Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 10 страница
Здесь сам по себе возникает вопрос о служителях культа, или жречестве, у ирокезов. В самой Лиге не было должности священнослужителя. Сахемов «поднимал» и облекал их званием совет всех сахемов Лиги. Вождей сначала «поднимали» в нации, к которой они принадлежали, а затем уже их звание утверждалось тем же общим советом. Но никаких религиозных сановников для занятия какого-либо жреческого поста совет сахемов никогда не «поднимал». Однако в каждой нации существовала избранная группа, выделенная несколькими племенами, на обязанности которой лежали организация религиозных празднеств и общий надзор за культом. Их называли Хонундеонт (Но-пип-о1е'-оп1), что буквально означает «хранители веры». В самом факте избрания этой группы, в ее правах и обязанностях и условиях занятия в ней места имеется ряд обстоятельств, дающих основание считать ее священническим классом. Численность ее не была определенной, и обычно она была такая же, как и числен-
4* 99
ность вождей. Сами вожди были ех оШсш, хранителями веры. Должность была выборной, и данное лицо занимало ее до тех пор, пока оправдывало доверие к себе. Подходящие люди избирались мудрыми людьми и почтенными женщинами соответствующих племен и выдвигались на должность. Затем у них отбирались их первоначальные имена и давались новые из списка имен, принадлежащих этой группе. На следующем же совете нации публично провозглашались их назначение и новые имена, что заканчивало процедуру выборов. Число кандидатов, выставлявшееся каждым племенем, служило доказательством его преданности старой вере. Избранные лица до некоторой степени являлись блюстителями нравов, и их увещевания принимались доброжелательно, как исходящие от тех, кому было поручено увещевать. В некоторых случаях они докладывали о дурных поступках отдельных лиц совету, чтобы показать их в качестве примера. Иногда они устраивали совещания, чтобы обсудить нравственное состояние народа. Каждый человек обязан был принять эту должность, если она предлагалась ему; но он мог оставить ее в любой момент, отказавшись от своего нового имени и приняв старое. На обязанности избранных лиц лежало назначать сроки для периодических празднеств, заниматься их устройством и руководить обрядами. Некоторые из них по предварительному назначению держали вступительную речь и благодарственное обращение к совету, а также выступали с рассуждениями на религиозные темы, когда это казалось уместным. Все члены этого класса были равны по власти и привилегиям. Воодушевленные особым рвением и энтузиазмом, они, естественно, брали на себя и самую активную роль, но у них не было признанного главы. Распределение всех прав, обязанностей и должностей среди известного числа равных было характерной чертой их гражданского устройства. Женщины, так же как и мужчины, и приблизительно в равном числе назначались хранителями веры. В частности, на почтенных женщин возлагалась организация пиршеств. Ирокезы никогда не устраивали траурного или религиозного совета, не приготовив накануне угощения для всех присутствующих, и никто, кроме тех почтенных женщин, которые были хранительницами веры, не мог принимать участия в его приготовлении. Но их обязанности не ограничивались наблюдением за пиршеством. Они имели равный голос в общей организации празднеств и во всех религиозных делах. Когда оратор выступал с речью или обращением, то хранители веры действовали, если это было нужно, как подсказчики, сообщая через оратора указания или правила, которые они считали уместными. По этой причине одно из их названий как группы было «подсказчики».
Несмотря на правильную организацию хранителей веры и точное ограничение их обязанностей, нет, по-видимому, достаточных оснований для того, чтобы назвать эту группу классом служителей религии или жрецов в том смысле, как обычно понимаются эти термины. Кроме того времени, когда они выполняли предписанные им обязанности, они не обладали никакими особыми привилегиями и не носили ни одежды, ни эмблем должности, отличающих их от осталь-
ных. По существу, они были обычными воинами и обычными женщинами из народа и среди народа во всех отношениях. Их должность вызывалась необходимостью, она не оплачивалась, подобно всем остальным должностям индейцев, и не приносила данному лицу особого почета.
Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену
Это был первый праздник весны. Обычно его называли пляской клена. В основе этого праздника лежало принесение благодарности самому клену, но в то же время ирокезы возносили благодарность и Великому духу, даровавшему им клен. Праздник продолжался всего один день. Когда сок начинал вытекать из дерева, хранители веры возвещали время и место празднования этого события и призывали народ собраться для этой цели. За несколько дней до назначенного срока народ собирался для общей исповеди своих грехов, что считалось актом религиозного долга и подготовкой к севу. Это действие предшествовало всем празднествам, но получило наибольшее развитие на трех последних праздниках, так как они считались особо важными и продолжались в течение большего промежутка времени. Этот совет Сэйнундатхейвата (8а-пии-о'аЧ-]1а--даа'-1;а), что буквально означает «собрание для покаяния», обычно открывался одним из хранителей веры, произносившим речь на тему о пристойности и важности осознания своих дурных поступков с целью укрепления души против будущих искушений. Затем он брал в руку шнурок белого вампума и сам подавал пример, исповедуясь в своих собственных проступках, после чего передавал шнурок ближайшему соседу, который принимал его, исповедовался подобным же образом и передавал его следующему. Таким путем вампум обходил всех присутствующих, переходя из рук в руки, и тот, кто исповедовался, признавался, в чем он грешен, и обещал в будущем поступать лучше. Старые и молодые, мужчины, женщины и даже дети — все объединялись в этом публичном признании своих проступков и в общем решении исправиться. В некоторых случаях шнурок вампума помещали в центре занимаемого собранием пространства, и каждый по очереди, когда у него возникало желание, выходил исполнить свой долг. Исповедь и обещание без вампума в руках не имели бы силы. Именно вампум подтверждал слова говорящего и служил залогом искренности. Целью исповеди было исправление. Ирокезы, по-видимому, не имели представления ни об искуплении, ни о прощении грехов. Похвальные поступки уравновешивали дурные дела, но ни те, ни другие не могли быть взяты назад, изменены или уничтожены.
Этот праздник справлялся не в одном определенном месте, но во всех селениях, где обитали нации Лиги, слишком удаленные друг от друга, чтобы объединяться вокруг одного и того же огня совета. В назначенное время из прилегающих округов собирался народ, одни предлагали религиозные наставления, другие готовились к пляске, третьи — к играм, четвертые приходили ради удоволь-
ствия побыть на пиршестве. Это был один из нетерпеливо ожидаемых всеми праздничных дней. Утром пожилые женщины, выполняя возложенную на них обязанность, начинали готовить традиционное угощение в том изобилии, какое только допускалось временем года и условиями охотничьей жизни. Около полудня обычные в таких случаях развлечения и игры на открытом воздухе приостанавливались, и народ собирался на совет. Затем один из хранителей веры произносил вступительную речь. Приведенная ниже речь, которая была произнесена при открытии одного из таких советов у сенека, является типичным образцом подобных речей и иллюстрирует их главные особенности:
Друзья и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко на своем пути, и мы должны спешить с выполнением нашего долга. Мы пришли сюда, чтобы соблюсти наш старинный обычай. Этот порядок передан нам нашими отцами. Он был дарован им Великим духом. Великий дух всегда требовал от своего народа, чтобы он воздавал ему благодарность за все оказанные благодеяния. Мы всегда старались жить, следуя этому мудрому повелению.
Друзья и сородичи, слушайте дальше. Выполнить этот долг мы собрались сегодня. Опять наступил сезон, когда кленовое дерево дает свой сладкий сок. Все благодарны ему за это, и поэтому мы ждем от вас, что все вы соединитесь в нашей общей благодарности клену. Мы также ожидаем, что вы присоединитесь к нам в воздаяние благодарности Великому духу, который мудро создал это дерево на благо человеку. Мы надеемся и ожидаем, что этот порядок и гармония сохранятся и в будущем.
Друзья и сородичи, нам приятно видеть здесь столь многих, и мы благодарим вас всех за то, что вы хорошего мнения об этом деле. Мы благодарим Великого духа за то, что он оказал милость столь многим из нас, сохранив наши жизни для участия в празднествах этого года. Ка-по, Нэйхо а.
Нередко за этой следовали и другие речи, носившие характер увещеваний, побуждающих народ к выполнению долга. -Наставники морали пользовались такими случаями, чтобы проповедовать предписания их веры и произносить проповеди для духовного руководства народа. Один из хранителей веры, обращаясь к народу в такое время, обычно напоминал о доблестях, приличествовавших воинам, и указывал на обязанности, лежавшие на них как на членах общего братства. Жить в мире и согласии, избегать сквернословия, быть милосердными к сиротам, щедрыми к нуждающимся и гостеприимными ко всем — эти обязанности являлись обычно главными темами речей. Хранитель веры напоминал народу, что Великий дух замечал и отмечал добрые поступки, что тот, кто надеется на удачу в жизненных делах, должен совершать добрые деяния каждый раз, как только представляется возможность; он говорил, что не следует обращаться сурово с теми, кто поступил дурно; что не следует раздувать вражду, чтобы не разбудить духа мести, иначе он будет вечно бодрствовать; и наконец обещал, что те, кто следуют по верному пути, никогда не будут испытывать горя.
Когда кончались эти речи и увещевания, объявлялось начало пляски, которая была важной особенностью их религиозных празд-
а Заключение речей этим восклицанием является почти повсеместным обычаем среди ирокезов во всех подобных случаях. Это означает просто: «Я закончил».
неств. Здесь уместно будет отметить, что ирокезы считали пляску одним из видов культа. Они рассматривали пляску как средство выражения благодарности Великому духу. У них распространена была вера в божественное происхождение этого обычая. «Великий дух знал, что индейцы не могут жить без развлечений, поэтому у него возникла идея пляски, которую он и передал им» б. Особая пляска служила своеобразным способом почитания Великого духа во время их празднеств, она была их собственным изобретением и отличалась от других плясок тем, что была наиболее вдохновенной, грациозной и прекрасной. Эта пляска известна под названием Великой пляски пера (0'-81о-\теЪ.'-д;о-\уа). Ее исполняла избранная группа в полном одеянии и исключительно во время религиозных советов, а также в особо торжественных случаях. Пляска продолжалась около часа, всегда возбуждая в зрителях глубокое чувство и энтузиазм. Перед появлением группы один из хранителей веры произносил короткую речь, которая объясняла происхождение, сущность и цель пляски; в нее вплеталось народное поверье, что этой пляской будут наслаждаться верующие в загробной жизни в царстве Великого духа, которому пляска была специально посвящена.
За этим следовали другие пляски, в которых участвовали все присутствующие. Еще до окончания плясок происходило обычное благодарственное обращение к Великому духу, сопровождаемое воскурением табака. В прежние времена праздник клена оканчивался этими плясками. Один из хранителей веры держал заключительную речь, после которой народ пировал и затем расходился по домам.
У ирокезов существует общепринятое поверье, что раннее время дня посвящено Великому духу, а последующее — душам умерших; следовательно, их богослужение должно соответственно оканчиваться в полдень. И по сегодняшний день в силу этого поверья их религиозные беседы редко продолжаются после полудня; но на практике оказалось невозможным заканчивать обряды празднеств ранее наступления сумерек, так как народ собирался поздно. Еще одно нововведение было сделано много лет назад, а именно: вечера этих праздничных дней стали посвящать пляскам для развлечения гостей из других селений или наций, если таковые присутствовали на празднике. Со временем это сделалось всеобщим обычаем, которому ирокезы следуют уже для своего собственного удовольствия. Эти вечерние развлечения, однако, строго говоря, не являются частью празднества, хотя последнее и представляет собой единое целое, начинаясь с открытия совета и кончаясь поздней ночью, когда все развлечения прекращаются. Здесь следует иметь в виду различие между религиозными обрядами в собственном смысле и забавами, а также между старинным способом празднования и новым. Настоящие религиозные обряды на празднике клена" состояли из вступительной беседы одного из хранителей веры, увещеваний других, Пляски пера, благодарственного обращения к Великому духу с воскурением таба-
'Сосехэйва (Джонсон).
ка, двух или трех других плясок, заключительной речи и общего пиршества.
В старину эти обряды заканчивались в полдень, но в последнее время завершаются в сумерки. Прежде все действия на этих празднествах носили строго религиозный характер, если не считать некоторых игр, обычных в подобных случаях. Но в позднейшее время прибавились другие пляски, и вечера стали посвящаться исключительно пляскам. Равным образом были добавлены некоторые азартные игры, состязания и физические упражнения, сопровождавшие эти праздники, но не входившие в религиозные обряды. Они были просто народными развлечениями на свежем воздухе. Все же праздник клена в том виде, в каком он празднуется в настоящее время потомками древних ирокезов, в своих существенных чертах остается таким же, как и в период его возникновения в.
Эйэнтвата (А-уеп1'-\уа-1а), или праздник посева
Это слово обозначает «посевная пора».^Наступление ее отмечалось особым праздником. Он продолжался только один день, ритуал его ни в чем существенно не отличался от ритуала праздника клена. Поэтому при описании этого праздника можно ограничиться только указанием на некоторые его особенности. Цель праздника была двоякой: воздать благодарность Великому духу за то, что он вернул им пору посева, и призвать его благословение на вложенные в землю семена, чтобы они могли принести обильный урожай.
У индейцев не было ни священного дня отдохновения, ни Священного писания, которое могло бы стать для них неистощимым кладезем поучения; но их благодарность пробуждалась при каждом новом проявлении божественной благости. Когда природа снова одевалась в весенний наряд и плодородная земля призывала вложить семена в ее лоно, индейцы усматривали в этом неусыпную заботу Великого духа. Есть нечто в высшей степени одухотворенное и прекрасное в этой индейской концепции естественных сроков богослужения. Постигая момент наиболее очевидных проявлений покровительства и заботы божества, индеец признавал и его существование, ж его благоволение и выражал свою благодарность и преданность несложными обрядами, внушенными набожностью его сердца.
В назначенное хранителями веры время народ собирался, чтобы отметить этот день. После речей, как и на празднике клёна, исполнялась Пляска пера и другие пляски. В древние времена благодарственное обращение или моление Великому духу с воскурением табака происходило только на протяжении последних трех, т. е. главных, праздников; но в позднейший период такая молитва предлагалась и во время первых трех праздников. Как отмечалось выше, ирокезы никогда не сжигали табака, принося благодарность различным объектам природы, служившим их нуждам, или выказывая
в Ирокезы давно уже привыкли получать сахар из кленового сока. Они ли научились этому искусству от нас, мы ли от них, решить трудно. Хотя первое более вероятно, так как у них отсутствует подходящая посуда для кипячения 8.
друг перед другом свою благодарность Великому духу или меньшим духам. В подобного рода случаях их благодарность воздавалась непрсредственно деревьям, растениям и стихиям; что касается мира духов, они только провозглашали друг перед другом, что приносят им свою благодарность, и это, согласно их теологии, не требовало воскурения. Но, вознося молитву или призывая Великого духа и его Невидимых помощников, обязаны были применять восходящий дым, чтобы вступить в общение с миром духов.
Это обращение не представляло особого этапа в церемониях дня. Для выполнения этой обязанности хранители веры назначали одного из своей среды, а тот выбирал подходящий момент для произнесения речи. Приблизившись к огню, разведенному для этой цели, он привлекал внимание народа восклицанием, которое являлось как бы вступлением к его речи. Бросив в огонь несколько листьев индейского табака, он обращался к Хавеннейю, в то время как дым поднимался кверху. Следующая речь, произнесенная на празднике посева у сенека, показывает общий характер этих молитв или благодарственных обращений:
Великий дух, живущий одиноко, выслушай теперь слова твоего народа, собравшегося здесь. Дым нашей жертвы поднимается кверху. Обрати милостивое внимание на наши слова, возносящиеся к тебе с дымом. Мы благодарим тебя за возвращение поры посева. Дай нам хорошую погоду, чтобы наш урожай был бы обильным.
Слушай дальше, так как дым еще поднимается (бросает табак). Избавь нас от всех заразных болезней. Дай силу всем нам, дабы мы не пали. Сохрани наших стариков и защити молодых. Помоги нам с чувством выполнить обряды этого сезона. Руководи разумом своего народа, чтобы он помнил о тебе во всех деяниях своих. Нэпхо!
Этот праздник ничем больше не отличался от предыдущего.
Если после поры посева в стране наступала засуха, грозившая гибелью урожаю, то часто созывался специальный совет, чтобы молить Хено, Громовержца, послать дождь на землю. Перед назначенным для этого совета временем народ собирался, как перед другими празднествами, для взаимной исповеди. Ирокезы опасались, по их словам, «что кто-то из них совершил какое-нибудь большое зло, за что Великий дух разгневался на них и задержал дождь, заслуженно покарав их». После того как открывался по обычной форме этот совет, исполнялись Благодарственная пляска и Эйхдовех (АЬ-йо'-луеЬ), который будет описан ниже. Предполагалось, что они особенно угодны Хено. В соответствующий момент назначенный, как обычно, хранитель веры приближался к огню, бросал в него листья табака и, завладев вниманием народа, произносил следующее обращение к Громовержцу, в то время как дым поднимался кверху:
Хено, наш дед, услышь теперь слова твоих внуков. Мы опечалены. Наши души глубоко встревожены. Мы боимся, что Наши кормилицы не смогут нам помочь и принесут голод. Мы просим нашего Деда, чтобы он пришел и дал нам дождь, чтобы земля не иссохла и не отказалась производить плоды для нашей поддержки. Твои внуки все шлют приветствия своему Деду Хено.
Взяв затем вторую горсть табака и бросив ее в огонь, он обращался уже к Хавеннейю:
Великий дух! Внемли словам твоих страдающих детей. Они обращаются к тебе с чистой совестью. Если они и совершили зло, они раскаялись в нем и обратили свои души к добру (держит в это время шнурок белого вампума, которым отмечалась исповедь). Будь милостив к нам. Услышь наши мольбы и жалобы и помоги в наших нуждах. Повели, чтобы Хено пришел и дал нам дождь, чтобы Наши кормилицы не покинули нас и не навлекли голода на наши дома. Нэйхо!
По окончании пляски собрание распускалось.