Анна Александровна Косарева, 2012-2013

Список вопросов по курсу «Зарубежная литература XIX-XX вв.» для студентов 2 курса факультета искусствоведения и культурологии (очн.отделение)

1. Социально-политические и философские предпосылки романтизма. Эстетические истоки романтизма. Эстетические принципы романтизма. Понятие романтического двоемирия. Понятие романтической иронии.

2. Йенский кружок: основные манифесты. Характеристика творчества Фридриха Шлегеля (роман «Люцинда»), Людвига Тика (новеллы «Белокурый Экберт», «Руненберг») и Новалиса (роман «Генрих фон Офтердинген», «Гимны к ночи»).

3. Гейдельбергский кружок: основные манифесты. Характеристика творчества Якоба Гримма и Вильгельма Гримма («Детские и домашние сказки»), Клеменса Брентано («Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль»).

4. Особенности берлинского кружка немецких романтиков. Характеристика творчества Генриха фон Клейста («Пентесилея») и Эрнста Теодора Амадея Гофмана (романы «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Золотой горшок», «Житейские воззрения кота Мурра»).

5. Особенности романтизма в Англии. Характеристика творчества Уильяма Блейка («Песни Невинности и Познания»).

6. Характеристика творчества поэтов «Озёрной школы»: Уильям Вордсворт («Майкл», «Нарциссы», «Нас семеро»), Сэмюэл Тейлор Колридж («Сказание о старом мореходе», «Кубла Хан»).

7. Характеристика творчества Джорджа Гордона Байрона («Каин», «Манфред», «Корсар», «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд-Гарольда»).

8. Характеристика творчества Виктора Гюго (роман «Собор Парижской Богоматери»).

9. Особенности романтизма в Америке. Характеристика творчества Эдгара По (рассказы «Чёрный кот», «Вильям Вильсон», «Убийства на улице Морг», «Золотой жук», «Колодец и Маятник»; поэзия: «Ворон»).

10. Предпосылки возникновения реализма. Эстетические принципы реализма. Представители реализма во Франции.

11. Особенности реализма в творчестве Стендаля («Красное и чёрное», «Пармская обитель», «О любви»). Определение «эготического» стиля, эволюция характера в творчестве Стендаля.

12. Особенности реализма в творчестве Оноре де Бальзака («Отец Горио», «Шагреневая кожа»). Структура и центральные человеческие типы «Человеческой комедии».

13. Характеристика творчества Проспера Мериме. Эстетика реалистической новеллы у Мериме («Кармен», «Таманго», «Двойная ошибка», «Этрусская ваза»). Особенности стиля Мериме.

14. Особенности реализма в творчестве Гюстава Флобера («Госпожа Бовари»). Теория «объективного письма».

15. Сюрнатурализм как оригинальная эстетика Шарля Бодлера. Основные циклы поэтического сборника Шарля Бодлера «Цветы зла».

16. Викторианская литература. «Викторианство» как культурный феномен. Периодизация викторианской литературы. Универсальные черты викторианского романа.

17. Характеристика творчества Чарльза Диккенса («Рождественские повести», «Большие надежды»). Периодизация и эстетика творчества Диккенса.

18. Характеристика творчества Уильяма Мейкписа Теккерея («Ярмарка Тщеславия»). Периодизация и эстетика творчества Теккерея.

19. Литературный натурализм во Франции: предпосылки возникновения и основные эстетические принципы. Характеристика творчества братьев Гонкуров (роман «Жермини Ласерте»).

20. Особенности натурализма в творчестве Эмиля Золя («Творчество», «Западня»). «Ругон-Маккары»: классификация романов, входящих в цикл.

21. Особенности натурализма в творчестве Ги де Мопассана («Пышка», «Милый друг»).

22. Эстетические принципы «новой» драмы. Характеристика творчества Генрика Ибсена («Кукольный дом») и Бернарда Шоу («Дом, где разбиваются сердца»).

23. Теория эстетизма и творчество Оскара Уайльда («Портрет Дориана Грея», «Саломея»).

24. Символизм: основные эстетические принципы. Характеристика творчества Мориса Метерлинка («Там, внутри», «Смерть Тентажиля», «Слепые»»). Эстетика «театра молчания».

25. Неоромантизм: основные эстетические принципы. Характеристика творчества Кнута Гамсуна («Пан») и Г.К.Честертона («Возвращение Дон-Кихота»).

26. Модернизм. Художественно-психологическая модель человеческого сознания в романе Марселя Пруста «В сторону Свана».

27. Интеллектуальный роман. Характеристика творчества Томаса Манна («Волшебная гора») и Германа Гессе («Степной волк»).

28. Характеристика творчества Франца Кафки (романы «Замок», «Процесс»; новеллы «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии»).

29. Мировоззренческая и эстетическая база французского экзистенциализма. Характеристика творчества Жана-Поля Сартра (роман «Тошнота», пьеса «Мухи») и Альбера Камю («Посторонний»).

30. Общая характеристика «потерянного поколения». «Потерянное поколение» в литературе США. Литература «потерянного поколения». Характеристика творчества Э.Хемингуэя («Прощай, оружие») и Ф.С.Фицджеральда («Великий Гэтсби»).

31. Эстетика американского авангардизма. Характеристика творчества Кена Кизи («Пролетая над гнездом кукушки», «Порою блажь великая»).

32. Эстетика постмодернизма. Характеристика творчества Дж.Фаулза («Волхв», «Башня из чёрного дерева»).

Наши рекомендации