Давыдова Анна Александровна

канд.пед.наук, доцент кафедры социальной педагогики

и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВПО

«Смоленский государственный университет», г. Смоленск, Россия

Модернизация современной системы образования неразрывно связана с процессом информатизации, который реализуется в форме информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов, электронных библиотек, электронных программно-прикладных средств, дидактических пособий, локальных сетей медиатек, школьных видеостудий и т.д. Несомненно, данная тенденция неизбежна и способствует формированию высокотехнологичной информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного учреждения к условиям реализации основной образовательной программы общего образования.

В то же время наблюдается стремление современных подростков и молодежи к компьютеризации не только учебной, но и досуговой деятельности, что ведет к увеличению количества уверенных пользователей ПК. С другой стороны, данная тенденция имеет и негативные последствия, проявляющиеся в том, что компьютер и виртуальная среда становятся для молодежи полноценной заменой всех других видов деятельности, и в конечном итоге это приводит к формированию устойчивой зависимости от различных гаджетов, смартфонов и других технических новинок, обеспечивающих постоянный доступ в сеть Интернет. Психологи классифицируют компьютерную зависимость как вредную привычку, разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. В психологии и смежных областях знаний – психиатрии, психотерапии – психологическую зависимость разного рода обозначают термином аддикция или аддиктивное поведение, которая понимается как «порабощающая форма поведения, часто отрицаемая самим ее носителем [4].

Основным видом деятельности людей, подверженных компьютерной зависимости, является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся прочая деятельность направлена лишь на удовлетворение физиологических потребностей, а главное – на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр действительно существует. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. По данным Computer Economics, в мире 20% пользователей страдают зависимостью от компьютера [1].

Учитывая то, что число подростков, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, проблема первичной профилактики компьютерной зависимости подростков в условиях школы требует становится все боле актуальной.

Данный вопрос неоднократно был рассмотрен во многих отечественных и зарубежных исследованиях по психологии, педагогике и медицине, например, в работах Е.А. Войскунского, М. Гриффинса, А.Е. Жичкиной, Т.Ю. Бальбот, М.Н. Степановой, Л.Н. Юрьевой, С.В. Фадеевой и других.

Именно ввиду особой значимости данной проблемы в современном обществе в требованиях стандарта второго поколения изложены новые требования, как к выпускнику школы, так и к самому образовательному учреждению. Особую роль приобретает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях взаимодействия школы с такими партнерскими институтами социализации, как семья, средства массовой информации, культура, религия и др. Для осуществления такого партнерства образовательного учреждения необходима посредническая деятельность, в качестве которой может выступать психолого-педагогическая работа.

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога (специалиста службы сопровождения образовательного учреждения), направленной на создание социально-психологических условий для решения ребёнком возникающих у него в процессе взаимодействия в образовательной среде [2].

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Выделяют следующие формы психолого-педагогического сопровождения:

• профилактическую работу;

• диагностическую работу (индивидуальная и групповая (скрининг);

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающую работу (индивидуальная и групповая);

• коррекционную работу (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности школьников, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

• проведение экспертизы (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) [2, с. 7].

Цель: предупреждение компьютерозависимых форм поведения у подростков, формирование и развитие полноценной личности, способной

Педагогические условия

Педагогические условия
Педагогические условия

Наши рекомендации