Понятие механизма государства и его структура.

В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат".

Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную впасть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.

Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.

Государственные служащие - это особый спои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи.

Системные связи в механизме государства.

Механизм государства - это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система — это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.

Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете - к угрозе существования самого государства.

Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения

общих задач.

Контрольные связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

Все государственные органы выполняют сходные цели и задачи- реализуют функции государства.

Деятельность государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которая: обособлена от общества;

занимаются управлением в качестве особого вида деятельности; наделены властными полномочиями; обладают специальной подготовкой;

подчиняются специальным нормам своих органов и организаций.

Основным элементом государственного механизма является государственный орган который: занимает определенное место в иерархической системе механизма государства; выполняет определенные функции; имеет свою структуру;

наделен властными полномочиями (например: районный суд, административный субъект, федерация)

Высшими государственными органами является:

Президент;

Правительство;

Федеральное собрание (парламент);

Конституционный суд;

Верховный суд;

Высший Арбитражный суд.

Одним из главных признаков государственного механизма является наличие специального аппарата принуждения, без которого невозможно само существование государства

Данный аппарат:

Наделен специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства;

Имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства;

Имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой имеет определенные функции;

Строится на основе четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;

Действует на основе Конституции и законов в том случае когда принуждение необходимо.

Находится под контролем государства

К силовым структурам государства относятся:

армия;

органы внутренних дел;

Федеральная служба безопасности ФСБ разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей;

система исполнения наказаний (тюрьмы, колонии и т. д.)

Структура государственного механизма и государственный орган - основной элемент механизма государства

В структуру государственного механизма входит: государственные органы; государственные учреждения; государственные предприятия.

12. Понятие и классификации органов государства.

1. Oргaн государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства!» наделенное в этой связи властными полномочиями. Орган Форма правления - это система организации высших органов государственной власти их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок образования

- простые (не имеют внутреннего подразделения, например нотариат);

- сложные (обладают соответствующей структурой организаций, например министерства, ведомства);

2. В зависимости от территориальной сферы деятельности:

- федеральные (осуществляют свою деятельность на всей территории РФ, например Президент РФ, Государственная Дума, федеральное министерство);

- субъектов федерации (региональные) - ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, администрации субъекта РФ);

- местные (в соответствии со ст. 12 Конституции РФ оме не входят в систему государственных органов).

3. По характеру полномочий:

- органы общей компетенции - имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (например, Правительство РФ, Президент РФ):

- органы специальной компетенции - ограничивают полномочия определенной сферой (например МВД).

4. В зависимости от порядка формирования:

- наследственные (например монарх, отчасти палата лордов в Великобритании);

- избираемые (представительные органы) или формируемые другими государственными органами.

5. По порядку осуществления компетенции:

- коллегиальные (например Федеральное собрание РФ);

- единоличные (состоит из одного должностного лица государства, например Президент РФ, глава субъекта РФ).

6. По срокам полномочий:

- постоянные (создаются без ограничения срока действия);

- временные (создаются для достижения краткосрочных целей).

7. По правовым формам деятельности:

- правотворческие;

- правоприменительные;

- правоохранительные.

13. Форма государства: понятие, признаки, элементы

Формой государства - называется совокупность систем организации государственной области, которая включает:

~(])ормы правления;

-формы государственного устройства;

-политический режим.

Форма правления - это система организации высших органов государственной власти их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок образования.

Формы государственного устройства - это система территориальной организации.

Политический режим- это методы осуществления государственной власти.

14. Форма государственного правления: понятие, признаки, классификация

Форма правления - это система организации высших органов государственной власти их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок образования.

Основными видами форм правления являются: монархия и республика. Отличительная особенность монархии принадлежность верховной власти не избираемому народом, а наследственному правигелю-монарху. При республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются населением и их деятельность ограничена определенным сроком.

1. Монархия — такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Отличается следующими признаками:

1) глава государства - монарх;

2) власть передается по наследству;

3) деятельность монфха не ограничена определенным сроком;

4) не зависит от насел^ц.

Монархия может быть: абсолютной « ограниченной.

При абсолютной монархии вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в одних руках — монарха. Например, Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия и др.

Ограниченная - власть монарха ограничена выборным органом либо особым правовым актом - конституцией. Например, монархия в Великобритании, Бельгии, Испании, во всех скандинавских странах и др.

Виды ограниченной монархии: - конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией); - дуалистическая (власть монарха ограничена, но незначительно). Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти, значительная часть власти законодательной, которая выражается в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу. (Например в Марокко, Иордании); - парламентская (монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно­историческим наследием страны. Например Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония).

2. Республика (в переводе с латинского - общенародное дело) - является наиболее распространенной в современном мире

формой правления. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) деятельность органов ограничена определенным

сроком; 3) зависимость от избирателей; 4) имеет место разделение властей - на законодательную, исполнительную и судебную.

Основными видами республики являются:

1. Президентская. Сущность президентской республики в том, что главой государства и главой правительства является президент, он избирается внепарламентским путем (прямым и косвенным выборами), формирует правительство, которое не несет политической ответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, образует систему органов - государственных и общественных - при президент е, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституций (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и т.д.);

2. Парламентская. Суть парламентарной республики в том, что среди органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства (президент является номинальной главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика). Правительство ответственно перед парламентом. Исполнительную власть возглавляет глава правительства (выражение парламентом недоверия правительству влечет отставку правительства), вместе с тем в определенных случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства (Италия, Германия, Венгрия);

3. Смешанная (парламентско-президентская) такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. Основные признаки: - сочетает черты президентской республики (избрание президента населением, формирование правительства президентом) и черты парламентской республики (организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом). Для смешенной республики характерен широкий круг полномочий президента. Примерами являются: Франция, Украина, РФ.

4. Нетрадиционные виды республик (не вписывающиеся в схему). В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР). Отличительными признаками являлись - наличие особых органов - советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями; советы выражали волю масс, их избравших; наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата); отсутствие разделения властей; пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и других государственных органов.

Признаки: - территория федерации состоит из территории ее субъектов; - верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеративным государственным органам; - субъекты федерации обладают признаками государства - имеют свою конструкцию; - компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничиваются союзной конституцией;

- субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; - высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны); - две системы суда (федеральный и верховный); - наличие как союзного гражданства, так и гражданства субъектов федерации; - союзные государственные органы имеют право представлять как союзного гражданства, так и гражданства субъектов федерации; - союзные государственные органы имеют право представлять федерацию в международных отношениях, формировать основные направления внутренней политики федерации.

Федерации могут быть: территориальными, национальными; национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах. Пример: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Пример: Индия, Союзную Республику Югославию (Союз Сербии и Черногории). Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций - национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами являются: РФ (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, - 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население).

3. Конфедерация - союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических и военных задач. Оно обьино создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. При конфедерации объединяющиеся государства не теряют своего государственного суверенитета. Не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

Признаки: - союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей; - отсутствие единого

гражданства; - отсутствие единой территории; - право свободного выхода субъектов из конфедерации; - бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов; - армия состоит из военных контингентов государственных членов конфедерации; - непрочное временное образование.

Пример: Швейцария 1815-1848 гг. (объединились в федерацию).

- империя (сложное государство, созданное насильственным путем - удержание в своем составе суверенных соседних государств), империями были Римское государство, Великобритания, Россия.

18. Понятие и признаки унитарного государства.

Унитарное государство - целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Признаки унитарного государства:

- единство и однородность территории;

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти, жесткое подчинение местных органов центральным органам

- наличие единого законодательства, единой судебной системы, гражданства, денежной системы, общей государственной политики;

- единая система сборов налогов;

- единые вооруженные силы;

г отсутствие государственного суверенитета;

- все внешние сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (Дания, Швеция, Португалия, Италия, Франция, Венгрия. Иногда унитарное государство имеет автономные образования, например, Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика).

19. Понятие и признаки федеративного государства.

Федерация- это сложное союзное государство, состоящее из частей обладающих признаками государства.

Признаки Федерации:

1. Территорию федерации составляют территории ее субъектов;

2. Субъекты федерации обладают признаками государства, имеют свою конституцию, высший орган государственной власти, символику.

3. В государстве имеется единая союзная конституция, в которой разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром.

4. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам, Президенту, правительству, парламенту, судам.

5. Наличие единых вооруженных сил, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительст ву.

6. Парламент как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата представляет интересы всей страны, а верхняя - интересы субъекта.

7. Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной Федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в очень больших по территории государствах. Например: территориальной федерацией является США, Бразилия, Мексика.

В национальных Федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Пример: союз Чехии и Словакии. Как правило, национальное образование является не прочными образованьями. В основу формирования субъектов положен национальный и материальный принцип. (Россия, Германия)

Главное отличие конфедерации от Федерации в том, что федерация является союзным государством, а конфедерация представляет собой союз государств.

Признаки конфедерации:

1. Отсутствие единых высших органов государственной власти. Либо наделение их минимумом полномочий.

2. Право свободного выхода их из конфедерации.

Конфедерация - это временное нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

23. Политическая система общества: понятие, признаки, элементы. Место и роль государства в политической системе общества

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.д.), в рамках которой проходит политическая жизнь и осуществляется политическая власть.

Основными факторами, влияющими на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования), которая осуществляется через государство.

Структуру политической системы составляют следующие элементы:

1) Государство - основной элемент, занимающий в политической системе общества центральное место (играет в политике решающую роль);

2) Политическая организация общества, включающая в себя политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы и др.;

3) Политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

4) Социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

5) Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

6) Политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.д.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальныхгрупп илибольшинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей И -сн.чнч (r>t*3 огромной

•'В™'-”'’"™"''"''” ■. .-’“'дских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи

обречены на заведомо д-~-с гбжснис);

4) — .-во интересов различных субъектов шишгнческих отношений (без селекции,

четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересе® никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов неолитических отношений посредством распределена» материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различнърс элементов его структуры (объединяя разные политические шс-хешг пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых и новых иле®® общества и нрээбшения их к иолетитескому участию и деятельности):

8) легитимизация политической власти (х.е. досхижснис определенной степени соответствия реальной неолитической жизни официальным неолитическим и правовым нормам);

Государство занимает центральное место в политической жизни любой страны, что обусловлено _ _ _ _ ««и факторами;

1) __ гос-'во является единственной полновластной организацией общества, действующей на территории страны

2) определяет основные направления развития общества;

3) использует специальный аппарах управления и принуждения и побуждения, которым не обладает ни один из элементов политической системы:

4) является официальным представителем страны в международных отношениях;

5) обладает суверенитетом (в отношении внутри страны это проявляется в верховенстве государственной «ласти по отношению ко всем гражданам и организациям, во внешнеполитических отношениях - б международном признании независимости и территориальной обособленности);

6) располагает системной правовых средств, с помощью которых оно воздействует на общественные отношения.

На государство возложена особенная роль, выполнение которой выражается в сделуьогцем:

государство является важнейшим объединяющим фактором, связывающим в единое целое

- государство является важнейшим объединяющим фактором, связывающим в единое целое политическую систему и гражданское общество;

- обеспечивает целостность политической системы, обеспечивая при этом правопорядок в обществе;

- призвано решать общесоциальные задачи, направленные на удовлетворение нужд всех и каждого, на нем лежит обязанность обслуживания всех жизненно важных систем общества (связь, транспорт, здравоохранение);

- является гарантом защиты прав и свобод граждан, обеспечивает эффективную судебную защиту;

- призвано поддерживать баланс в политической системе общества, устанавливая общеобязательные нормы для всех граждан и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая деятельность государства осуществляется посредством государственной власти, от уровня легитимности которой, методов реализации, принадлежности к тому или иному классу или группе людей зависит эффективность политической системы. Государство по праву занимает в политической системе общества центральное место и играет в политике решающую роль.

24Политические партии: понятие, функции, класс-ции. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников и ставящее своими задачами участие:

- в определении политического курса государства;

- в формировании органов государственной власти и управления; а также

- в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные органы власти.

Деятельность политических партий весьма разнообразна.Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Партия в этом отношении представляет канал передачи информации, циркулирующей между правящими и управляемыми. Во-вторых, партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. В-третьих, партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. В-четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин. В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое рекрутирование и политическая социализация. Под рекрутированием понимается подбор и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других организаций политической системы.

Долгое время было принято разделение партий на левые (сюда относили коммунистов, социал-демократов), центристские (те, что пытались отстаивать интересы большинства), правые (выступавшие за элитарное понимание политики). Однако, поскольку в 20 в. большинство политических партий переориентировались на средний класс, стали выделять всего лишь два их вида: правоцентристы и левоцентристы. В современной политической науке к партиям правоцентристского толка принято относить

1. Консервативные партии ( Это республиканцы и демократы )Ранее их классифицировали как буржуазные политические партии. Все их объединяет положение о том, что управлять должны профессионалы - элита.

2. Конфессионные политические партии. В основном, они ориентируются на средний класс, выступают за внедрение религиозных заповедей в политику В большинстве своем такие партии борются за преобладание духовной власти над светской

3. Либеральные партии.

К левоцентристскому блоку относят следующие группы партий:

1. Социально-демократические Они ориентированы на людей наемного труда. Их идеалы - справедливость, солидарность.

2. Мелкобуржуазные (аграрные) Защищают социальные группы в связи с определенным видом занятий.

3. Коммунистические. После событий в восточной Европе и СССР в 80-90 гг. произошел кризис коммунистических партий. Выступают за приоритет государства и общества перед личностью. В России довольно много коммунистических партий ( РКРП, КПРФ, ВКПб и др.)

4. Транснациональные (Европейские партии, которые ведут борьбу против ядерного оружия, за экологию и др.)

5. Националистические

6. Зеленые

7. Курьезные (партии любителей пива и др.)

Морис Дюверже выделял два типа политических партий: кадровые и массовые.

Кадровые партии - партии нотаблей, чье положение в обществе достаточно значимо. Там небольшое количество членов. Зато на выборах они получают немало голосов. Основные черты таких партий:

1. Они носят олигархический характер. (Туда входят министры, финансовые воротилы и т.д.)

2. Они отличаются слабой структурой. Обычно она бывает двухуровневой - лидеры и активисты.

3. В кадровых партиях, как правило, существует большая автономия местных организаций. Жесткая дисциплина отсутствует.

4. Руководящая роль в таких партиях чаще всего принадлежит парламентариям.

Массовые партии отличаются стремлением максимально увеличить число членов, (это позволяет им меньше зависеть от спонсоров). Сюда тяготеют коммунисты, социал-демократ, СДПГ, СЕПГ, консерваторы.

Отличительные черты таких партий:

• формализованная партийная структура, основанная на выборности руководящих органов всех уровней.

• упорядоченность и скоординированность действий низовых организаций. Высокий уровень дисциплины. Есть членские

взносы.

• Многоуровневость структуры и высокая роль активистов. В структуре выделяются лидера, аппарат, активисты, рядовые ( иногда еще и симпатизирующие).

Сейчас ряд политологов (Ла Паломбара и др.) выделяют новый тип партии - электоральные партии ( образно их называют «партии хватай всех»)

Их особенности:

• Стремление предстать перед обществом как надклассовые, объединяющие всех. Отсюда проистекает меньшая идеологизированность.

• Принцип качественного членства, то есть стремление вовлечь в партию людей, за которыми уже стоят структуры (например, главу союза филателистов).

По типу членства выделяют партии с прямым членством ( когда человек непосредственно является членом партии) и с ассоциативным членством (человек может быть членом партии, сам того не желая. Например, если состоит в профсоюзе, который является коллективным членом партии. Такое членство существует у партии лейбористов в Великобритании, у социал-демократов в Швеции и др.)

По политическому весу партии разделяют на доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.

По отношению к власти партии бывают правящие и оппозиционные.

По отношению к форме государственного успфойства среди партий выделяют унитаристов, федералистов, сепаратистов. По стадии развития есть партии зарождающиеся, зрелые, приходящие в упадок.

Партийная система - политический институт, характеризующий:

- отношения между политическими партиями и государством;

- взаимоотношения партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.

Различают однопартийные или многопартийные системы.

Однопартийная система - партийная система с одной политической партией. Такие системы характерны для стран с тоталитарными и наиболее авторитарными режимами.

Многопартийность - конституционный принцип организации политической жизни в демократических государствах; является выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма

Согласно принципу многопартийности государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими политическими воззрениями в политические партии, равенство всех политических партий перед законом, свобода их деятельности.

25.Сущность и характеристика теории разделения властей

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через "систему сдержек и противовесов". Основные положения теории разделения властей следующие:

1. разделение властей закрепляется конституцией;

2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5.судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат:

Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов

Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).

Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или

не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государстаенную Думу.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду

Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции

26. Гражданское общество: понятие, сущность, признаки, структура.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.

Гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

Основной функцией гражданского общества является - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Сущность гражданского общества заключается в следующем:

- объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

- специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

- составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации);

- гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его политической власти.

Гражданское общество строится на принципах:

- самоуправляемости (индивиды, классы, социальные группы, самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой);

- принцип справедливости - равные возможности развития для всех; справедливость со стороны государства - помощь нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам;

- принцип социальной свободы (свободный гражданин - основа гражданского общества; социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе);

- демократии (создает все основные условия для его возникновения и развития);

- принцип гласности (высокая информированность граждан позволяет реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их решению);

- принцип права (наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование является основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества).

Признаки гражданского общества:

- свобода - индивид независим от государства, является собственником (обладает средствами для достойного существования); человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи; самостоятельно выбирает сферу профессиональной реализации; имеет возможность формировать свои политические убеждения и выражать их; права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством; существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты (например, суды);

- открытость общества - подразумевает наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, свободы образования и воспитания, свободы перемещения внутри страны, свободы въезда в страну и выезда за ее пределы.

- плюрализм - характеризуется наличием в обществе различных слоев, классов, социальных групп, имеющих собственные интересы; наличием политических сил, выражающих данные интересы; свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью; разделения властей; отсутствием обязательной государственной идеологии; наличием различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием.

- правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов.

- самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой.

Структуру гражданского общества составляют следующие системы:

1. Экономическая - совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу

жизни общества (отношения собственности; производства материальных и нематериальных благ; отношения

распределения, обмена и потребления; частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие экономические институты).

2. Политическая - совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть (государство; политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.; политические отношения между элементами данной системы: политическое сознание, политические нормы, традиции, право).

3. Социальная - совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними (семья - базовая «ячейка» общества; межличностные отношения; большие социальные общности людей, связанные общими интересами, - нации, национальности, классы, страты, социальные группы; отношения между крупными социальными группами).

4. Информационная - совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.

5. Духовно-культурная - совокупность нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения (образование, отношения, связанные с образованием; образовательные инстшуты, наука; культура, искусство, религия, соответствующие (научные, культурные, религиозные и др.) отношения и институты).

Приведенные системы составляют лишь основу гражданского общества - многообразного явления, в структуру которого входит ряд иных элементов (например: нормы, обычаи и др.).

27.Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Его основные признаки.

'Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Аристотель, Платон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества этой эпохи.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые доходы у государству и пониманию его роли в организации общественных дел.

- Н. Макиавелли и Ж. Боден в своих трудах изложили идею правовой государственности. Цель государства видели в обеспечении каждому свободного использования имущества и безопасности.

Значительный вклад в разработку концепции правовой государственности также внесли Г. Троцкий, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон.

- Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Он отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что запрещено законом.

- Ш. Монтескье объяснил необходимость политической свободы в гражданском обществе. Политическая свобода, по его словам, означает установление законности и безопасности, что достигается путем разделения властей.

- Практическое воплощение идеи правового государства, принципа народного суверенитета, неотчуждаемости некоторых прав человека нашел Т. Джефферсон (автор Декларации независимости США). Для их обеспечения, считал он, и создается государство.

- Э. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимают человек-личность, верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан государства, которое выступает как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Центральная идея концепции правового государства не законность, а приоритет прав и свобод человека, их реальность. В этом смысле государство связано правом. Оно должно лишь охранять правопорядок, в основе которого лежат права и свободы человека, и не должно вмешиваться в дела гражданского общества

- В России в начале XX века идеологию социального правового государства излагались в в трудах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, Н.А. Бердяева и др.

- В советском государстве идея правового государства стала возрождаться только с 1985 г. в годы «перестройки». Действующая Конституция РФ закрепляет, что государство является правовым и социальным.

Социально-правовое государство, которое не просто охраняет правопорядок и права человека (что остается его важнейшей функцией), но и наряду с этим выполняет социальные функции, призвано обеспечить благосостояние всех слоев населения и с этой целью проводит активную социально-экономическую политику.

Правовым называется такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Основными признаками правового государства являются:

S признание человека высшей ценностью;

•S признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека (приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость);

S законность во всех сферах жизни (основанность действий государства, его органов, партий, организаций, юридических лиц, граждан на конституции, законах, подзаконных актах);

✓ верховенство и прямое действие конституции;

S внешний и внутренний суверенитет государства;

соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

^ сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

S разделение властей (одна ветвь власти должна сдерживать другую, чтобы избежать тоталитарного управления государством);

•S высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные свободные, демократические выборы народом о.г.в. всех уровней;

S политический плюрализм (многообразие форм политической жизни общества), который помогает избежать чрезмерной концентрации власти в руках одной политической силы;

^ единство прав и обязанностей граждан;

S взаимная ответственность личности и государства (в своих взаимоотношениях они выступают разными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями);

S наличие развитого гражданского общества

Наши рекомендации