Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 17 страница
Факты эти достаточно ясно свидетельствуют о том, что мысль Моргана, преодолевая религиозную идеалистическую традицию, в которой он был воспитан, развивалась в материалистическом направлении.
Свой первый труд Морган начинает с очерка истории ирокезов от времени поселения их в районе Великих озер^до утраты независимости и расселения в резервациях штата Нью-Йорк и канадской провинции Онтарио. Наряду с письменными источниками и документами автор широко использует устную традицию ирокезов. Одна из проблем, которой касается Морган,— происхождение ирокезов —до сих пор еще не решена окончательно. Излагая версию относительно недавнего (XVII в.) прихода ирокезских племен с севера, Морган вме-
сте с тем учитывает известные в то время данные, будь то редкие тогда археологические находки или даже мифы, говорящие в пользу более ранней миграции или даже автохтонного их происхождения. Морган отмечает принадлежность племен Лиги к значительно более широкой общности ирокезоязычных племен и их историческое место как последнего и высшего звена в развитии длинного ряда индейских племен северо-востока США.
Археологические исследования последних десятилетий подтвердили эти еще неясные догадки и предположения Моргана. В этом районе был открыт ряд индейских культур, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий. Хронологически последняя из них, культура оваско (названная так по озеру, вблизи которого обнаружена), характеризуется канадскими и американскими археологами как протоирокезская 29. О связи с ирокезами свидетельствует, в частности, керамика оваско. Культура оваско в X—XIII вв. прошла три фазы развития с постепенным изменением соотношения между присваивающим и производящим хозяйством в пользу последнего. Несмотря на то что собирательство, рыболовство и охота имели для предков ирокезов немаловажное значение, земледелие в XIII в. было у них уже преобладающей формой хозяйства. По-видимому, и собственно ирокезы до колонизации были преимущественно земледельческим народом.
Основная часть вступительного очерка Моргана посвящена истории возвышения Лиги, периоду так называемых ирокезских войн. На рубеже XVII—XVIII вв. Лига достигла высшей точки своего могущества, покорив большинство окружающих племен и сделав их своими данниками. В «трагедии колонизации» Лига выступала сначала как независимая сила, заключавшая союзы или воевавшая с колониальными державами. Однако постепенно, втянутая в соперничество между ними, она объективно стала орудием Англии в ее борьбе против Франции. Силы ирокезов таяли в постоянных столкновениях с французами и их индейскими союзниками. Окончательный удар Лиге был нанесен во время войны американских колоний за независимость. Поселения племен, воевавших на стороне Англии, были беспощадно разорены войсками колонистов, а англичане бросили своих союзников на произвол судьбы.
«Гражданская история» ирокезов была для Моргана лишь введением к его собственному исследованию, предметом которого он считал их социальный строй. «Целью, настоящей работы,— пишет он, является не изложение политических событий, а исследование структуры и духа управления, а также сущности учреждений, при которых и благодаря которым поучились данные исторические результаты» (гл. III кн. I). Проводя такое разделение, Морган одновременно как бы провел черту между исторической наукой и этнографией. Он обозначил границы новой науки, охарактеризовав ее предмет, к исследованию которого и приступил в следующих главах.
38 \У. А. Н и с Ь 1 е. ТЬе АгсЪаеоЬгу оГ Ке\у УогЬ ЗШе. N. У., 1965. 292
Описывая открытые им принципы социального устройства Лиги, т. е. принципы родового строя, Морган еще не полностью осознал противоположность этих принципов политической организации европейцев, с которой столкнулись ирокезы, о чем уже говорилось выше. Кроме того, он не до конца понял последствия их взаимодействия в экономике ирокезов и быстрый процесс разложения их социальных институтов под влиянием европейского капитализма. Отсюда противоречия при освещении в книге ряда важных моментов, характеризующих строй ирокезского общества. Морган не раз указывает, что ирокезские племена находятся на охотничьей стадии развития, и в то же время приводит данные о решающем значении в их хозяйстве земледелия. Он говорит о глубоко укоренившейся страсти и окезов к охотничьей жизни, которая приковала их к первобытному состоянию, и тут же с протокольной точностью описывает обряды, связанные с древнейшим культом «Трех сестер» — кукурузы, бобов и тыквы. И хотя Морган не раз отмечает важное значение для европейцев торговли пушниной, он нигде не высказывает предположения, что развитие охотничьего промысла у ирокезов в XVI—XVIII вв. было новым явлением, тесно связанным именно с этой торговлей и значительно отличавшимся от прежней традиционной охоты, целью которой было обеспечение племени мясом и другими продуктами.
С торговлей пушниной были связаны и войны. Лиги ирокезов. Отмечая это обстоятельство, Морган дает им в целом иное объяснение, видя в них продолжение исконной межплеменной розни. Он даже склонен принять на веру утверждение ирокезской традиции о 'том, что целью завоеваний ирокезов было установление всеобщего и прочного мира среди индейских племен. Стремление Моргана противопоставить высокомерному и пренебрежительному отношению белых к индейцам справедливую оценку их способностей, достоинств и заслуг приводило к некоторой идеализации Лиги и мешало ему видеть далеко зашедшее разложение отношений первобытного строя.
Следует, правда, отметить, что разобраться в этих явлениях было нелегко. Науке понадобилось целое столетие, чтобы показать конкретно подоплеку, ход и результаты ирокезских войн 80. Но если Морган и не всегда еще умел отслоить новые социальные явления, нарождавшиеся в ирокезском обществе, или новое содержание ирокезской традиции, отражавшее процесс разложения родового строя, то он по крайней мере строго следовал установленным фактам. Он не «причесывал» их, не подгонял под какую-либо логическую гхему и считал, очевидно, необходимым воспроизведение противоречивших друг другу данных, которые еще не могли быть удовлетворительно объяснены. В этом сказались величайшая добросовестность и глубокое понимание Морганом задач науки.
Источники, на которые опирался Морган, отражали состояние далеко зашедшего разложения первобытнообщинного строя у ирокезов.' Вовлечение их в меховую торговлю, связанные с этой торговлей
30 С-. Т. Н и и I, ТЬе \7агз оГ Ош 1годио1з. А 8(;ис1у ш 1п1егпа*1опа1 ТгаДе ГЫаИопз. МасЦзоп, 1960.
войны и покорение соседних племен, сбор с них дани, а также взимание пошлины за провоз пушнины через территорию Лиги, наличие рабства — все это вело к ускоренному развитию имущественного и социального неравенства среди ирокезов. Усиливались позиции племенной аристократии, ее ряды стали попол яться предприимчивыми воинами, возглавлявшими военные отряды ирокезов, совершавшие набеги на соседей. Этот новый слой аристократии — вожди, хотя и стоял на низшей ступени иерархии, часто обладал не меньшей фактической властью, чем сахемы.
Следствием разложения родового строя была и утрата женщинами прежнего высокого положения в ирокезском обществе. При сохранении матрилинейной родовой организации, наследования имущества по материнской линии, а должностей — в материнском роду женщины были устранены от непосредственного участия в управлении обществом. Словом, в социалы ом устройстве ирокезов наблюдался комплекс явлений, характеризующих этап разложения первобытнообщинного строя и получивших впоследствии название военной демократии. Процесс разложения родового строя у ирокезов начался именно с тсго события, которое Морган считал вершиной развития этого строя,— с образования Лиги. Как отмечал Энгельс, уже образование союза племен знаменовало «начало... разрушения родового строя» зх.
Вернемся к главному открытию, сделанному Морганом в этой своей первой большой работе. Начав с исследования самого крупного и сложного социального образования у ирокезов, он сумел выделить основную структурную единицу ирокезского общественного строя — род. Ни тот факт, что Морган пользовался традиционным словоупотреблением для обозначения этой общественной формы (1пЬе — «племя»), ни то обстоятельство, что он считал ее специфической формой только ирокезского общества, не умаляют принципиального значения его открытия. Ведь создание специальных терминов для вновь обнаруженных явлений не всегда непосредственно следует за их открытием. Что касается мнения Моргана об уникальности рода, то он просто не располагал другими примерами и не мог делать иных выводов.
В своей книге Морган подробно и разносторонне осветил быт ирокезов. Значительное место уделил он также описанию религиозных представлений и обрядов ирокезов. Точность и полноту его характеристик единодушно отмечают позднейшие исследователи. Небезынтересен вопрос о том, в какой мере принадлежность Моргана к протестантской религии отразилась на его подходе к этой стороне жизни ирокезов. На первый взгляд может показаться, что Морган исходит именно из христианских убеждений, начиная гл. I кн. II фразой: «Ум человеческий по природе своей полон религиозных устремлений». Но в то же время он завершает эту главу тем, что приравнивает воздействие, которое оказала языческая вера на мораль
31 Ф. Э н г е л ь с.' Происхождение семьи, частной собственности и государства.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 21, с. 99.
и поведение ирокезов, к влиянию христианского вероучения на его последователей. Такой вывод несовместим с позицией доброго христианина. Поскольку религиозные представления индейцев носили политеистический характер, Морган сравнивает их с религией древних греков и странным образом не находит при этом большего авторитета, чем Эпикур — выдающийся материалист и атеист древнего мира. Кроме того, Морган в ходе изложения постоянно объясняет верования ирокезов их социальными условиями, что характерно для материалистического подхода к проблеме религии. Еще более отчетливо Морган сформулировал свой подход к описываемым явлениям в начале кн. III, где он рассматривает материальную культуру ирокезов: «Изделия народа,— пишет он,— раскрывают его социальную историю. Они говорят языком безмолвным... открывая неписаную историю представляемой эпохи».
Следует, конечно, отметить и определенную непоследовательность в применении материалистического подхода к объяснению ряда явлений социальной жизни ирокезов.
Подытоживая значение первого труда Моргана, нужно сказать, что он провел комплексное исследование общественного строя, экономики, демографии, быта, духовной и материальной культуры ирокезских племен. Он детальнейшим образом изучил природное окружение ирокезов и фактически впервые дал характеристику приспособленного к этой среде определенного хозяйственно-культурного типа. Он также показал процесс взаимодействия первобытной общности с буржуазной цивилизацией. По ходу своего исследования Морган создал основу конкретной и специфической методики этнографии; как уже отмечалось, с монографией «Лига ирокезов» появилась и этнографическая наука.
Сказанным, однако, не исчерпывается значение данного труда. В нем были заложены основы и другой науки — истории первобытного общества. Точки роста этой новой отрасли знания, ее отправные положения — это понятия рода и общины с ее коллективной собственностью. Если контуры первого из этих понятий достаточно четко им обрисованы, то второе лишь слегка намечено. Описывая жизнь ходеносауни — «людей Длинного дома»32, в котором проживало 10—12 семей, Морган сообщает: «Они в полной мере осуществляли принцип „обобществленной жизни". Все, что давали охота, земледелие, природа, все, что добывалось любым членом объединенных семей, шло на пользу всех, так как все их запасы были общими. В общем хозяйстве пища готовилась в определенные часы и была доступна всем» (гл. VI кн. II). Морган сообщает также, что «ни один человек не мог получить неограниченного права на владение землей, так как по законам ирокезов это право принадлежало всему народу» (там же). Описывая эти основы первобытнообщинного строя, Морган прослеживает также их связь с брачными и семейными отношениями у ирокезов. Таким образом, в руках Моргана этнография становилась
32 Или, как переводит Е. Э. Бломквист, «народ возможного к удлинению дома». См.: Индейцы Америки.— Труды Института этнографии. Нов. сер. Т. 25. М., 1955, с. 83.
ключом к тайнам первобытного общества. Но к его познанию был сделан лишь первый шаг.
Есть еще один важный аспект в книге Моргана — его попытка найти средства для защиты ирокезов от посягательств агрессивного буржуазного общества и обеспечить их будущее развитие. Морган отдавал себе отчет в том, что бесконтрольное хозяйничанье рыцарей наживы может очень скоро привести к гибели ирокезов. Он обвинял правительство в бесчестной и насильственной политике по отношению к индейцам, политике, которая остается «вечным пятном на гербе... республики», предупреждал своих соотечественников, что в будущем им придется держать ответ перед человечеством за преступное отношение к индейцам. Но путь к спасению индейцев он видел в постепенном приобщении их к той же угнетающей их цивилизации. Морган полагал, что с помощью просвещения, насаждения христианства, филантропии, постепенного приучения индейцев к земледелию и другим простым видам производительного труда они могут быть «подняты» до цивилизованного уровня и влиться к конце концов в состав "американского народа.
История индейцев в США показывает, что в условиях буржуазной цивилизации их положение мало изменилось к лучшему. Значительная часть их по-прежнему живет в резервациях. Спустя 100 лет после махинаций Огденской компании, против которых боролся Морган, другая компания отняла у того же племени сенека 9000 акров пойменных земель в долине р. Кинзуа-Крик, которые понадобились для сооружения плотины, и конгресс США снова не посчитался ни с желанием индейцев, ни с договорами, ранее ратифицированными самим же конгрессом38. И все же за последние десятилетия в положении •индейцев произошли некоторые сдвиги, но не столько благодаря усилиям филантропов, сколько в силу сближения племен, стремления к созданию индейских организаций в масштабе всей страны, т. е. вследствие нарастания сопротивления самих индейцев.
После второй мировой войны численность индейцев в Соединенных Штатах стала быстро расти. Между 1950 и 1980 гг. она увеличилась почти в четыре раза, достигнув 1,4 млн. человек. Этот рост, свидетельствующий об укреплении жизнеспособности индейских народов, почти исчезнувших в начале века 34, порождает серьезные, прежде всего экономические, трудности для индейцев. Площадь принадлежащих им земель сохраняется на прежнем уровне, и малоземелье стало участью большинства индейцев, живущих в резервациях.
К тому же им фактически удается обрабатывать лишь незначительную %асть своих земель, так как обработка всей земли требует больших капиталовложений. Поэтому в последние два десятилетия наблюдается сильный отток индейского населения из резерваций.
33 У Н. Ф в н т о н. Ирокезы в истории. Североамериканские индейцы. М.,
1978, с. 154.
34 До начала XX в. численность индейцев неуклонно сокращалась и со
ставляла к этому времени менее 200 тыс. человек (С. И. Б р у к. Население
мира. Этнодемографический справочник. М., 1981, с. 807).
Индейцы уходят в города в поисках работы по найму. Некоторым
семьям удается обеспечивать существование лишь за счет сочетания
занятия сельским хозяйством с приработками на временной работе.
В то же время происходит заметная имущественная дифференциа
ция в среде индейцев. Мелкие фермы, площадь которых не достига
ет даже минимума, необходимого для жизнеобеспечения, соседст
вуют с фермами в 500—100 акров. ^
Усилилось также наступление монополий на индейские земли. В послевоенные десятилетия это особенно видно на примере Аляски, где были найдены богатые залежи нефти. Проживающие здесь индейцы-атапаски лишились многих охотничьих и рыболовных угодий.
Правительственные субсидии, которые частично компенсируют утраты индейцев, имеют здесь, как и в других штатах, отрицательные последствия. Социальное развитие индейских поселений оказывается в зависимости от ассигнуемых сумм. И когда администрация, как, например, после избрания президентом Р. Рейгана, резко сокращает расходы на социальные нужды, то индейцы, обладающие мизерными источниками дохода, оказываются в катастрофическом положении.
По мере изменения социального и экономического положения индейцев растет их стремление к объединению и активизируется борьба за свои права. С 1924 г., когда государственным законом индейцы были впервые признаны полноправными гражданами США, в стране возникали общеиндейские организации, ищущие пути для решения проблем, стоящих перед коренным населением Америки. Позиции этих организаций были различными — от консервативной до реформистской и даже до левоэкстремистской,— но все они придерживались лозунга паниндеанизма. Заметную веху в деятельности индейских организаций составила работа основанного в 1944 г. Национального конгресса американских индейцев, поддержавшего «новый курс» Франклина Рузвельта.
Попытки некоторых американских политиков, направленные на ликвидацию договоров, заключенных правительством США с индейцами, вызвали с их стороны волну протеста. Большую роль в активизации борьбы индейцев сыграла конференция представителей 210 племен в Чикаго в 1961 г. Вскоре образовался Национальный совет индейской молодежи, выступивший за автономию индейцев. В 1968 г. возникла новая прогрессивная организация Движение американских индейцев.
Начались активные выступления против нарушений прав индейцев. В 1969 г. группа индейцев заняла в знак протеста пустующую тюрьму на о-ве Алькатрас. В 1972 г. был организован поход в Вашингтон «тропой нарушенных договоров». В 1973 г. в Вундед Ни индейцы организовали героическое сопротивление при попытке захватить их земли.
Индейцы борются не только за свои экономические и политические права, но и против деэтнизации, которую влечет за собой политика американских господствующих классов. Они ищут такой
путь приобщения к современной цивилизации, который позволит им объединиться и сохранить ценности своей самобытной культуры. Цели индейцев находят отклик у многих прогрессивных американцев, и в первую очередь у коммунистов, включивших в свою Программу пункт о полной поддержке требований индейского народа 35.
Если Морган и не мог предвидеть всего хода событий и его книга не оказала непосредственного влияния на положение индейцев, все же само ее появление имело важные последствия для решения расового вопроса. Ведь Морган провозгласил и научно обосновал в ней равенство рас и сделал это как раз тогда, когда европейская буржуазия стала поднимать на щит книгу французского аристократа Артю-ра Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», ничего общего с наукой не имеющую. Так в середине прошлого века наметились два подхода, две линии по одному из важнейших для всего человечества вопросов. Линия Гобино вела к фашизму, линия Моргана вела к марксизму.
«Книги имеют свою судьбу»,— гласит древняя пословица.
Мы постарались проследить судьбу замечательной книги, которая принесла и принесет еще немало пользы человечеству.
Своя судьба и у русского издания книги. Ее перевод с английского осуществила еще в 1937—1938 гг. Е. Э. Бломквист (1890—1956), известный этнограф, сотрудница Музея антропологии и этнографии в Ленинграде, автор ряда исследований об индейцах Северной Америки 36. Над подготовкой рукописи к публикации впоследствии работала заведующая сектором Америки в Институте этнографии АН СССР в Москве и редактор журнала «Советская этнография» Ю. П. Аверкиева (1907—1980) 37 с сотрудниками сектора.
Настоящее издание является, таким образом, результатом многолетнего труда советских ученых.
Н. Б. Тер-Акопян
35 Новая Программа Коммунистической партии США. — США: экономика, политика, идеология. 1970, № 12, с. 85.
38 О ней см. «Советская этнография», 1956. № 4. 37 О ней см. там же, 1977, № 6; 1980, № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии .................................................................................................... 5
Предисловие .... I............................................................................................... 9
Книга I. Структура Лиги
Глава I
Вступительный очерк.— Происхождение ирокезов.— Образование Ли
ги.— Сношения с европейцами.— Войны с индейскими нациями.— Вой
ны с французами.— Миссионеры-иезуиты.— Численность ирокезов.—
Верность англичанам.— Разгон наций.— Современное положение. —
Будущие перспективы............................................................................................. 11
Глава II
Индейская география.— Родина ирокезов.— Границы наций.— Тропы. —
Индейская карта.— Ходеносауни.— Названия наций.......................................... 27
Глава III
Интерес к нашим предшественникам.— Охотничья стадия.— Непостоян
ство ее институтов.— Происхождение Лиги.— Сахемства.— Наследст
венные звания.— Совет Лиги.— Равенство сахемов.— Вожди.— Воен
ные предводители.— Влияние народа.— Единство расы..................................... 35
Глава IV
Деление на племена.— Семейные связи.— Происхождение по женской
линии.— Степени кровного родства.— Право наследования сахемств.—
Имена.— Сущность племени.— Равенство наций.— Национальные проз
вища.— Выборность должности вождя.— Выбор в вожди выдающихся
людей.— Стабильность олигархии......................................................................... 48
Глава V
Советы ирокезов.— Влияние общественного мнонпя.— Ораторское ис
кусство.— Гражданские советы.— Единогласие.— Траурные советы.—
Вампум.— Празднества.— Религиозные советы................................................. 61
Глава VI
Виды правления.— Прогресс правления от монархии к демократии.—
Примеры из обзора греческих институтов.— Лига — олигархия.— Свобо
да народа.— Стабильность Лиги.— Перспективы ее в эпоху открытия.—
Ее упадок.................................................................................................................. 72
Книга П. Дух Лиги
Глава I
Религия ирокезов.— Вера в Великого духа.— Злой дух.— Не'-по, Громовержец.— Гэо (С-а'-о), Дух ветров.— Три сестры.— Невидимые помощники.— Ведьмы.— Легендарная литература.— Бессмертие души.—
Возмездие в будущей жизни.— Нравственное чувство.— Погребальные
обряды.— Обитель Великого духа.— Вашингтон.— Духовность их
веры.— Ее влияние.............................................................................................. 82
Глава II
Культ ирокезов.— Хранители веры.— Благодарение клену.— Праздник посева.— Праздник ягод.— Праздник зеленой кукурузы.— Праздник жатвы.— Празднование Нового года.— Жертвоприношение белой собаки.— Обращение к Великому духу.— Влияние их культа ... 18
Глава III
Новая религия.— Ганеодийо (Са-пе-о-сИ'-уо), Учитель.— Мнимое откро
вение.— Сосехэйва (Зозе-Ьа'-чуа), его преемник.— Речь Дэйатгейдосе (йа-
аЧ-#а-(1о8е). — Речь Сосехайвы.— Учение новой религии................... 120
Глава IV
Национальные пляски.— Воздействие пляски.— Костюмы.— Военная
пляска.— Речи при Военной пляске.— Великая пляска пера.— Пляска
с притоптыванием.'— Рыбья пляска.— Пляски в честь умерших.— Кон
церты ....................................................................................................................... Ш
Глава V
Национальные игры.— Битье об заклад.— Игра в мяч.— Игра в дроти
ки.— Игра в бляшки из оленьего рога.— Игра в снежную змею.— Игра
в снежную лодку.— Стрельба из лука.— Игра в персиковые косточки. —
Увлечение играми............................................................................................... 155
Глава VI
Индейское общество.— Укрепление селений в старину частоколом.— Дом из коры.— Брак.—Любовная страсть индейцам неизвестна.— Развод.— Права собственности.— Гостеприимство.— Уголовный кодекс.—' Верность договорам.— Употребление вампума.— Обычаи войны.— Отсутствие обмена пленными.— Усыновление.— Охота.— Индейская жизнь 106
Книга III. О Лиге
' . Глава!
Изделия ирокезов.— Их ремесленные способности.— Индейское гон
чарство.— Глиняные сосуды.— Мокасины.— Боевая дубипка.— Тома
гавк.— Изготовление веревок.— Сосуды из] коры.— Челнок из ко
ры.— Студка для зерна.—Кукуруза.— Табак.— Лыжи.— Индейское сед
ло.— Различные изобретения.— Плетение корзин,— Одежда.— Детская
люлька.— Распространенность индейских искусств.— Совершенствова
ние ирокезов.......................................................................................................... 184
Глава II
Язык ирокезов.— Алфавит.— Имя существительное.— Прилагатель
ное.— Степени сравнения.— Артикль.— Наречие.— Предлог. — Виды
склонения.— Глагол.— Полнота спряжения.— Образование предложе
ний.— Молитва господня.................................................................................. 209
Глава III
Индейская география.— Как даются названия.— Главная тропа.—
Ее направление.— Коланека (Ко-1а-пе'-^а).— Великая дорога через мате
рик.— Происхождение слова «Ниагара».— Тропа Онтарио.— Тропа Дже-
неси.— Тропа Конхоктон.— Тропа Сусквеханны.— Индейские гонцы.—
Ирокезская карта................................................................................................. 220
Глава IV
Будущее индейцев.— Их перевоспитание.— Миссионерские школы.— Христианская партия.— Государственные школы.— Будущее гражданство.— Заслуги миссионеров.— Права собственности.—• Несправедливость пренебрежительного отношения к индейцам.— Система управления.— Долг американского народа.— Департамент по делам индейцев 236
Приложение I. Объяснение карты......................................................................... 245
Приложение II. Таблица спряжения глагола С-е'-уазе, «я стреляю», на
диалекте сенека................................................................................................. 264
Примечания.................................................................................................................. 268
Послесловие................................................................................................................. 277
Л. Г. Морган
М 79 Лига ходеносауни, или ирокезов. Пер. с англ. Е. Э. Бломквист. Послесл. и примеч. Н. Б. Тер-Ако-шгаа. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
301 с. с ил. (Этнографическая библиотека)
«Лига ходеносауни, или ирокезов» — первая значительная работа выдающегося американского ученого Л. Г. Моргана, в которой он обобщил результаты многолетних исследований истории, социального строя, быта, материальной и духовной культуры ряда племен североамериканских индейцев и заложил основы этнографической науки. В монографии показаны губительные последствия дня американских аборигенов капиталистической колонизации.
Учение о родовом строе, изложенное Л. Г. Морганом в развернутом виде в последующих работах, было впоследствии обобщено Ф. Энгельсом в его классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На русский язык переводится впервые.
Льюис Генри Морган