О-э формация. базис, надстройка.
Пишу сама:
Общественно-экономическая формация – совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, обществ связей, полит строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены ОЭФ. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем сама отрицается еще более новой ОЭФ. Каждая формация явл более высоким типом организации об-ва.
Механизм перехода от одной ф к другой:
В ОЭФ есть 2 главных компонента : базис и надстройка. Базис – все что связано с производством материальных благ – это основа, фундамент. Это экономика об-ва, составляющими которой явл производительные силы и производственные отношения. Надстройка – все остальное – государство, политические и общественные институты и т.д.
К переходу от одной ОЭФ к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экон базисе – производственные отношения постепенно или путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем произв сил. Изменившийся экон базис ведет к изменению полит надстройки – возникает новая ОЭФ. Их всего было 5 : первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. + особый политико-экономический тип «азиатский способ производства». Подробнее в интернете)
53.источники, механизм и формы развития. Движ силы и субъекты исторического процесса.
http://sireo.narod.ru/Philo/Ques67.htm
54. Логика истории и ее смысл (с 718-720 учебника). Вариативность конкретных исторических процессов, специфика необходимости, стихийность и сознательность. (это есть в учебнике – стр 503-513)
55. Основные принципы философско-антропологической характеристики человека. ( стр 308 учебника)
В философско-антропологическом знании человек рассматривается в различных аспектах, что, в общем-то, объяснимо, ибо объект рассмотрения многогранен и многоаспектен. Однако для теоретического осмысления этого объекта необходимо, по крайней мере, на уровне принципа, эти аспекты различать. Традиционно таких аспектов выделяют три:
1. Человек как индивид - отдельный представитель рода человеческого, конкретный носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик. Ключевая проблема в рассмотрении индивида - проблема соотношения биологического и социального.
2. Человек как индивидуальность - также отдельный человек, но при его характеристике рассматриваются не общие человеческие свойства, а неповторимые, особенные его биопсихосоциальные качества. Основной вопрос в характеристике индивидуальности - соотношение и взаимосогласование в ней общественного, общего и неповторимо-специфического.
3. Человек как личность - такой человек, такой индивид и такая индивидуальность, сущностные характеристики которого выражаются в его духовности. Для личности не являются определяющими такие ее биофизиологические характеристики, как пол, вес, рост, цвет глаз и др. Петр I был двухметровым великаном, а Наполеон - полутораметровым коротышкой. Не являются принципиальными для личности и социальные характеристики - национальность, сословие, семейное положение, профессия и т.д. Сократ был каменотесом, Диоген - "бомжем" (в современном понимании этого слова, жил-то в бочке!), Спартак - рабом, а Перикл - правителем. При рассмотрении человека как личности оценивается другое - духовность, влияние человека на социокультурное развитие человечества. И основная проблема в характеристике личности - проблема соотношения и взаимосвязи социального общего и духовного индивидуального.
56. Человек как личность (с 327)
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек— особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"— совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Правомерно сказать так: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Основная причина в том, что, по большому счету, этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке – срок, как видим, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы. Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Личность является предметом изучения многих наук – таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий. Однако с полной уверенностью можно отметить, что определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в том, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда – это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его “первый мир”, соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Так что личные достоинства родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным – важнейший фактор в формировании личности ребенка, которое впоследствии перерастает в качества взрослого человека.
57. Психологические особенности личности (с 333) http://works.tarefer.ru/70/100865/index.html
58. Социализация личности
Под социализацией личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Формирование субъектом необходимых качеств жизни в обществе называется социализацией.
Социализация - достаточно сложный процесс. Она включает в себя рвладение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособным участником общественной жизни, осуществляет восприятие ценностей, идеалов, норм и принципов социальной активности.
Социализация имеет важное значение как для личности, так и для общества.
Личностное значение социализации состоит в том, что благодаря ей индивид становится личностью. Благодаря социализации человек приобретает как типичные черты людей того общества, в котором он живет и той общности, к которой принадлежит, так и индивидуальные, свои собственные, неповторимые, в которых реализуются его способности и задатки, доставшиеся ему в наследство генетически. Если в процессе социализации эти черты будут формироваться у личности гармонично, она будет уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе, легче интегрироваться в социальные общности, институты и организации.
Значение социализации для общества состоит в том, что благодаря ей новое поколение людей перенимает от предыдущего материальные и духовные ценности, жизненный опыт, то есть все богатство культуры, тем самым обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Именно благодаря социализации общество продолжает функционировать. Нарушение процесса социализации личности в обществе может привести к конфликту поколений, общества и личности, упадку культуры, дезорганизации общественной жизни.
В обществознании существуют различные подходы к процессу социализации. Можно выделить два основных: социобиологический и культурологический.
Представители социобиологического подхода считают, что хотя культура влияет на социальную активность человека, многие ее виды, от агрессии до альтруизма, могут быть обусловлены генетически, так как существует человеческая "натура". Согласно этой точке зрения социализация представляет совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих характер активности данного человека. Считается, что биологические особенности человеческой натуры помимо других факторов стимулируют употребление того или иного вида пищи, создание структур власти, охрану территории проживания.
Таким образом, социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения, но отдают предпочтение биологическим основам некоторых видов поступков людей.
Представители культурологического подхода утверждают, что хотя людям свойственны генетически обусловленные рефлексы, тем не менее в их генах не запрограммированы сложные виды социального поведения. Они вынуждены учиться им в процессе жизнедеятельности. В качестве доказательства представители данного подхода приводят в пример первые месяцы жизни детей. Генетически обусловленные виды поведения требуют обязательного закрепления и развития уже сразу после рождения с помощью родителей. Эта помощь, а затем и самостоятельные действия детей составляют содержание социализации. Дети включаются в культурные отношения общества. Поэтому социализацию личности обусловливают, прежде всего, культурологические факторы.
Более верной, видимо, является позиция, когда признается, что биологические факторы (гены, пол, возраст, тип нервной системы) составляют необходимую предпосылку и материально-физическую основу социализации личности, а общественная среда и ее процессы выступают факторами социализации. Действительно, чтобы человек мог осуществить социализацию, он должен реально существовать как индивид со всеми необходимыми для индивида природными признаками. Но социализация индивида в природе не возникает и не происходит. Она возможна только в обществе среди других людей. Ближайшее окружение ребенка и образует первую необходимую среду и фактор социализации. Затем человек включается в более сложную систему социализации.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.