II. О свойстве государственных коренных законов
СТР.
Введение сие содержит в себе два отделения. В первом 1
излагается план и распределение предметов, входящих в состав
государственного уложения; во втором представляются начала и
разум, в коем оно составлено.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
О ПЛАНЕ УЛОЖЕНИЯ
Чтобы определить план государственного уложения, надлежит
прежде всего составить истинное понятие вообще о законах
государственных.
I. О свойстве законов государственных 2
Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к
общей безопасности лиц и имуществ.
В великой сложности сих отношений и законов, от них
возникающих, необходимо нужно поставить главные их разделения.
Началом сих разделений приемлются самые предметы законов:
отношения людей, в обществе живущих.
Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношение ко всему
государству, и все лица, в особенности, имеют отношения между
собою.
Отсюда возникают два главные разделения законов:
Законы государственные определяют отношение частных лиц к
государству.
3аконы гражданские учреждают отношения лиц между ими1.
Законы государственные суть двух родов: одни суть 3
преходящие, другие коренные и неподвижные.
Законы преходящие суть те, коими определяется отношение
одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае.
Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны,
уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться
по изменению обстоятельств.
Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и
неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы.
Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.
II. О свойстве государственных коренных законов
Законы существуют для пользы и безопасности людей, им
подвластных.
Но польза и безопасность суть понятия неопределенные,
подверженные разным изменениям.
Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий,
они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже
противными тому концу, для коего они существуют.
Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть 4
начала законодательства положительные, постоянные, непреложные,
неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы.
Сии положительные начала суть коренные государственные
законы.
Три силы движут и управляют государством: сила
законодательная, исполнительная и судная.
Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое
суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к
общежитию.
Но силы сии в рассеянии их суть силы мертвые. Они не
производят ни закона, ни прав, ни обязанностей2.
Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и
привести в равновесие.
Соединенное действие сил составляет державную власть.
Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны.
Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют 5
один постоянный и непременный.
Итак, предмет и свойство государственных коренных законов
есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и
действуют в их соединении.
Отделение первое. О державной власти.
I. О правах державной власти в трех отношениях:
1) в силе законодательной;
2) в силе исполнительной;
3) в силе судной.
II. О лице, представляющем державную власть, или Императоре,
и правах его в силах государственных.
III. Порядок представления:
1) наследство престола;
2) образы восприятия державной власти;
3) состав Императорской фамилии;
4) часть экономическая.
Первое действие державной власти есть закон и его 10
исполнение.
И поелику в правах державной власти означено, что закон не
иначе составляется и исполняется, как установленным порядком, то
в сем отделении и должно означить образ составления закона и его
исполнения.
Таким образом, предметы сего отделения расположатся в
следующем виде:
Отделение второе. О законе.
I. Определение отличительных свойств закона.
II. Составление закона:
1) предложение;
2) рассмотрение;
3) утверждение.
III. Исполнение закона:
1) уставы и учреждения;
2) обнародование;
3) действие обнародования;
4) пределы действия закона давность и отмена.
Определив сим образом державную власть и главные ее
действия, постановятся все существенные начала, по коим 11
государственные силы действуют в их соединении. Остается после
сего определить действие сих сил в раздельном их состоянии, и сие
есть общий предмет третьего отделения.
Выше было примечено, что раздельное действие сил
государственных составляет права подданных. Права сии принадлежат
или каждому лицу особенно, или многим в соединении. Первые суть
гражданские, другие политические. В коренных законах
определяются одни только главные прав гражданских основания.
Но в определении тех и других прав прежде всего надо
определить: 1) в чем точно состоит понятие подданного и 2) всем
ли подданным равно должны принадлежать права сии?
Первый из сих вопросов ведет к началам, определяющим
свойство подданного, отличающее его от иностранца.
Второй к разделению состояний.
Таким образом, предметы третьего отделения представляются в
следующем виде:
Отделение третье. О правах подданных. 12
I. Определение отличительных свойств российского подданного.
II. Разделение состояний.
III. Основания прав гражданских, всем подданным общих.
IV. Права политические, присвояемые разным состояниям:
1) в составлении закона;
2) в исполнении его.
В сих трех отделениях должны содержаться все существенные
части государственного устройства. Началами, в них
постановленными, силы государственные во всех отношениях должны
быть измерены, между собою уравновешены и составлены.
Но в сем составе действовать они еще не могут: им должно
иметь органы действия, потребны установления, кои бы приводили их
в действительное упражнение.
Сие ведет к четвертому отделению коренных законов, к законам
органическим.
От троякого свойства сил государственных возникает троякий
порядок их действия и, следовательно, три главные установления: 13
законодательное, судное и исполнительное.
Все сии установления соединяются в державной власти, яко в
первом и верховном их начале.
Но каким образом власть державная должна действовать на сие
установление?
По разнообразию их, пространству и многосложности их
предметов нельзя предполагать, чтобы лицо державное, само собою и
непосредственно на них действуя, могло сохранить с точностью их
пределы и во всех случаях сообразить все различные их отношения.
Посему надлежит быть особенному месту, где бы начальные их
правила и действия были единообразно соображаемы.
Отсюда происходит необходимость четвертого установления, в
коем бы три предыдущие во всех их отношениях к державной власти
сливались воедино и в сем единстве восходили бы к верховному ее
утверждению.
Посему четвертое отделение будет иметь следующий вид:
Отделение четвертое. Законы органические. 14
I. Устройство порядка законодательного.
Сюда принадлежит устройство первоначальных, средних и
высшего законодательного сословия, образ их действия, их образы
[в др. изд. зд. и далее обряды] и проч.
II. Устройство порядка судного.
Сюда принадлежит устройство верховного суда и
постепенностей, от него зависящих.
III. Устройство управления, или исполнения.
Сюда принадлежит устройство министерств и назначение мест,
от них зависящих.
IV. Устройство сословия, в коем все сии распорядки должны
соединяться и чрез которое власть державная будет на них
действовать и принимать их действие.
В сем состоят все главные предметы, существенно входящие в
состав коренных государственных законов.
Сравнивая сие распределение со всеми известными
конституциями, нельзя не приметить, что все его части столь
естественно связаны между собою, что ни одной из них нельзя
исторгнуть из своего места, не разрушив целого, и что все они 15
держатся на одном начале.
Преимущество сие весьма легко изъясняется. Конституции во
всех почти государствах устрояемы были в разные времена,
отрывками, и по большей части среди жестоких политических
превращений.
Российская конституция одолжена будет бытием своим не
воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному
вдохновению верховной власти, которая, устроив политическое бытие
своего народа, может и имеет все способы дать ему самые
правильные формы.
ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Права дворянства
1) Дворянство пользуется всеми гражданскими правами,
подданным российским вообще принадлежащими.
2) Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное 64
право, что оно свободно от личной службы очередной, но обязано
непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не
менее 10-ти лет по своему выбору, но без перехода, исключая
случаев, особенным законом определенных.
3) Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые
имения населенные, управляя ими по закону.
4) Дворянство имеет политические права в выборе и
представлении, но не иначе, как на основании собственности.
5) Все свободные промыслы, дозволенные законом, открыты
дворянству. Оно может вступать в купечество и другие звания, не
теряя своего состояния.
Состав дворянства.
6) Дворянство разделяется на личное и потомственное; личное
не простирается далее одного лица.
7) Дворянство потомственное приобретается по праву родом, со
службою сопряженным.
8) Дети дворянина потомственного до совершения положенных
лет службы суть дворяне личные. Окончив службу, они приобретают 65
дворянство потомственное, а дети их суть дворяне личные.
9) Дворянство личное без рода приобретается службою.
10) Дети личных дворян суть люди среднего состояния.
11) Но личное дворянство не превращается в потомственное
одним совершением службы; к сему потребны особенные заслуги, по
уважению коих Императорскою властию в течение службы или по
окончании ее даруется потомственное дворянство и удостоверяется
особенным дипломом.
12) Титла дворянские личные производят дворянство личное, а
потомственные дают дворянство потомственное.
13) Но сохранение сих титл зависит так же от продолжения
службы, как и сохранение прав дворянских.
14) Дворянство потомственное пресекается и превращается в
личное уклонением от службы.
15) Вообще дворянство теряется:
a) судом и публичным наказанием;
b) вступлением в класс людей рабочих.
2) Права среднего состояния 66
1) Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не
имеет особенных.
2) Личная служба людей среднего состояния определяется по их
званиям и промыслам особенным законом.
3) Лица среднего состояния имеют политические права по их
собственности.
4) Все свободные промыслы им открыты, и из одного в другой
переходят они свободно, исполнив возложенные на них повинности.
5) Они достигают личного дворянства службою, когда вступят в
оную по своему выбору, но не прежде, как исполнив службу, законом
на них возложенную.
Состав среднего состояния.
6) Среднее состояние составляется из купцов, мещан,
однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в
известном количестве.
Права народа рабочего
1) Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет
прав политических.
2) Переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто 67
приобрел недвижимую собственность в известном количестве и
исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию.
Состав сего класса.
3) К классу рабочего народа причисляются все поместные
крестьяне, мастеровые их работники и домашние слуги.
В сем состоит разум тех прав, кои принадлежат российским
подданным в разных состояниях.
В разделе сих состояний паче всего уважена постепенность
усовершения и перехода из состояния низшего в высшее. Для сего в
каждом состоянии назначена, так сказать, черта, соединяющая его с
последующим. Так, дворянство личное связует состояние первое со
вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе с
третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не
имеют прав политических, могут их желать и надеяться от труда и
промышленности.
Определив сим образом права подданных, государственное
уложение поступает к последней его части, законам органическим. 68
I. Порядок законодательный
Степень первая
В каждом волостном городе или в главном волостном селении
каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности
составляется собрание, под названием волостной думы. Казенные
селения от каждого пятисотного участка посылают в думу одного
старшину.
Волостная дума прежде всего избирает председателя и
секретаря.
В волостной думе все голоса равны. Никто голоса своего
заочно передать не может.
Предметы волостной думы суть:
1) Выбор членов волостного правления.
2) Отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных волостному
правлению.
3) Выбор депутатов в думу окружную; число их не может 74
превысить двух третей всего числа владельцев.
4) Составление списка 20-ти отличнейших обывателей, волость
населяющих, хотя бы некоторые из них были в отсутствии.
5) Представление окружной думе об общественных волостных
нуждах.
Окончив сии предметы, дума распускается, а место ее занимает
избранное ею правление.
Срок созыва и время заседания, образ отчетов и рассуждений,
все сие определяется особенным законом.
Степень вторая
Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе
составляется собрание, под именем думы окружной.
Окружная дума избирает председателя и главного секретаря.
В думе наблюдается равенство голосов.
Предметы окружной думы:
1) Выбор членов окружного совета.
2) Выбор членов окружного суда.
3) Выборы депутатов в губернскую думу. Число их не может 75
превышать двух третей окружной думы
4) Из списков, представленных от волостных дум, составляется
список 20-ти отличнейших обывателей округа. Отсутствующие не
исключаются.
5) Отчет прежнего начальства в суммах, на общественные
издержки собираемых.
6) Представление окружной думе об общественных нуждах,
основанное на рассмотрении представлений дум волостных.
Для рассмотрения отчетов и представлений о нуждах дума
составляет из членов своих комиссии.
Окончив сии предметы, дума распускается.
Срок созыва ее, время заседаний и образ рассуждений
определяются особенным законом.
Степень третья
Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе
каждые три года собрание, под именем губернской думы.
Губернская дума, собравшись, прежде всего избирает
председателя и секретаря.
Голоса в губернской думе все равны, и отсутствующие не могут
их передать другим.
Предметы губернской думы: 76
1) Выбор членов губернского совета.
2) Выбор членов губернского суда.
3) Выбор членов в государственную думу из обоих состояний,
политические права имеющих. Число их в каждой губернии
назначается законом.
4) Составление списка 20-ти отличнейших в губернии
обывателей по спискам окружным, не исключая и отсутствующих.
5) Отчет губернского управления о суммах, на общественные
издержки собираемых.
6) Представление о общественных нуждах, сообразно
представлениям дум окружных.
Для рассмотрения отчетов и представления о нуждах дума
составляет из членов своих особенные комиссии.
Окончив сии предметы, председатель за подписанием всех
членов собрания препровождает в государственный совет на имя
канцлера юстиции списки всех членов, избранных в правления
волостные и суды окружные и губернский; на имя канцлера
государственной думы: 1) списки членов, избранных в советы
окружные и губернский; 2) членов, избранных в законодательное 77
сословие, 3) отличнейших губерний обывателей; 4) представления о
нуждах каждой губернии.
Сим оканчивается действие губернской думы, и место ее
занимает совет губернский.
Примечание общее. Все губернии в отношении к выборам
разделяются на пять классов, и выборы располагаются так, чтобы в
двух близко смежных губерниях никогда вместе выборов не было и
чтобы в десяти губерниях ежегодно они совершались.
Степень четвертая
Из депутатов, представленных от губернской думы,
составляется законодательное сословие, под именем государственной
думы.
Государственная дума есть место равное сенату и
министерству.
Государственная дума собирается по коренному закону и без
всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.
Срок действия ее определяется количеством дел, eй
предлагаемых.
Действие государственной думы пресекается двояким образом: 78
1) отсрочкою его до будущего года; 2) совершенным всех членов ее
увольнением.
Отсрочка производится актом державной власти в
государственном совете.
Увольнение производится таковым же актом, но с означением в
нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских
дум.
Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут
оставить свое место, разве смертию или определением верховного
суда.
В сих двух последних случаях места членов занимаются
непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора
означенных.
Председатель государственной думы есть канцлер по самому
своему званию.
Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем
секретаря государственной думы.
В первых собраниях государственная дума образует следующие
законодательные комиссии.
1) Комиссию законов государственных.
2) Комиссию законов гражданских.
3) Комиссию уставов и учреждений. 79
4) Комиссию министерских отчетов или взыскания
ответственности.
5) Комиссию представления о государственных нуждах.
6) Комиссию финансов.
Каждая из сих комиссий имеет своего председателя и секретаря
по выбору думы.
Дела государственной думе предлагаются от имени державной
власти одним из министров или членов государственного совета.
Исключаются из сего:
1) Представления о государственных нуждах.
2) Представления об уклонении от ответственности.
3) Представления о мерах, нарушающих государственные
коренные законы.
В прочем образ действия, рассуждение и формы государственной
думы определяются подробно в коренных законах.
II. Порядок судный
Степень первая
С у д в о л о с т н о й
Существо волостного суда состоит более в мирном
разбирательстве гражданских дел через посредников и во взыскании 80
за маловажные полицейские проступки означенных в законе пеней и
наказаний, нежели в формальном и письменном их производстве.
Волостной суд состоит из главного волостного судьи, его
товарища и волостных судей, постоянно пребывающих.
Закон определяет некоторый род дел, и особливо преступлений,
в коих главный волостной судья не иначе может положить решение,
как пригласив в суд двух депутатов из волостного совета, которые
и будут в сем случае представлять присяжных, а судья будет их
председателем (directeur de jury)31.
В прочем, пределы власти и образ действия волостного суда
определяются подробно особенным уставом.
Степень вторая
С у д о к р у ж н ы й
Суд окружный в порядке формального судопроизводства
представляет первоначальное судебное место.
Он делится на два отделения: на гражданское и уголовное. 81
Число членов определяется общим о судах учреждением,
соразмерно населению округа.
Каждое отделение имеет председателя не в виде судьи, но в
виде охранителя форм и судебных обрядов.
Председатель избирается из 20-ти отличнейших обывателей
округа32 и утверждается министром юстиции.
Закон определяет случаи, в коих председатель, особливо в
отделении уголовном, обязан требовать депутатов из окружного
совета для составления суда присяжного. В сем случае сохраняется
равенство состояний подсудимого и депутатов.
В прочем пределы власти, образы и действия сего суда
определяются общим судебным уставом и учреждением.
Степень третья 82
С у д г у б е р н с к и й
Сей суд составляется на тех же началах, как и окружный.
Председатели его по губернскому списку избираются министром
юстиции и определяются с утверждения государственного совета.
Степень четвертая
С е н а т
Сенат есть верховное судилище для всей империи.
Он имеет четыре департамента: два гражданских и два
уголовных, по равному числу в обеих столицах.
Он составляется из определенного числа членов; места их по
смерти или увольнении замещаются утверждением державной власти
лицами, избранными в губернских думах и внесенными в
государственный избирательный список. Канцлер юстиции хранит и
представляет сей список.
Каждый департамент сената каждые три года избирает из членов
своих трех кандидатов и чрез канцлера юстиции представляет 83
державной власти для утверждения одного из них президентом.
Должность президента есть охранять порядок рассуждений в
сенате. Он представляет чрез канцлера юстиции те случаи, кои
сенат в законе найдет сомнительными или недостаточно
определенными, для дополнения и пояснения их установленным
порядком.
По предложению президента сенат может в делах
затруднительных наименовать комиссии из трех сенаторов для
предварительного их рассмотрения и доклада сенату.
Действие каждого департамента во всех вообще делах слагается
из двух частей: 1) производство дела (informatio), 2) суждение
(judicium).
Для производства дела при каждом департаменте находится
известное число рекетмейстеров под председательством
обер-прокурора.
Обер-прокурор и рекетмейстеры определяются Высочайшею
властью по представлению министра юстиции.
Должность рекетмейстеров есть, собрав все нужные сведения,
привести дело в совершенную ясность и изготовить его к 84
предложению сенату.
Если при рассмотрении дела, не касаясь существа его,
усмотрено будет нарушение существенных форм в губернском суде,
тогда дело по общему приговору рекетмейстеров, с утверждения
министра юстиции, обращается для исправления в губернский суд, а
поступок председателя, яко блюстителя форм, допустившего таковое
нарушение, предается уважению государственного совета.
По изготовлении дела к слушанию изложение его представляется
в краткий срок обеим сторонам на рассуждение.
Если стороны усмотрят существенное в изложении упущение, они
приносят жалобу министру юстиции.
Если министр юстиции признает жалобу основательною, он
предписывает сделать дополнение. В противном же случае дает делу
установленное движение.
Изложение дела, таким образом изготовленное, предается
тиснению с пошлиною на счет виновной стороны и вносится
обер-прокурором в сенат в надлежащем количестве экземпляров, с
означением дня его вступления и изготовления.
Решения сената производятся по очереди при открытых дверях 85
публично.
Если при рассмотрении дела сенат найдет упущение в его
производстве или излишнюю медленность, президент его чрез
канцлера юстиции вносит сие на уважение совета, по рассмотрении
коего чинится в деле надлежащее дополнение, а с виновных в
медленности взыскание.
Решения сената предаются тиснению, прилагаются к изложению и
вместе с ним составляют акт, который скрепляется канцлером
юстиции, утверждается государственною печатью и отдается для
хранения в государственный судный архив, а экземпляры акта чрез
министра юстиции выдаются обеим сторонам и посылаются в
надлежащие места к исполнению. В решении дел уголовных приемлются
те же основания.
Но есть дела уголовные особенного рода, как по важности
своей, так и по качеству лиц преступивших. Таковы суть
преступления государственного бунта, или измены, или важного
какого-либо потрясения государственной безопасности. Таковы суть
преступления членов совета, государственной думы, сената,
министров и их товарищей, главных директоров, управляющих 86
частьми, генерал-губернаторов и губернаторов. Суд над сими
лицами, по особенному влиянию их примера, требует особенного
образования.
Для сего в самом сенате установляется верховный уголовный
суд.
Суд верховный открывается актом державной власти, изданным в
совете.
Он составляется из одной трети сенаторов обоих
департаментов, из всех членов государственного совета, из всех
министров и из известного числа депутатов государственной думы.
Президент сего суда на каждый случай определяется верховною
властью из четырех государственных сословий.
Канцлер юстиции занимает в нем место министра юстиции;
несколько сенаторов избираются для производства дела, а министр
юстиции занимает место обер-прокурора.
Суд совершается установленным в законах порядком и
представляется на уважение и окончательное утверждение верховной
власти.
III. Порядок исполнительный87
Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из
четырех главных разделений: 1) управление государственное, или
министерство, 2) управление губернское, 3) окружное и 4)
волостное.
Начало, на коем порядок сей должен быть устроен, есть
единство действия и ответственность.
Поелику порядок сей истекает из державной власти, то все
низшие его разделения должны быть сколь можно более сообразны
высшему. Посему в образовании частей его прежде всего должно
устроить высшее его разделение, или министерство.
I. Министерство
Нет сомнения, что учреждением министерств в 1802-м году
положено весьма важное начало устройству государственного
управления33.
Следовательно, должно не только сохранить его, но по 88
возможности усовершить и усилить, а для сего нужно рассмотреть
настоящие его недостатки.
Три есть источника сих несовершенств:
1) Недостаток ответственности.
2) Некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел.
3) Недостаток точных правил или учреждения, на коем должно
действовать министерство.
Нужно кратко обозреть каждое из сих уважений, чтобы из
существа их извлечь самые простые и удобные способы исправления.
Недостаток ответственности.
Выше было примечено, что ответственность государственная,
которую всегда должно отличать от ответственности личной, состоит
в том, что правительство, приемля на себя уставы и учреждения,
обязуется пред законом не допускать в них ничего ему противного34.
Обязанность сия не должна состоять только в словах; она 89
должна быть существенною; а чтобы быть таковою, она должна
предполагать особенный порядок составления закона и его
охранения, следовательно, установив государственную
ответственность, надлежало установить и государственное сословие,
перед коим она должна быть изъявляема.
Предполагаемо было, что сенат может занять место сего
сословия. На сей конец весьма основательно признано было нужным
дать или возвратить ему некоторые права на некоторый вид бытия
политического35.
Но бытие политическое образуется не словами, а внутренним
началом, из коего состав его слагается. Никогда место, по
существу своему исполнительное и во всех отношениях от 90
произволения державной власти зависящее, не может на себя принять
характера политического, не может заменить сословие
государственное, составленное посредством народного
представления.
Таким образом, ответственность министерская не могла доселе
у нас существовать, и если бы сами министры утвердить ее
пожелали, они не могли бы в сем успеть, ибо где закон сам не
стоит на твердом основании, там и отвечать перед ним нельзя36.
Таким образом, в настоящем устройстве министерств недостает
одного из главных начал, установлению сему свойственных.
А от сего недостатка происходит, что все действия его
восприяли вид произвола и вместо правильного суда подверглись сим
странным, так сказать, пересудам, где мнение общественное, не
находя свойственной ему точки соединения, теряется в пустых 91
догадках и нареканиях и вместо того, чтобы служить оплотом
достоинству правительства, само падает в злословие.
И понеже с самыми лучшими намерениями нет способа укрыться
от сей, так сказать, заразы общественного мнения, то министрам в
настоящем вещей порядке и не остается другой защиты, как или
отрекаться от мер, ими принятых, слагая их одному на другого, или
с горестью и в молчании переносить тяжесть своего положения.
В том и другом случае необходимо зарождается и усиливается в
правительстве дух робости и уклонение от всех тех мер, кои
предполагают силу и твердость, и, напротив, установляется
привязанность и излишнее уважение к тому роду текущих дел,
который вошел, так сказать, в навык, ибо он один служит мерою
действия и ограждением от общего злословия37.
2) Недостаток точности в разделении дел. 92
В системе разделения дел на министерства, без сомнения,
более был уважен порядок предшествовавший, нежели естественная их
связь и отношение. Казалось несходственным и заключение сие
было весьма правильно пуститься с первого шага в большие
уновления и, строя новое здание, разрушить все прежнее до
основания.
Отсюда, вероятно, произошел недостаток истинной
соразмерности в разделении дел.
Должно прежде всего найти сию соразмерность в самых ее
основаниях, чтобы потом определить, до какой степени может она
быть приложена к местным обстоятельствам каждого государства. Сей
один есть истинный способ открыть истинную черту разделения дел,
с коею можно соображаться в многосложных и разнообразных его
приложениях.
Порядок исполнительный по самому существу и именованию
своему есть не что другое, как способ, коим законы приводятся в
действие.
Следовательно, сколько есть разнообразных частей закона,
столько должно быть отдельных частей исполнения.
Всеми принято и выше было примечено, что законы, во-первых, 93
разделяются на государственные и гражданские.
Законы государственные разделяются потом на право публичное
внешнее и внутреннее. От первого рождаются внешние сношения и
государственная оборона; от последнего внутренняя публичная
экономия и установление внутренней безопасности.
Из сего простого рассуждения происходит следующее
сравнительное в обоих порядках, в законодательном и
исполнительном, разделение.
Из сего разделения законов открывается, что в порядке
исполнительном есть пять главных и отдельных частей:
I. Внешние сношения.
II. Устройство внешней безопасности.
III. Публичная экономия.
IV. Устройство внутренней безопасности.
V. Устройство и надзор суда.
Нельзя предполагать, чтобы во всяком государстве каждая из
сих частей имела одинаковое пространство. Естественно, одна
другой должна быть сложнее и обширнее. Отсюда происходят
разделения каждой части.
И, во-первых, часть внешних сношений, или иностранных дел, 94
по самому существу своему не терпит разделения. Отсюда происходит
I) министерство иностранных дел.
Во-вторых, устройство внешней безопасности в государстве,
коего положение есть вместе морское и сухопутное, естественно
делится на две части; отсюда II) министерство военно-сухопутных
сил и III) министерство морских сил.
В-третьих, публичная экономия заключает в себе две
раздельные части: 1) народную промышленность, яко источник всех
государственных доходов; 2) доходы или финансы, яко следствие и
участок произведения народной промышленности, на государственные
нужды определенный. Отсюда два министерства: IV) внутренних дел и
V) финансов.
Четвертое. Как внешние сношения были бы ничто без военной
силы, их поддерживающей и ограждающей внешнюю безопасность, так
точно публичная экономия, то есть народная промышленность и
финансы, не могли бы существовать, если бы не было силы, их
покровительствующей и безопасность их ограждающей. Сила сия есть
полиция. Отсюда происходит VI) министерство полиции. 95
Пятое. Наконец, от необходимости суда гражданского и
уголовного происходит VII) министерство юстиции.
Таким образом, семь есть необходимых министерств в
естественном разделении исполнительного порядка.
Местные уважения могут в каждом из них основать новые
разделения. Так, например, в министерстве внутренних дел может
быть допущена особенная часть просвещения. В министерстве
финансов может быть допущено министерство казначейства.
Но, допуская сии подразделения, должно, по необходимости,
держаться естественной их связи. Например, нельзя к народной
промышленности присоединить полицию, которая сама по себе
составляет особенную часть и столько же отдельную, как
министерство внешних дел нельзя совокупить с военным.
Из сего открывается в настоящем устройстве следующая
несоразмерность с естественным их порядком:
I. В министерстве внутренних дел. К народной промышленности
отнесены: 1) полиция, 2) часть финансов соль. Отсюда произошло 96
смешение и несвязность дел: соль, фабрики и полиция мало имеют
общего.
II. В министерстве коммерции. Часть сия, особенно у нас,
сама по себе не что другое есть, как ветвь общей народной
промышленности; а таможенные доходы принадлежат к финансам точно
так же, как и все другие.
III. Оставлена без особого устройства одна из важнейших
частей: общая полиция.
3) Недостаток учреждений.
При установлении министерств нельзя, конечно, было снабдить
их вдруг полными учреждениями. В манифесте означен только
главными и общими чертами круг их действия. Но впоследствии
первая обязанность каждого министра должна была состоять в том,
чтобы устроить внутренний их порядок и правильным разделением
работ ускорить и облегчить ход дел. Сего, однакоже, не было
сделано. Министерства юстиции, коммерции, просвещения, финансов
остались и по сие время в точно том же положении, в каком они в
первые дв