Тема 9. Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной ли­тературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы совре­менности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и уг­лубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Тема 9. Глобальные проблемы человечества - student2.ru

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

    Главные (приоритетные) глобальные проблемы    
  Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны     Преодоление отсталости развивающихся стран  
Экологическая Демографическая
Энергетическая Сырьевая
Продовольственная Использования Мирового океана
ч   Мирового освоения космоса »/  
               

Основные направления разрешения глобальных проблем

Формирование нового пла­нетарного сознания. Вос­питание человека на прин­ципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, ус­ловий, приводящих к воз­никновению и обострению проблем

Концентрация усилий всех стран по решению глобаль­ных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейщих экологических технологий, общего мирово­го центра по изучению гло­бальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации

Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений

Четкая международная система прогнозирования С учетом наличного уровня общественного развития и осо­бой остроты стоящих перед человечеством глобальных проб­лем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

— Пессимистические прогнозы («экологический песси­мизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления та­ких мер, которые реализовать практически невозможно (на­пример, приостановка роста населения, отказ от техничес­кого и технологического прогресса, снижение уровня потреб­ления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-тех­нический оптимизм») обосновывают тем, что научно-тех­нические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проб­лем. Условием для этого является принятие мировым сообще­ством концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природ­ной среды существования человечества.

Образец задания

Найдите в приведенном ниже списке глобальные про­блемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ». Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной — можно выделить две основные сфе­ры существования и развития культуры.

    Культура    
         
         
Материальная культура   Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и яв­лений материального мира, с изменением физической природы человека: матери­ально-технические средст­ва труда, коммуникация, культурно-бытовые соору­жения, производственный опыт, умения, навыки лю­дей и др.   Совокупность духовных ценностей и творческой де­ятельности по их производ­ству, освоению и примене­нию: наука, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право и др.
             

Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Наши рекомендации