Законодательный процесс в РФ: понятие, стадии.

Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Законотворческий процесс основывается на принципах демократизма, законности, гуманизма, справедливости, научности, гласности, профессионализма, использования правового опыта, связи с практикой, своевременности

Таким образом, исходным началом законодательного процесса выступает законотворческий процесс, представляющий собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Законодательный процесс в России реализуется на двух уровнях осуществления государственной власти - федеральном и региональном.

Стадии законодательного процесса:

I. Законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение ГД законопроекта (право на совершение такого рода дейтсвий именуется правом законодательной инициативы). Согласно ст. 104 КРФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации, а так же КС РФ и ВС РФ по вопросам их ведения. При внесении законопроекта в ГД субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

• пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;

• текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы;

• перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона;

• финансово-экономическое обоснование (при необходимости материальных затрат для реализации законопроекта);

• заключение Правительства РФ (если вносится законопроект о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске гос займов, об изменении финансовых обязательств государства, иные законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета).

Документы вносятся в ГД и подлежат обязательной регистрации. С момента их регистрации инициатива считается реализованной.

II. Предварительное рассмотрение законопроектов.

В случае отсутствия явных нарушений и соблюдения требований, предъявляемых к законопроектам, Совет ГД направляет законопроект в ответственный комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Если законопроект направлен в несколько комитетов для подготовки, то Совет ГД один из них назначает ответственным. С учетом предложений последнего Совет ГД устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению.

III. Рассмотрение законопроектов в ГД.

Осуществляется в 3х чтениях, если Дума не примет иного решения в отношении конкретного законопроекта в соответствии с действующим законодательством.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета ГД направляются ее депутатам не позднее чем за 3 дня до рассмотрения на заседании палаты. При рассмотрении ГД законопроекта в первом чтении обсуждается его общая концепция, актуальность, целесообразность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта КРФ.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада представителя ответственного комитета.  Затем заслушиваются предложения и замечания депутатов и депутатских групп, иных лиц, приглашенных на заседание для участия в обсуждении.  По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; принять закон или отклонить законопроект. При отклонении законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта в первом чтении ГД может установить срок внесения его на второе чтение. Решение о принятии законопроекта в первом чтении требует простого большинства от общего числа членов палаты.

Совет ГД принимает решение о включении законопроекта во второе чтение и определяет докладчика ответственного комитета. Ответственный комитет принимает и анализирует поступившие поправки к законопроекту, составляет таблицу поправок (таблица представляет собой поправки выдвинутые фракциями) и производит подготовку законопроекта ко второму чтению. Таблицы с поправками рассылаются депутатам для ознакомления перед 2 чтением. Одна таблица поправок, рекомендованных к отклонению, вторая таблица одобренных поправок.

Во втором чтении происходит несколько голосований за поправки  решение принять или отклонить законопроект  внесение поправок в законопроект Ответственным комитетом, который дорабатывает и подготавливает окончательный текст законопроекта.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. В исключительных случаях возможно возвращение к процедуре второго чтения. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть данный ФЗ в течение 14 дней, также СФ может одобрить ФЗ по умолчанию без рассмотрения в соответствии с КРФ (ст.106, 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен, то в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. если Президент подписывает, то закон следует на обнародование и в течение 10 дней вступает в силу, если не установлен специальный срок.

IV. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.105 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 105) устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон.

По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет или отклоняет принятый ГД федеральный закон. Федеральный закон принимается простым большинством, федеральный конституционный закон и закон о поправках к Конституции РФ - квалифицированным, не менее 3/4 голосов от общего числа членов палаты. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона с указанием разногласий направляется в Государственную Думу. Постановление об одобрении закона в пятидневный срок направляется спикером верхней палаты главе государства для подписания и обнародования закона.

Преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по отклоненному Советом Федерации закону. Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет, который может рекомендовать Думе:

 - создать согласительную комиссию для преодоления разногласий;

 - принять федеральный закон в ранее принятой редакции;

 - снять федеральный закон с повторного рассмотрения

Для преодоления несогласия верхней палаты Государственная Дума должна принять закон квалифицированным большинством в 2/3 голосов, затем он в течение 5 дней направляется Председателем Думы Президенту РФ для промульгации. И это единственный случай, когда закон направляется главе государства, минуя Совет Федерации.

V. Подписание закона главой государства и официальное опубликование.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет федеральный закон, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия. Особенной является процедура принятия федеральных конституционных законов, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 Совета Федерации) и подлежат обязательному подписанию Президентом России в течение 14 дней. Таким образом, в отношении их Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

ГосДума в свою очередь может:

- принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

- снять закон с рассмотрения;

- отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Статус депутата ГД ФС РФ.

Депутаты Думы избираются населением и представляют в палате весь народ в целом. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ « О статусе члена СФ, статусе депутата ГД».

К социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

a) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты

b) ежегодный оплачиваемый отпуск;

c) зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж государственной гражданской службы;

d) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата Государственной Думы и членов их семей;

e) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

f) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу и на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

g) жилищно-бытовое обеспечение депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве.

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.

Полномочия депутата могут прекращаться досрочно в случаях:

1) его письменного заявления о сложении полномочий;

2) его избрания депутатом парламента субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа публичной власти, а равно его назначения на иную государственную или муниципальную должность РФ;

3) его поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) утраты им гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) вступления в законную силу решения суда об ограничении его в дееспособности либо о признании его недееспособным;

7) признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) его смерти.

9) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются:

a) участие в заседаниях, Государственной Думы в порядке, установленном регламентом палаты Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

b) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации

c) участие в выполнении поручении Государственной Думы и ее органов;

d) участие в парламентских слушаниях;

e) внесение парламентского запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

f) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан

g) работа с избирателями (депутаты поддерживают связь с избирателями, рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления, жалобы, и вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и общественные объединения)

h) Участие в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп в ГД.

Права и обязанности депутата ГД:

1. Депутаты ГД обязаны соблюдать этические нормы;

2. Депутаты ГД представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности;

3. Депутаты ГД имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее 1/5 депутатов ГД может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

4. Депутаты ГД пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым ГД, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются;

5. Депутаты ГД вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц;

6. Депутаты ГД вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обращаться с запросом к любому члену Правительства РФ на заседании ГД;

7. Депутаты ГД обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, КС РФ, ВС РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами;

8. Вмешательство депутатов ГД в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Наши рекомендации