Тема 6. Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы человечества – это проблемы, которые возникли во второй половине 20 века и отрешения которых зависит дальнейшее развитие всего человечества.
1. Предотвращение войн и сохранение мира.
2. Преодоление экологического кризиса.
3. Борьба со стихийными бедствиями, терроризмом, наркоманией, избавление человечества от наиболее опасных болезней.
4. Смягчение сложной демографической ситуации (падение рождаемости в странах Запада, рост рождаемости в отсталых странах)
5. Преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов мира.
6. Обеспечение продовольствием всех народов мира.
7. Освоение космоса и Мирового океана.
Отличительные черты глобальных проблем:
1.Масштабы выходят за рамки одного государства
2. Все проблемы тесно связаны друг с другом.
3. Остро проявляются
4. Актуальны для всех стран
5. Возможность их решения только усилиями мирового сообщества
Тема 7. Человек, личность.
Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек – существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем тесно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слито воедино.
Биологическая природа человека проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.
Социальное в человеке – только в обществе, общении с другими людьми происходит формирование речи, проявляется способность мыслить.
Отличие человека от животного
1. Человек способен производить и использовать орудия труда
2. Мыслит.
3. Обладает речью.
4. Способен к целенаправленной деятельности, творчеству, преобразованию окружающего мира.
Индивид | Индивидуальность | Личность |
Отдельно взятый представитель всего человеческого рода | Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств ( неповторимость психики, внешний облик, манеры поведения, характер) | Социально и духовно развитый человек. Выражает особые только ему свойственные общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, которые проявляются в разнообразной деятельности |
Тема 8. Деятельность человека, ее основные виды.
Деятельность – способ отношений человека к внешнему миру, характерный только для людей.
Виды деятельности:
1. Практическая (материальная) – создание вещей, материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей.
2. Духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
3. Экономическая
4. Политическая
5. Социальная
6. Моральная - аморальная
7. Законная - незаконная
8. Массовая
9. Коллективная
10. Индивидуальная
11. Творческая
12. изобретательская и др.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития: игра, общение, учение, труд.
В деятельности происходит самореализация личности (т.е. процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей…)
Тема 9.Познание
Познание – процесс познания человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей развития.
Результат познания – знание.
- Органы чувств помогают человеку познать окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, представлений;
- Язык, речь позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки; составлять понятия (мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса). С помощью суждений (мысль утверждающая, или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе) и умозаключений (несколько логически связанных между собой суждений)
Цель познания – истины :
- очевидные истины – личный опыт, опыт близких людей
- неочевидные – научное познание.
Человек, в отличие от животного, существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать.
Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, качеств и места среди других людей.