Платежеспособность государства.
Существует точка зрения, гласящая, что увеличение государственных расходов, направляемых на инвестиции, т.е. на финансирование проектов (таких, как строительство дорог, заводов и т.п.) создает не опасный дефицит госбюджета, если доходность этих проектов выше ставки процента, выплачиваемой по облигациям. Этот процент будет легко выплатить из будущих доходов. Реальное бремя будет наложено на будущие поколения, если бюджетный дефицит возникает из-за финансирования потребления, а не инвестиций (например, при увеличении трансфертных выплат).
Ряд экономистов отмечает, что бюджетный дефицит не является проблемой, если отношение долг/номинальный доход остается постоянным, т.е. бюджетный дефицит может расти, если :- Номинальный бюджетный дефицит равен приросту долга (ΔD).
Для того, чтобы необходимо, чтобы темп прироста этого соотношения был равен 0.
(6.5) |
Приближенно левую часть (6.5) можно оценить следующим образом:
Для выполнения (6.5) нужно чтобы
Пусть темп прироста государственного долга,
темп инфляции,
темп прироста реального дохода.
Тогда из (6.5) вытекает, что d=π+y, а допустимый дефицит можно оценить следующим образом:
В 1992 г. в США государственный долг был оценен в 300 млрд., темп инфляции составлял примерно 3,5%, а темп роста ВВП был около 2,5%. По приведенной оценке «дозволяемый» дефицит был равен 0.06 * 3000 = 180 (млрд. долл.)
Существовавший в то время в США дефицит был гораздо выше.
Таким образом, условие платежеспособности государства гласит: для того, чтобы выплачивать процент по государственному долгу, государство может выпустить на эту сумму новые облигации, а не повышать налоги, если реальная ставка процента по облигациям не превышает темп роста реального дохода (т.к. в этом случае отношение не возрастает).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Рассмотренные точки зрения на государственный долг показывают, что однозначного решения этой проблемы пока не существует. Большинство экономистов считает, что долг обременителен главным образом потому, что ведет к снижению объема капитала, а следовательно, уровня благосостояния в долгосрочном периоде. Долговое финансирование бюджетного дефицита не является проблемой, если процент по облигациям не превышает темп роста реального дохода.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Равенство Барро-Рикардо
Государственное бюджетное ограничение
Платежеспособность государства
ЛИТЕРАТУРА.
1.Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. Гл.16, с. 615-636
2.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во Моск. Ун-та, ИНФРА-М, 1997. с. 395-399
3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. С.-Пб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. с.575-614
ТЕСТЫ
1. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг уменьшение налогов приведет в краткосрочном периоде ко всему перечисленному ниже, КРОМЕ:
1)увеличения потребления
2)увеличения частных сбережений
3)увеличения инвестиций
4)уменьшения общественных сбережений
2. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг уменьшение налогов приведет в долгосрочном периоде ко всему перечисленному ниже, КРОМЕ:
1)уменьшения общественных сбережений
2)уменьшения национальных сбережений
3)уменьшения чистого экспорта
4)снижения курса иностранной валюты
3. Величина государственного долга равна:
1)текущему дефициту государственного бюджета
2)общему долгу всех граждан страны
3)текущему долгу правительства
4)государственным расходам минус налоги
4. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг потребители будут рассматривать снижение текущих налогов как:
1)возрастание их постоянного дохода
2)возрастание их дохода в течение жизненного цикла
3)возрастание в их текущего располагаемого дохода, сопровождаемое будущим увеличением налогов
4)возрастание общественных сбережений
5. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг потребители будут реагировать на уменьшение текущих налогов:
1)увеличением их текущего потребления
2)увеличением частных сбережений на величину сокращения налогов
3)увеличением их будущего потребления
4)уменьшением их частных сбережений на величину сокращения налогов
6. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг сокращение текущих налогов приведет к:
1) сокращению общественных сбережений
2) увеличению частных сбережений
3) не повлияет на национальные сбережения
4) все перечисленное верно
7. Текущее сокращение налогов может увеличить текущее потребление при ограничении по заимствованию потому, что:
1) происходит сдвиг вправо линии межвременного бюджетного ограничения
2) увеличивается их текущий располагаемый доход
3) банки начнут более охотно выдавать кредиты
4) все перечисленное верно
8. В начале 1980-ых годов в США налоги были существенно снижены и национальные сбережения упали. Это событие само по себе подтверждает:
1) традиционный взгляд на государственный долг
2) рикардианский взгляд на государственный долг
3) ни один из взглядов на государственный долг
4) взгляд о нейтральности государственного долга
9. В начале 1980-ых годов в США налоги были существенно снижены и национальные сбережения упали. Это событие может служить подтверждением рикардианского взгляда на государственный долг, если:
1) внезапно уменьшился оптимизм относительно будущего экономического роста
2) ожидается будущее сокращение государственных расходов
3) ожидается, что уменьшение налогов является временным
4) снижение налогов было неожиданным
10. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, если налоги уменьшаются без уменьшения государственных расходов, то с точки зрения платежного баланса это приведет к:
1)положительному сальдо счета движения капитала и дефициту счета текущих операций
2)дефициту сальдо счета движения капитала и положительному сальдо счета текущих операций
3)положительному сальдо счета движения капитала и счета текущих операций
4)дефициту счета движения капитала и счета текущих операций
11. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, уменьшение налогов без уменьшения государственных расходов:
1) увеличит потребление и уменьшит национальные сбережения
2) увеличит потребление и уменьшит частные сбережения
3) не изменит потребление, но уменьшит национальные сбережения
4) не изменит потребление, но уменьшит частные сбережения
12. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, уменьшение налогов без уменьшения государственных расходов:
1)увеличит потребление как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде
2)снизит потребление как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде
3)увеличит потребление в краткосрочном периоде, но снизит его в долгосрочном периоде
4)снизит потребление в краткосрочном периоде, но увеличит его в долгосрочном периоде
13. Равенство Барро—Рикардо предполагает, что:
1) уменьшение налогов не влияет на потребление, но изменяет государственные расходы
2) ни уменьшение налогов, ни изменение госрасходов не влияет на потребление
3) уменьшение налогов, сопровождаемое будущим уменьшением государственных расходов, приведет к уменьшению потребления
4) если государство уменьшает налоги и увеличивает текущие государственные расходы, то потребление возрастет
14. Если потребитель в модели межвременного выбора сталкивается с ограничением по заимствованию и происходит снижение налогов в первом периоде, возмещаемое увеличением налогов во втором периоде, то:
1)потребление в обоих периодах останется неизменным
2)потребление в 1-ом периоде возрастет, а в 2-ом периоде упадет
3)потребление в 1-ом периоде возрастет, а в 2-ом периоде не изменится
4)потребление в обоих периодах возрастет
15. Предположим, никто в стране не заботится об экономическом благосостоянии будущих поколений. Тогда, в соответствии с рикардианскими воззрениями, снижение налогов, финансируемое за счет долга:
1) не окажет никакого влияния
2) вызовет увеличение потребления, поскольку правительство имеет возможность ввести налоги для полной выплаты долга в течение нескольких лет
3) потребление будет возрастать по мере снижения государством своих расходов
4) потребление возрастет лишь частично, поскольку большинство налогоплатилыциков будут живы и будут платить налоги в течение многих лет после снижения налогов.
16. Если в некотором году государственный долг в стране А был равен 3000 млрд. долл., темп инфляции был 3%, темп роста населения 1%,темп роста технологического прогресса 2% и страна находилась в устойчивом состоянии, то, в соответствии с концепцией платежеспособности государства, дозволяемый бюджетный дефицит в ней был равен:
1) 900 млрд. долл.
2) 180 млрд. долл.
3) 600 млрд. долл
4) 300 млрд. долл.
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
Пусть бюджетное ограничение индивида имеет вид:
а бюджетное ограничение правительства задается условием:
а. Предположим, что G1=100, G2=110, Т2=55 и г=0.1. Чему должно быть равно Т1?
б. При заданных из пункта а. значениях Т1, Т2 и г предположим, что Y1=200, Y2=275 и индивидуум стремится сохранять одинаковое потребление в обоих периодах (С1=С2). Какими будут С1 и С2? Сколько должен занять индивидуум в период 1?
в. Предположим, что T1 уменьшилось на 50 ед., a G1, и G2 неизменны. Чему должно быть равно Т2? Каковы новые значение С1 и С2:?
г. Предположим, что Т1 и G1, уменьшились на 50 ед. по сравнению с пунктом а., в то время как G2 осталось неизменным. Чему должно быть равно Т2? Найти новые значения С1 и С2
2. Предположим, что в условие задачи 1 вводится ограничение на заимствование, т.е. С1, не должно превышать Y1-T1
а. Предположим, что G,=100, G2=110, Т2-55 и г=0.1. Чему должно быть равно Т1?
б. Пусть при заданных из пункта а. значениях Т1, Т2 и r, Y1=200, Y2=275 и индивидуум хочет потребить весь свой доход и при этом стремится поддерживать как можно более равномерное потребление в обоих периодах. Какими будут С1 и С2?
в. Предположим, что Т1, уменьшилось на 50 ед,, a G1 и G2 неизменны. Чему должно быть равно Т2? Каковы новые значение С, и С2 при условии сохранения предпочтений, сформулированных в пункте б. ?
г. Предположим, что Т1 и G1, уменьшились на 50 ед. по сравнению с пунктом а., в то время как G2 осталось неизменным. Чему должно быть равно Т2? Найти новые значения С1 и С2 при условии сохранения предпочтений, сформулированных в пункте б.
3. Предположим индивид вынужден вычитать из располагаемого дохода приведенное значение будущих налогов, накладываемых из-за бюджетного дефицита, т.е.
а. Используя эту функцию потребления и следующие зависимости:
выразите Y как функцию от . Какой вид в этом случае будут иметь мультипликаторы инвестиций, государственных расходов и налоговый?
б. Используя эту функцию потребления и следующие зависимости:
,
выразите Y как функцию от и М. Какой вид в этом случае будут иметь мультипликаторы государственных расходов, налогов, кредитно-денежной политики?
4. Пусть государство проводит политику сбалансированного бюджета. Каковы будут ее последствия в закрытой экономике в соответствии с традиционным и рикардианским взглядами на государственный долг? Объясните свой ответ.
5. Предположим, что верен рикардианский взгляд на государственный долг, и Вы планируете эмигрировать со своей семьей в другую страну в будущем году. Какова будет Ваша реакция на снижение налогов в этом году? Какова будет реакция экономики в целом?
6. Как ожидаемое в будущем сокращение государственных закупок повлияет на текущее потребление и текущие частные сбережения в соответствии с традиционным и рикардианским взглядами на государственный долг? Объясните свой ответ.
7. Предположим, в двухпериодной модели предпочтения людей таковы, что они желают полного выравнивания потребления во времени (С1= С2). Временной горизонт правительства больше, чем у домашних хозяйств, так что правительство имеет определенную величину долга в конце второго периода , т.е. его межвременное бюджетное ограничение имеет вид:
Структура этой экономики такова: объем производства у домашних хозяйств составляет Y1 = 200, Y2 = 110; государственные расходы G1 = 50, G2=110; налоги Т1=40, Т2=55; процентная ставка r=0,1. При этом:
а. Какова приведенная величина государственных расходов? Какова приведенная величина налогов? Какова величина государственного долга в конце второго периода (предполагается, что первоначально государство не имело долгов)? Сколько домашние хозяйства потребляют в каждом периоде?
б. Чему равны совокупные национальные сбережения, частные сбережения и государственные сбережения в периоды 1 и 2?
в. Предположим, государство изменило налоги так, что Т1=50 и Т2=44, а государственные расходы остались прежними. Изменилась ли приведенная величина налогов? Какова величина государственного долга в конце второго периода? Чему равны национальные сбережения, частные сбережения и государственные сбережения в периоды 1 и 2? Что можно сказать по поводу равенства Рикардо?
г. Как изменится ответ на пункт в., если новые налоги составят Т1 = 30, Т2 = 44?
Ответы на тесты, задачи и упражнения
Глава 1
Тесты
Вопрос | ||||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1.
2. a.
Это невозможно (дробное число), поэтому посчитайте его издержки за 2 и 3 похода
б 3 подхода: 3000/(2*3)+0,009+2*3=$10,5
2 похода: 3000/(2*2)+0,009+2*3=$10,75
Следовательно, он должен выбрать 3 похода. Среднее количество наличности $500
в.
г. 3 подхода: 3000/(2*3)+0,0075+2*3=$9,75
2 похода: 3000/(2*2)+0,0075+2*3=$9,62
Он должен выбрать два похода. Средняя наличность равна $750
д Дуговая эластичность спроса на деньги по ставке процента равна (-2,2). Эластичность не равна (-1/2), так как мы выбрали целое N вместо дробного.
3. Предложение денег:
При уменьшении учетной ставки процента М увеличится, при увеличении процентной ставки по кредитам предложение денег также увеличится.
4. Ml = наличность + депозиты (текущий счет).
. Нововведение уменьшит M
Глава 2
Тесты
Вопрос | |||||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1. а.
б. Y*=2500
в. 100
2. 1. а. Сдвинется вверх на 10
б. Увеличатся, соответственно, на 50, 40 и 10
2. а. Сдвинется вниз на 8
б. Уменьшатся, соответственно, на 40,40 и 10
3. а. Сдвинется вверх на 2
б. ыпуск увеличится на 10, потребление и бюджетный дефицит не изменятся.
3. а. 0.75
б. С= 20+0,6Y; E= 800 + 0.6Y
в. У = 2000; G-T=0;
г. 2.5
4. а. Y = 1250 – 10r
б. Y = 980 + 8r
в. Наклон IS равен (-0.1), наклон LM равен 0,125
г. Y*=1100; r* =15; I*=40; С* =710; T-G = -150
5. . а. ISA будет более пологой, чем IS B
б. Денежная политика будет более эффективной в стране А
6. Кривая спроса на деньги сдвинется вправо- вверх координатах (М/Р, г). Кривая LM сдвинется влево-вверх в координатах (Y,r).
7. а. Наклон линии планируемых расходов увеличится, она станет более крутой, мультипликатор увеличится
б. LM не изменится, IS теперь не зависит от r, следовательно, она будет перпендикулярна к оси OY.
8. а. IS: Y = 1340 – 10r , Горизонтальный сдвиг вправо на 90. Y*=1140, r*=20, I*=20, С*=734.
б. Надо увеличить предложение денег на 54 ед.
Y*=1140, r*=11, I*=56. С*=734
9. а. LM не изменится, IS станет более пологой
б. LM не изменится, IS станет более крутой
в. LM сдвинется влево-вверх, IS не изменится
г. LM станет более пологой, IS не изменится
д. LM станет более крутой, IS не изменится
12. а. IS: Y=5000- 100r; LM: Y = 3000+100r
б. Y*=4000, r*=10, I*=600, C*=2400, Sp*=600, SG*=0, SN*=600
в. Y* увеличится на 500
г. Y* увеличится на 250
14. a. LM - вертикальна. . Изменения в G не сдвигают график совокупного спроса.
б. IS- вертикальна. . AD - вертикальна. Изменения в М не сдвигают график совокупного спроса.
в. LM- горизонтальна на уровне r* . AD - вертикальна. Изменения в М не сдвигают график совокупною спроса.
г. IS- горизонтальна на уровне r** . Изменения в G не сдвигают график совокупного спроса.
Глава 3
Тесты
Вопрос | |||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1. a. Y=400; R=2; NX=100; r<r*
б. Y=500; εr=0,333; NX=166,67; R=r*2,5
в. G=166,67
г. Y=500; R=2,5; NX=66,67; εr=1,333
Рост G вытеснил чистый экспорт и увеличил обменный курс, a Y и r остались без изменений.
д. Y=600; R=2,5; NX=100; εr=1
Выпуск увеличился, ставка процента не изменилась, чистый экспорт увеличился, обменный курс упал.
3. а. Y=400, r=2, NX=100, εr= 1
б. Y=550, r=2, NX=100, М=175
Глава 4
Тесты
Вопрос | ||||||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1. a. Y= 250000; L=62500; W/P=2; W=20
б. Y=200000; L=40000;
в. W/P=1,28;W=12.8
г. В новой ситуации состояние неравновесия, так как полученные значения реальной ставки заработной платы и занятости не лежат на кривой спроса на труд
д. Проциклический, так как выпуск и реальная зарплата изменяются в одном направлении (уменьшаются)
2. a. Y=500000; L=250000; Y=2500OP
б. Y=316227,76; L=100000; W/P=1,6
в. В обеих моделях противоциклический
3. а.
Период | πe | π |
0,03 | 0,04 | |
0,04 | 0,05 | |
0,05 | 0,06 | |
0,06 | 0,07 | |
0,07 | 0,08 |
б.
Период | πe | π |
0,08 | 0,08 | |
0,08 | 0,08 | |
0,08 | 0,08 | |
0,08 | 0,08 | |
0,08 | 0,08 |
Таких причин нет, так как безработица находится на естественном уровне.
в. Характер ожиданий изменится, так как население заметит, что темп инфляции с каждым годом увеличивается.
4. а. Краткосрочный и долгосрочный равновесный уровни выпуска совпадают и равны 1000.
б. Y=950; Р=105
5. а. Ls=100(W/P)-2; Y = 200 (W/P)-1
б.
в. Y = 50Р
7. Если реальный ВВП падает (или безработица растет) вместе с увеличением инфляции, то это вероятно представляет шок предложения или сдвиг вверх кривой Филлипса. Так как экономика начинает с естественного уровня выпуска, то нет причин для внезапного увеличения ожидаемой инфляции или ожидаемого уровня цен. Следовательно, такая инфляция являлась бы инфляцией издержек.
Если реальный ВВП растет или безработица падает параллельно с увеличением инфляции, это вероятно является результатом сдвига совокупного спроса или движения вдоль кривой Филлипса. Следовательно, это будет инфляцией спроса.
Глава 5
Тесты
Вопрос | |||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1. а.
б. 4; 400; 1800
в. 9; 900; 2700
2. а. Y=5181,82, r=3,636, L= 107,4, W/P= 24.12
б. Y=5272,73, r=5,455, L= 111,21, W/P= 23.71
Реальная зарплата изменяется r и L -проциклически.
в. В первом случае Р= 0,9649, во втором Р= 0.9483
г. M1=1017,54
3. Y=5416.29; r=3.167; L= 106.44; W/P= 25.44
Реальная зарплата изменяется проциклически, а r и L - контрциклически.
4. Y=5275.86; r=3.448; L= 111.34; W/P= 23.69
Занятость изменяется проциклически, а реальная ставка процента и реальная зарплата контрциклически.
5. Согласно теории реального экономического цикла выпуск в экономике всегда на уровне естественного (т. А). В модели стимулирующая денежная политика сдвигает LM вправо. Так как выпуск оказывается выше естественного уровня, цены начинают расти, реальный запас денежных средств падает и LM возвращается в прежнее положение.
6. Снижение пособий по безработице увеличивает предложение труда, что сдвигает кривую реального совокупного предложения вправо, реальный выпуск растет, реальная ставка процента падает.
Глава 6
Тесты
Вопрос | ||||||||||||||||
Ответ |
Задачи
1. а. Т1 = 150
б. С1 = С2 = 130.95.
Величина заимствования равна 80.95
в. Т2 = 110, С1 = С2 = 130.95
г. Т2 = 55, C1= С3= 157.14
2. а. Т1 = 150
б. С1 = 50, С2 = 220.
в. Т2 = ПО, С1 = 100, С2= 165
г. Т2 = 55, С1 = 100, С2 = 220
3. а.
Мультипликаторы
б.
Мультипликаторы
6. a. 150, 90, 66, C1=C2=110
б. Период 1: 40, 50, -10
Период 2:-110,-55,-55
в. Приведенная величина налогов и государственный долг не изменились
Период 1: 40, 40, 0
Период 2: -110, -44, -66
Равенство Барро-Рикардо выполняется.
г. Приведенная величина налогов упала до 70, государственный долг равен 88.
Период 1: 30, 50, -20
Период 2: -120, -54, -66
Равенство Барро-Рикардо не выполняется
[1] Знак [ ] обозначает целую часть числа
[2] Под отрицательной зависимостью экономисты подразумевают убывающую функцию, а под положительной - возрастающую
[3] См. главу 5
[4] Mankiw G.N. Small Menu Cost and Large Business Cycles: A Macrocconomic Model of Monopoly.-Quarterly Journal of Economics 100 (May 19S5), p.529-537
[5] Taylor J. Staggered Price Setting in a Macro Model. - American Economic Review 69 (May 1979) p.108-113