Права и обязанности преподавателя
Преподаватель имеет право:
- Вносить изменения и дополнения в силлабус в течение семестра.
- Требовать объяснений по фактам пропуска занятий.
- Снижать студентам оценки за задания по темам пропущенных без уважительной причине занятий до 25% по своему усмотрению
- Снижать оценку за самостоятельные работе не сданные своевременно на 25%.
- Не допускать к занятию студентов, опоздавших более, чем на 10 минут.
- Не принимать к проверке работы студентов, нарушивших правила академической честности.
Преподаватель обязан:
- Предоставить студентам силлабус в бумажной или электронной форме в первый день занятий по дисциплине.
- Своевременно информировать студентов о внесении изменений и дополнений в силлабус в течение семестра.
- Быть в аудитории во время аудиторных и внеаудиторных занятий СРСП согласно расписанию.
- Предоставлять студентам информацию об оценках.
- Аргументировано обосновывать выставленные студентам оценки.
- Соблюдать нормы этики по отношению к студентам.
Задания по дисциплине
1. Работа с базовым учебным пособием
Согласно графику выполнения и сдачи заданий студент самостоятельно изучает отдельный материал по каждой теме, изложенный в базовом учебном пособии. На контактных занятиях данный материал обсуждается совместно с преподавателем.
2. Письменная контрольная работа.
Согласно графику выполнения и сдачи заданий студенты выполняют на практическом занятии письменную контрольную работу по каждой теме, предусмотренной календарно-тематическим планом. На контактных занятиях данный материал обсуждается совместно с преподавателем.
3. Тестирование
Тест является формой проведения рубежного контроля знаний, проводится на 7-й и 15-й неделе на занятии СРСП по материалу пройденных за соответствующий период тем.
4. Индивидуальное домашнее задание.
Согласно графику выполнения и сдачи заданий студент выполняет задания для самостоятельной работы с последующей сдачей. Оформление: условие задач писать полностью; решение задач сопровождать подробным описанием.
5. Коллоквиум.
Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с обучающимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов, проводится на 6-й и 12-й неделе на занятии СРСП по пройденным материалам. Задания включают теоретические вопросы и практические задачи.
6. Экзамен.
Экзамен проводится в устной форме и включает следующие экзаменационные вопросы:
1. Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Казахстан в эпоху каменного века. Памятники палеолита на территории Казахстана.
3. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взаимоотношения саков с соседними государствами.
4. Племена Казахстана в эпоху бронзы. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
5. Образование древнетюркского государства. Социально-экономическое развитие Западно-тюркского каганата.
6. Карлуки. Образование и развитие государства Караханидов. Социальная сущность института «икты».
7. Государственные образования кимаков и кыпчаков. Экономические и политические связи кыпчаков со Средней Азией и Киевской Русью.
8. Государство огузов.
9. Образование государственности у найманов. киреев, их этнополитическая история, хозяйство.
10. Великий шелковый путь и роль Казахстана в развитии торговли. Города и поселения Казахстана в 6-12 вв.
11. Территория Казахстана в системе мировой цивилизации (6-12 вв.), развитие науки и культуры. Памятники архитектуры. Города и поселения Казахстана.
12. Образование монгольского государства и его внешняя политика. Борьба народов Казахстана, Средней Азии и Закавказья с монгольскими завоевателями.
13.Образование Золотой Орды, ее расцвет и падение.
14. Государство Тимура. Политическое устройство, экономическое развитие, внешняя политика.
15. Государство кочевых узбеков. Социальная структура общества и этнический состав населения.
16. Возникновение Ак Орды и Могулистана. Территория и население. Внутренняя и внешняя политика могульских правителей.
17. Материальная культура населения Казахстана в 5-12 вв.
18. Культура древнего Казахстана в VI-XIII вв. Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашкари, Ахмед Яссави и др.
19. Этнотерриториальное и социально-экономическое устройство Казахстана. Образования жузов. Этноним «казах» в 16 в.
20. Образование казахского ханства и процесс сложения казахской народности.
21. Наука и религиозные представления, язык и письменность 13 – первой половине 15 вв.
22. Основные этапы формирования казахской народности.
23. Казахское ханство в 16 веке. Внешняя политика казахского государства 16- 17 вв.
24. Правовые нормы казахского государства в 16-17 вв. Законы Тауке «Жеты жаргы».
25. Позднесредневековые города и поселения Казахстана: Туркестан, Тараз, Испиджаб.
26. Хакназар хан. Укрепление государства во второй половине 16 в.
27. Политико - правовое устройство казахского ханства в 17 веке.
28. Социально-экономическое и внутри-политическое положение Казахстана в первой половине 18 в.
29. Жонгарское нашествие на территорию Казахстана в 20-40-е годы XVIII века. «Актабан-шубырынды, Алакол-сулама». Освободительная борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.
30. Присоединения Казахстана к России: цели, этапы, итоги.
31. Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы «О сибирских киргизах» и «Об оренбургских киргизах».
32. Административные реформы царизма в Казахстане в 60 и 80-90-е годы XIX века. Их характер.
33. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867- 1868 и 1891 гг.
34. Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. и на Мангышлаке в 1870 г.
35. Казахско-русские взаимоотношения в XVI-XVII вв.
36. Военная и государственная деятельности Абильмансура (Абылая).
37. Материальная культура казахов в XV-XIX вв.
38. Восстание казахов Младшего жуза (1783-1794 гг.) под руководством Сырыма Датова. Его характер. Проект генерал-губернатора Игельстрома.
39. Букеевское ханство. Восстание под руководством И.Тайманова и М.Утемисова.
40. Политика кокандских и хивинских ханов в южных районах Казахстана в XIX в. Освободительная борьба казахского народа против гнета среднеазиатских ханов.
41. НЭП в Казахстане: причины, содержание, социально-экономические итоги.
42. Восстание казахов под руководством султана Кенесары, его характер, ход, причины поражения.
43. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Отголоски войны - движение невидимки.
44. Просветительское движение среди казахского народа. Ч.Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев и их научное наследие.
45. Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX в. Переселенческий вопрос в 80-90-е годы XIX в
46. Культура Казахстана в XIX веке. Русская интелегенция и Казахстан.
47. Культурная революция и ее влияние на казахское общество.
48. Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX века.
49. Влияние русской буржуазно-демократической революции на политическую жизнь Казахстана.
50. Культурная жизнь Казахстана в начале 20 века.
51. Казахстан в годы первой мировой войны. Восстание 1916 года, его причины, движущие силы, характер.
52. Казахстан в период Февральской революции 1917 года. Образование национальных партий в Казахстане, их программные установки.
53. Октябрьская революция 1917 года в России. Установление советской власти в Казахстане и ее первые шаги в хозяйственном и культурном строительстве.
54. Гражданская война – трагедия народа (1918-1920 гг.).
55. Политика «военного коммунизма» в Казахстане: сущность, методы и формы ее осуществления.
56. Голод 1921 года, 1932-1933 годов, его причины и последствия.
57. Становление казахской государственности на советской основе: этапы, содержание процесса.
58. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 20-е годы XX века. Дискуссии о путях перехода к социализму. Голощекин Ф.И. и его политика «Малого Октября» в Казахстане.
59. Коллективизация в Казахстане и массовое оседание кочевых и полукочевых хозяйс тв: ход, особенности, методы их проведения и итоги.
60. Казахстан в годы индустриализации.
61. Социальные реформы в Казахстане в период обретения независимости.
62. Культура Казахстана в 50-80 гг. XX в.
63. Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
64. Культура и наука Казахстана в период ВОВ.
65. Депортация народов в Казахстан в годы Великой отечественной войны, их размещение и судьбы.
66. Тоталитарная система и судьбы казахстанской интеллигенции (30-50-е гг. XX века).
67. Репрессии против интелегенции в 40-начале 50-х годов. Е.Бекмаханов, М.Ауезов и другие.
68. Освоение целинных земель в Казахстане и ее социально-экономические итоги
69. Экономическое положение Казахстана в 70-80гг. XX века. Промышленность. Кризисные явления в сельском хозяйстве.
70. Развитие науки, литературы и искусства республики в 1946-1970 гг.
71. Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 70-80-е годы XX века. Декабрьские (1986г.) события в Алматы: правда и вымысел.
72. Казахстан в условиях перестройки: предпосылки, этапы, цели, итоги.
73. Очередное Послание Президента страны народу Казахстана.
74. Национально - демографическая политика в Казахстане 19-20 вв.
75. Распад СССР. Образование Республики Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ.
76. Международные отношения РК. Вступление в ООН и другие Международные организации. Председательство Казахстана в ОБСЕ.
77. Основные направления внутренней и внешней политики суверенного государства.
78. Экономические реформы 90-х гг. в Казахстане: начало, цели, состояние и перспективы.
79. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана.
80. Н.Назарбаев как политический и государственный деятель. Содержание книг Н.Назарбаева «Казахстан на пороге XXI века» и «В потоке истории».
81. Современные межнациональные отношения в Казахстане. Форум и Ассамблея народов Казахстана. Создание национально - культурных центров.
82. Современные партии и движения в Казахстане.
83. Казахская диаспора за рубежом.
84.Преобразования в системе образования. Закон о языках(1989, 1997 гг.).
85.Культура Казахстана на современном этапе: развитие нового мышления в сфере духовной культуры.
86. Конституция Республики Казахстан (1995 год). Опыт создания основного закона страны.
87. Провозглашение государственной независимости Казахстана и введение новых государственных символов.
88. Современные экологические проблемы РК.
89. Концепция ускорения социально-экономического развития. Курс на перестройку.
90. Культурные процессы в Казахстане в 90-е годы.
Тематика рефератов
1. Место истории в системе наук.
2. Восточный Казахстан в эпоху камня и бронзы.
3. Андроновская культура.
4. Ранние кочевники Восточного Казахстана (по письменным и археологическим источникам).
5. Искусство сакских племен.
6. Савроматы и сарматы.
7. Социально-экономическая и политическая история хуннов.
8. Происхождение и развитие человека.
9. Хозяйство и быт хунну.
10. Хунну и Великое переселение народов.
11. Развитие ремесла у хуннов.
12. Этапы сарматской культуры.
13. Памятники сарматской культуры в Западном Казахстане.
14. Государство огузов.
15. Кимакский каганат.
16. Кыпчаки и их роль в мировой истории.
17. Государство Караханидов.
18. Великий шелковый путь как торговая артерия. Трассы и направления шелкового пути.
19. Города Южного Казахстана и Семиречья в VI - начале XIII вв.
20. Арабское завоевание и распространение ислама.
21. Военно-административная система и фискальная политика государства огузов и кимаков как отражение специфики этнополитических объединений раннего средневековья.
22. Тюркская средневековая политико-правовая мысль.
23. Научная мысль средневекового Казахстана.
24. Религиозные воззрения жителей Казахстана в VI - XIII вв.
25. «Достижение счастья в Добродетельном Граде» (общественно-политические взгляды аль-Фараби)
26. Юсуф Баласагунский - классик тюркоязычной литературы.
27. Ахмед Яссауи — основоположник тюркской ветви суфизма.
28. Чингисхан как полководец и государственный деятель.
29. Экономическое и политическое развитие Золотой Орды.
30. Чагатаидское государство.
31. Походы Тимура. Южный Казахстан в составе государства Тимуридов.
32. Северный Казахстан и Западная Сибирь в XIII-XVI вв.
33. Образование и развитие Монгольского государства
34. Монгольское влияние на социально-экономическую и политическую жизнь народов Казахстана.
35. Материальная культура Казахстана в XIII - XV вв.
36. Духовная культура Казахстана в XIII - XV вв.
37. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи - выдающееся творение средневековых
зодчих.
38. Легенды и предания о происхождении казахов.
39. Процесс этногенеза в Казахстане.
40. Этнос и условия, необходимые для его формирования.
41. Роль племенных союзов, проживавших на территории Казахстана в формировании казахской народности.
42. Развитие хозяйства как важное условие формирование казахского этноса.
43. Политическая история Казахского ханства в 15-18 веках.
44. Правители Казахского ханства.
45. Законы "Жеты - Жаргы" как памятник казахского обычного права.
46. Казахско-джунгарские войны.
47. Казахское ханство - образец степной государственности.
48. Место и роль земледелия в развитии производительных сил Казахского ханства.
49. Система водосбора и водоснабжения в хозяйстве казахов.
50. Торгово-экономические связи Казахстана в XV- XVIII веках.
51. Культура и религия Казахстана в XV- XVIII веках.
52. Устное поэтическое творчество Казахстана в XV- XVIII веках («Кобланды- батыр», «Ер-Таргын», «Козы-Корпеш» и др.).
53. Туркестан - столица Казахского ханства.
54. Толе би, Казыбек би, Айтеке би и идеи казахского единства.
55. Жизнь и творчество М.Хайдара.
Тематика курсовых работ
1. Проблема сохранения культурного наследия Казахстана (по материалам археологических исследований).
2. Археологическая наука Казахстана в XXI веке.
3. Царица Томирис в книге Б.Джандарбекова.
4. Саки и Дарий.
5. Саки и Александр Македонский.
6. Хунны-гунны: этимология слова
7. Государство тюрков и его оценка в работе Л. Гумилёва «Древние тюрки».
8. Казахская степь глазами европейских путешественников (Марко Поло, Плано Карпини, Виллем Рубрук)
9. Аттила – вождь гуннов.
10. Бумын – каган и образование Тюркского каганата.
11. Государство тюрков и его оценка в работе Л. Гумилёва «Древние тюрки».
12. Духовная культура тюркских народов. Религиозные верования и культы.
13. Военное искусство казахов в XV-XVII вв.
14. Особенности и последствия исламизации тюркского мира.
15. Письменные источники, исторические легенды и генеалогические предания о возникновении Казахского ханства.
16. Великие ханы Казахского ханства
17. Геополитика Российской империи в отношении Казахстана.
18. Формирование полиэтничного состава населения Казахстана в XVIII – начале XX вв.
19. Казахская национальная интеллигенция (ХIХ – начала ХХ вв.)
20. Ф.И. Голощёкин и его политика «Малого Октября» в Казахстане.
21. Политическая и экономическая жизнь Казахстана в 60-80-е гг. ХХ века по книге Д. А. Кунаева «О моем времени».
22.Казахстан в эпоху реформ М.Горбачева.
23. Распад СССР. Образование Республики Казахстан.
24. Возрождение государственной независимости Казахстана: сущность и значение.
25. Ежегодное послание Президента народу Казахстана в рамках стратегии «Казахстан – 2030».
26. Ассамблея народов Казахстана.
27. Астана – столица суверенного Казахстана.
28. Проблема оралманов в РК
29. Внешняя политика Казахстана в 2000-2007 гг.
30. Экономические реформы независимого Казахстана
31. Казахстанско-российское сотрудничество в 2000-2007 гг.
32. Назарбаев как политический и государственный деятель
Максимальная оценка за реферат – 24 балла
Критерии выставления оценки следующие:
При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "Отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.
"Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более двух-трех).
"Удовлетворительно" – за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
"Неудовлетворительно" – за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.
Система оценки знаний
Вид занятий | 1 рубежный контроль | 2 рубежный контроль |
Работа на лекционных занятиях | 100% | 100% |
Работа на семинарских/ практических занятиях | 100% | 100% |
Выполнение заданий СРСП и СРС | 100% | 100% |
Рубежный контроль | 100% | 100% |
Итоговый текущий контроль (ТК) | 100% | 100% |
Экзамен (Э) | 100% | |
Итоговый контроль (ИК) | 100% |
ТК =
где S – оценка по каждому виду занятий
N – количество оценок
Итоговая оценка складывается по формуле:
Шкала оценки знаний
Учебные достижения по всем видам контроля будут оцениваться по многобалльной системе, предоставленной в шкале оценок:
Оценка | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной форме |
А | 4, 0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3, 67 | 90-94 | |
В+ | 3, 33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3, 0 | 80-84 | |
В- | 2, 67 | 75-79 | |
С+ | 2, 33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2, 0 | 65-69 | |
С- | 1, 67 | 60-64 | |
D+ | 1, 33 | 55-59 | |
D | 1, 0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |