органы – Совет 500 и Гелиэя. Народное Собрание – самое важное. Его деятельность в течении года была разбита на 10 циклов. Причем каждый цикл примерно 36 дней проводилось 4 собрания. Чтобы упорядочить его работу, на каждые из 4 собраниях выносились дела определенного вида:
1 собрание – выносились наиболее важные вопросы (военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц).
2 собрание – ходатайства по личным и общественным делам.
3,4 собрания – все остальные дела.
Повестка дня готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась заблаговременно.
Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 - ПРОБУЛЕВМА.
Каждое собрание – принесение жертв богам, затем председатель объявлял, какой вопрос подлежит решению, зачитывал пробулевму. Если собрание с ней соглашалось, то решение принималось без обсуждений. Решение могло быть принято с обсуждением – ПРЕНИЕМ.
Оратор одевал на голову венок и его нельзя оскорблять. Нет ограничений по времени, но он был обязан:
1. не повторяться
2. не касаться вопросов не относящихся к делу
3. не позволять себе оскорбительных выражений
Собрание принимало законы, общеобязательные для всех граждан и ПСЕФИЗМЫ (постановления, обязательные для частного случая).
ПРОЦЕДУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В начале года на первом собрании обсуждался вопрос о необходимости введения нового закона или изменении или отмене старого. Каждый присутствовавший мог высказываться и делать предложения. Если собрание признает необходимым внести изменения в закон, то проект нового закона передавался его автором Совету 500. одновременно текст закона помещался на видном месте, дабы все афиняне могли с ним ознакомиться. На Народном Собрании проект с заключением Совета подробно обсуждается и принимается постановление о передаче его на решение особой комиссии из числа членов Гелиэи (коллегия номофетов). Само собрание определяло число номофетов, порядок и срок их заседаний, вознаграждение с указанием источника. Одновременно избирались 5 защитников старых законов.
В коллегии номофетов заслушивался автор законопроекта и защитники старых законов. Затем принималось решение о судьбе законопроекта.
Преимущество судебной процедуры –утверждение законов:
1. Члены коллегии более опытные (>30 лет), знающие, осторожные и принесшие гражданскую присягу.
2. Несущие личную ответственность
3. Ограниченное число членов получали материал в обработанном виде
4. Работали вдали от трений, их горячки.
Автор законопроекта нес ответственность, если:
1. Его закон противоречил существующим и об этом не было определенно заявлено
2. был вреден для государства
3. Принят с нарушением установленных процедур
Обвинение в противозаконии нового постановления (такая процедура по прохождению закона называлась "графэ параномом") может быть возбуждено любыми гражданами и автор закона должен отвечать по этому обвинению на Гелиэи. Если жалоба признавалась справедливой, то закон отменялся, а автор закона штрафовался, подвергался изгнанию или смерти. Лицо, 3 раза вынесшее плохой закон, лишалось права законодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала через 1 год. В этом случае можно было требовать лишь отмены закона/постановления.
За необоснованное обращение в Гелиэю по поводу закона – штраф 1000 драхмов. Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, сам подвергался ответственности за сутяжничество. Значение ?граффе параномин?
1. Предостерегал от внесения скороспелых и непродуманных законопроектов
2. давал каждому гражданину право выступить в защиту всего строя Афинской демократии.
Обычно собиралось 3-5 тыс. человек в народном собрании при 30-40 тысячах граждан всего.
СОВЕТ 500
Создан Клисфеном.
Полномочия:
1. Подготовка вопросов для обсуждения на Народном Собрании, проектов постановлений Народного собрания, его созыв.
2. Проведение в жизнь постановлений Народного Собрания
3. Общий надзор за финансами (определение источников доходов, сбор поступлений, расходование государственных средств).
4. Прием иностранных послов, заключение договоров с другими государствами, заслушивание афинских послов
5. Наблюдение за постройкой военных судов и контроль за состоянием флота и конницы.
6. Прием отчетов должностных лиц и суд над ними.
7. Проведении ДОКИМАССИИ кандидатов в Совет 500 и в архонты.
Докимассия –это предварительная проверка кандидатов на государственные должности. Это испытание проводилось не для определения способностей лица или его пригодности для должности, а для проверки нравственных качеств.
Так, совет 500 являлся подготовительным, совещательным и исполнительным органом Народного Собрания. Он же был посредником между должностными лицами и Народным Собранием.
Отчет о своей деятельности Совет держал перед Собранием. Свои обязанности выполнял он не в полном составе, а через ПРИТАННИИ (50 человек , избранных от одной и той же филы).
Каждая из 10 пританний работала поочередно в течении 1/10 года. За злоупотребление член коллегии исключался из Совета и отдавался под суд. Срок полномочий Совета –1 год.
ГЕЛИЭЯ (6 ТЫС. ЧЕЛОВЕК)
Являлась судебным органом по важным уголовным и гражданским делам (о государственных и должностных преступлениях, споры между гражданами союзных государств) и одновременно апелляционная инстанция по отношению к нижестоящим судам. Народное Собрание из числа судей избирает коллегию номофилов.
Гелиэи принадлежал решающий голос при раскладе податей с союзников, проводившийся каждые 4 года.
Утверждала постановления о даровании Афинского гражданства, контролирует законность замещения должностей в государстве.
Члены Гелиэи избирались по жребию (600 чел./фила). В ее составе – 10 коллегий по 50 человек (100 запасные). Для предупреждения злоупотреблений дела между коллегиями распределялись в день суда.
УПРАВЛЕНИЕ В АФИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Управление осуществлялось через систему выборных должностных лиц. В различные коллегии ежегодно избиралось по 700 должностных лиц. Это был разветвленный аппарат, но не бюрократический (не отделен от основной массы населения). Многочисленные коллегии избирались на 1 год. Избираться дважды на 1 должность, как правило, нельзя (кроме военных должностей). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить в 1 руках власть исключалась.
Принята демократическая процедура избрания. Основной способ замещения должностей – жребий. За отправление должности была введена плата – дневной заработок ремесленника.
КОЛЛЕГИИ
1. Пяти стратегов. Выбирается голосованием на Народном Собрании и подотчетна ему. Стратеги равны друг другу, но главное командование поручалось одному из них по выбору Народного Собрания. Прежде всего стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства:
2. Проводили набор войска
3. Командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны
4. Отвечали за военное финансирование
5. Распоряжались захваченной добычей
Судебные полномочия по делам о воинских преступлений, созыв внеочередных заседаний Совета 500 или Народного Собрания
6. Архонтов
1-ый архонт ведал предварительным рассмотрением заявлений и жалоб по семейным делам. Председательствовал на суде при рассмотрении, осуществлял попечение над сиротами, наследницами и беременными вдовами.
2-й архонт (базилевс) ведал духовными делами
3-й архонт осуществлял надзор над метеками, рассматривал споры между ними и гражданами
4-9 архоны (фесмофеты) осуществлял разные судебные полномочия (готовили дела к слушанию, назначали день заседания и т.п. )
Археопаг состоял их 70-60 членов, являлся судебной инстанцией + наблюдал за состоянием нравов.
Астиномы следили за порядком и чистотой в городе, а агораномы за соблюдением правил рыночной торговли. Метрономы – за правильность мер и весов, ситофилаки – хлебные надзиратели, следившие за ценами на хлеб.
ВЫВОДЫ : Принципами Афинской демократии являлись:
1. Политическое равенство граждан мужского пола
2. Всеобщее мужское избирательное право
3. Выборность и подотчетность органов власти и должностных лиц (пока отчет должностного лица не утвержден, он не может распоряжаться имуществом или выезжать из страны) при непосредственном народовластии.
4. Свобода слова и обсуждение всех вопросов
5. Подчинение меньшинству – большинству
6. Коллегиальность
Афинская демократия поставила своим идеалом свободу , т.е.
1) поочередно и подчиняться власти, и самому властвовать
2) жить так, как кому хочется
3) равноправие (равенство между законом и равное право на участие в политической жизни) в сочетании с законом.
Тем не менее, Афинская демократия была узкой, ограниченной и замкнутой политической организацией (30-40 тыс. человек составляли полноправное меньшинство, пользующееся политическое свободой и равенством среди другого неполноправного населения). Общая численность 250-300 тыс. человек.
Начавшаяся в 431 г. до н.э. Пилопанесская война со Спартой привела к большим материальным и людским потерям + эпидемии + распад Афинской морской державы + резкое усиление имущественного неравенства (государственных средств для содержания основной массы городской бедноты не хватало, следовательно содержать вынуждены богатые граждане, что вызывало их недовольство. Возглавляли Народное Собрание не демагоги – вожди с важными государственными должностями, а демагоги – льстецы и ораторы, которые осуществлению государственных реформ препятствовали). Процветает доносительство.
Псефизмы (единоразовые постановления) господствовали над законами. Некоторое разочарование в демократии привело к ряду привело к ряду олигархических переворотов, но они были неблаговременными. Демократический строй был восстановлен. Но ослабленная внутренними противоречиями Афинская демократия не смогла противостоять внешней угрозе.
Во второй половине 4 в. до н.э. Афины и вся Греция вошли в состав империи Александра Македонского. Во 2 в. до н.э легионы Рима превращают Грецию в провинцию Римской державы.
11. Возникновение Римского государства. Роль Сервия Туллия в образовании государства
Основание города Рим относится к 753-54 г.г. до н.э. С этого времени по 510 –9 г.г. до н.э. у римлян существовал родовой строй, находящийся в стадии разложения («Царский период»).
Древнейшее население Рима было организовано по родам, курьям и племенам. Всего было 300 родов. 10 родов=курья, 10 курий = племя (триба). Для разрешения важных вопросов Римский народ собирался по курьм (каждая курья –1 голос) и эти собрания назывались КУРИАТНЫМИ КОММИЦИЯМИ. Их задачи:
1. Ведали религиозными делами
2. Семейные отношения
3. Выбирают царя
4. Объявляют войну
5. Судят преступников
Все решения курьи должны получить одобрение Сената (senics –старец, следовательно Сенат это «совет старейшин»), состоящего из глав родов и бывшего хранителем отеческих традиций и советников царя по важным делам. Члены сената звались отцами.
Выборный военный вождь, осуществлявший некоторые религиозные и военные полномочия звался царем или РЕКСом. Было 7 царей: Ромул и брат Рем. Ромул убил брата за неуважение к городу (тот перепрыгнул через изгородь). Царь исполнял законы, но законы, но изменять их не мог. Его решения можно было обжаловать в Народном Собрании. Это ПРАВО «ПРОВОКАЦИИ».
Население было неоднородным по своему социальному положению: выделялись патриции, клиенты, плебеи.
Патриции
Это полноправные члены общины («имеющие отцов»). 2 точки зрения:
1) все члены старейших Римских родов звались патрициями
2) Римская община не была однородна и из родовой знати формировался Сенат. Лишь одно из многих семейств рода имело своего главу в сенате. Итак, только эти лица были отцами и только их потомки – патрициями, а не 1)
Клиенты
«Верные послушники». Это отпущенные на волю рабы, переселенные иноплеменники, обедневшие общинники, поступающие под патронат ПАТРИЦИЕВ, приобретая их родовое имя. Патрон давал землю, был представителем и защитником его на суде. Обязан был охранять имущество и труд клиента, помогавшему делом и советами. За это клиенты обязаны выкупать патрона из плена, платить его штраф, оплачивать расходы при государственной должности, давать приданное дочерям его, сопровождать его на войне и на выход в город. Патрон и клиент не могут судиться, быть свидетелями друг против друга. Нарушение обязанностей относительно клиентов навлекало на патрона проклятие богов. Клиентами были все их дети. Патроном мог быть лишь глава семейства
Плебеи
Это более поздние поселенцы Рима, не поступавшие под патронат патрициев. Они были свободны, имели небольшие земельные собственности (приусадебный участок), но к разделу общественной земли не допускались, не участвовали в Народном Собрании, не занимали должности и не получали жреческих сан. Они платили поземельный налог.
Большая роль Плебеев в жизни Римского общества (проявлялась в росте численности, концентрации в их руках ремесленного производства и торговли) пришла в несоответствие с их бесправным положением.
Образование государства
Борьба плебеев за уравнение с патрициями разрушила замкнутую родовую организацию и расчистила путь к образованию государства. Этот процесс закреплен реформами VI царя Сервия Туллия.
Реформы Туллия были направлены:
1. На организацию регулярного сбора податей с населения Рима.
2. Введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех к ней способных. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.
Для достижения /1/ территория Рима была разбита на 4 округа (ТРИБЫ) + 17 сельских триб. Каждая триба имела свое название и границы. Все население, жившее на ее территории, приписывалось к ней и платило налог –ТРИБУТУ. Для достижения /2/ все военнообязанное мужское население Рима в зависимости от имущественного положения было поделено на 6 классов.
6-й класс состоял из людей без земельной собственности с единственным богатством – потомством (proles) - пролетарии. Они были свободны от налогов и воинской повинности, но не имели политических прав.
Каждый из 5 классов выставлял определенное количество военных единиц –ЦЕНТУРИЙ (сотен). В новом народном собрании народ группировался не по курьям, а по центуриям. Это новая политическая единица. Каждая центурия имеет 1 голос, а центурий было 193, где 1 классу принадлежало 98 штук (80 тяжеловооруженная пехота и 18 кавалерия). Итак, абсолютное большинство голосов в новом Народном Собрании было у наиболее богатых, следовательно, голосование, порой, не доходило до средних классов.
Плебеи были включены в понятие «Римский народ» и получили право участвовать в Народном Собрании.
В 510 –9 г.г. до н.э. был изгнан 7-й царь Тарквиний Гордый. С тех пор по 27 г. н.э. в Риме была республика.