Социальная работа в разных сферах

ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Лекция 14. Социально- педагогические аспекты социальной

Работы

1.Дети как особая социально - демографическая группа населения.

2. Социальная работа в системе образования.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей как объекты социальной работы.

4. Социальная работа с детьми - инвалидами.

1. В Республике Беларусь, как и в целом в мире дети - это возрастной период от рождения до 18 лет включительно. Согласно Уголовного законодательства РБ дети в возрасте от рождения до 14 лет считаются малолетними. Полная дееспособность и правоспособность человека наступает с 18 лет, частичная с 16.

Социально-экономические потрясения, имевшие место в Беларуси в 90-е гг. ХХ в. оказали негативное влияние на жизнедеятельность и функционирование как общества в целом, так и отдельных социальные слоев и возрастных групп. Безусловно, что острее всего они затронули самые незащищенные в социальном и психологическом плане социально-демографические группы, прежде всего детей и подростков. Падение престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, материально-бытовые и экономические трудности все это осложняет успешную социализацию подрастающего поколения, порождает ряд острых проблем в детской среде. К таким проблемам сегодня относятся:

1). Уменьшение численности детского населения. Так в 1993 г. в Беларуси насчитывалось 3 млн.детей; 2000 г. – 2 397 082 млн.; 2006 – 2000 800 млн., что составляло 21, 3% от общей численности населения.

2). Детская инвалидность, так как дети с особенностями в развитии более других нуждаются в социальной защите и поддержке, в получении качественного образования, в социальной реабилитации и интеграции в общество. В РБ в 2003 г. насчитывалось 30253 ребенка-инвалида (7,2% от общего числа детей).

3). Неудовлетворительное состояние здоровья детей. По итогам за 2002 год показатели заболеваемости у детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом превысили показатели 1993 года на 34,6%, у подростков - на 26,2%. Особую озабоченностьвызывает рост онкозаболеваний, прежде всего рака щитовидной железы.

4). Кризис института семьи, жестокое обращение и различные формы насилия по отношению к детям. Все это может выступать факторами детской безнадзорности, роста преступности в самой детской среде. За те или иные административные правонарушения, совершенные антиобщественные поступки в 2005 г. инспекциями по делам несовершеннолетних (ИДН) поставлено на учет 21308 подростков.

Падение социального престижа семьи обострило проблему проживания ребенка в семье, т.е. социальное сиротство Сегодня масштабы социального сиротства вызывают тревогу и озабоченность не только у специалистов, но и в целом общества и государства. По состоянию на 01.01.2006 в Республике Беларусь насчитывается 32 956 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,7 % от детского населения страны. Только за 2005 год попечения родителей лишилось 4 915 детей.

5). Детская и подростковая наркомания и алкоголизм, детской проституции и бродяжничество. Статистические данные министерства здравоохранения РБ свидетельствуют, что по состоянию на 1 .06. 2006 г. в наркологических диспансерах состояло на учете 18 056 несовершеннолетних. Употребление подростками алкоголя и наркотиков ведет к возникновению школьных и семейных конфликтов, разрыву социально-положительных связей, а также приводит к нарушению духовного и нравственного становления личности .

6). Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, интернатных учреждениях, социальных приютах: сопровождение, создание условий, близких к семейным, социальная реабилитация , социальная коррекция и терапия. Особого внимания требует вопрос постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и детских домов.

Все эти проблемы в детской среде актуализируют социально-педагогическую работу в системе образования, в частности такое ее направление как социальная защита и социальная поддержка детей и подростков.

За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Совершенствуется нормотворческая деятельность по приведению нормативных правовых актов в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

В Республике Беларусь в качестве государственной правовой базы социальной защиты детства и социальной работы в системе образования выступает прежде всего Конституция РБ, Закон РБ «О правах ребенка», принятый в 1993 году, Закон РБ об образовании, Кодекс РБ о браке и семье. В 1995 году утверждается первый Национальный план действий по защите прав детей на 1995-2000 гг., а спустя год создается Национальная Комиссия по правам ребенка.

Социальная защита детства рассматривается как целенаправленная, социально регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных и духовных мер, обеспечивающих условия и ресурсы достаточные для нормального физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.

С целью повышения эффективности системы защиты и охраны детства Постановлением Совмина РБ от 18 декабря 2003г. за № 1661утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг. Реализация основных мероприятий Национального плана направлена на создание благоприятных условий для жизни и развития детей; совершенствование механизма и координации усилий по защите прав детей; повышения уровня информированности по правам ребенка; укрепление здоровья детей; обеспечение качественного образования; защиту детей от насилия.

Важной основой защиты детства выступаетпринятая в 2006 г. Президентская программа «Дети Беларуси на 2006-2010 гг.», которая является третьей по счету. Программа включает в себя ряд подпрограмм: «Социальная защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». Приоритетной целью программы является обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования в ценах 2006 года составят 1407,667 млрд. рублей. Значительным шагом в нормативном правовом обеспечении работы по защите прав детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”.

3.Особую роль в решении вопросов социальной защиты детей, в их успешной социализации должна сыграть система образования, в которой работают такие специалисты как социальные педагоги, специалисты по социальной работе практическая деятельность которых в основном сориентирована на работу с семьями и детьми.

Известно, что главная цель социальной работы — способство­вать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потреб­ностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Республике Беларусь, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресур­сов, культурных и исторических традиций; направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Вместе с тем отчуж­денность и разобщенность участников учебно-воспитательного про­цесса, его абстрактность и отстраненность от реальной жизни, де­ятельности и личности ученика (учителя), преподавателя (студен­та) создают дефицит духовности и гуманности, что, может, проявиться в формах девиантного и делинквентного поведе­ния подрастающего поколения, жизненной несостоятельности зна­чительной части молодежи, ее социальной пассивности и безответственности.

Сегодня назначение образования заключается не только и не столько в вооружении подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками для последующей взрослой жизни, сколько в формировании у детей, подростков и молодежи социальной компетентности, помощи им в успешной социализации и интеграции в общество.

Выделяют ( Фирсов М.В.) следующие социально-педагогические аспекты социальной работы в системе образования:

* дошкольное воспитание (уход, воспитание, обучение в детских садах, школьных подготовительных классах). Предметом заботы специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях когда ребенок по каким-либо причинам терпит социальные и материальные лишения. Задача специалиста в таких случаях – разработка профилактических мер и устранение симптомов семейного неблагополучия. Специалист по социальной работе выполняет посредническую миссию между учреждением и семьей, ребенком и воспитателями. Если решение проблемы требует участия других специалистов ( медиков, психологов, работников милиции и др.) он вправе обращаться в другие социальные институты при делегировании ему соответствующих полномочий;

* работа с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультирование по различным вопросам, помощь в выборе профессии и т.д.);

* воспитание в детских домах, интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, социальных приютах (воспитание, сопровождение, создание условий близких к семейным, социальная реабилитация, социальная коррекция и терапия);

* социально-педагогическая помощь семье;

* социальная работа в техникумах, колледжах, вузах. Работая в учреждениях обеспечивающих получениеначального, среднего или высшего профессионального образованияспециалист посоциальной работе дол­жен учитывать возрастные особенности своих клиентов ; понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в учебе и сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользо­ваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. Приоритетными направлениями социальной работы должны стать помощь учащимся и студентам в успешной адаптации к учебному заведению; поддержка молодой семьи; формирование культуры здорового образа жизни и профилактика правонарушений; информирование учащихся и студентов об их правах и социальных гарантиях; создание благоприятных условий для обучения и проживания в общежитиях; помощь в разрешении конфликтных ситуации и др.Объектами заботы специалиста являются, прежде всего социально-незащищенные слои молодежи: дети-сироты, учащиеся и студенты из многодетных и малообеспеченных семей; студенты, имеющие детей; лица с ограниченными возможностями и др. О возможностях своих клиентов специалист по социальной работе должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.Организацию социальной работы в системе начального и среднего профессионального образования, а также в вузах целесообразно осуществлять через деятельность социально-психологических служб.

* социальная работа в школе.

Назначение социальной работы в школе - это содействие переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социально-профилактическим, т.е. к предупреждению неблагополучия в разных сферах жизнедеятельности ребенка.

Трудности и проблемы, с которыми, по разным причинам, может сталкиваться ребенок в системе образования, в частности в обучении и воспитании, приводят к различным формам девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи, к росту несовершеннолетних матерей-одиночек, к бездуховности и безнравственности.

Актуальной для системы образования, а следовательно и для социальной работы в системе образования, является проблема полноценного и качественного образования детей. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе :

* проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания педагогов, социально-педагогических служб – детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот, детей из многодетных и социально-неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки таких детей очерчены четко: социально-бытовая и материальная помощь, обеспечение витальных (жизненных) потребностей, решение сегодняшних проблем.

* проблема неуспевающего ученика, которая сегодня выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится острой социальной проблемой. В данном случае речь идет не о детях с отклонениями в развитии, а об учащихся школы с нормальным интеллектом, и тем не менее испытывающим трудности в обучении, которые приводят к нарушению социальной и психологической адаптации, неуспеваемости, недисциплинированности, правонарушениям и т.д.

Сегодня уже очевидно, что проблему неуспевающих учеников представляется возможным успешно решить только при совместной интеграции усилий медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др. специалистов. Цель такой интеграции – разработка комплексных рекомендаций родителям, педагогам по организации помощи детям со школьными проблемами.

Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неод­нозначностью, многовариантностью. Выделяют две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других, которые приводят к школьным трудностям и проблемам*.

1).Экзогенные (внешние) причины - это условия в которых развивается и растет ребенок. Они имеют как положительное так и отрицательное влияние, в частности, могут приводить к социальной депривации, что будет способствовать отставанию в функциональном и психическом развитии ребенка. Выделяют и такие внешние причины как: ______________

* Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.201.

экологические условия; педагогические факторы (личность педагога, школьное окружение, отсутствие педагогической культуры у родителей).

2). Эндогенные ( внутренние ) факторы связаны с отклонениями в физическом развитии; нарушении состояния здоровья; отклонениями в психическом развитии.

3).Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) причины в комплексе. Комплексность школьных проблем предполагает обязательную интеграцию усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке мер и мероприятий по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки детям и родителям, а также педагогам школ. Такую интеграционную функцию и может выполнять специалист по социальной работе. Он призван помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных на работу с учащимися, в интеграции различных учреждений по оказанию помощи школе и детям, в организации и реализации социально-реабилитационных и профилактических программ, в создании условий благоприятных для развития личности школьника. Позитивную роль специалист по социальной работе может сыграть в повышении эффективности взаимодействия школы и семьи; школы и других социальных институтов, заинтересованных в улучшении качества учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования разного типа.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внима­ние в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Ее цель- устранение препятствий, которые осложняют или мешают процессу социализации школьника; развитие процесса опережающей социализации с целью ознакомления детей с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами; участие в педагогическом разрешении конфликтных ситуаций, в предупреждении конфликтов; помощь детям в преодолении школьных неудач; в профессиональном самоопределении.

Наиболее эффективной формой организации социальной работы в школе является социальная служба. Постановлением Министерства образования РБ от 27.04. 2006 № 42 утверждено Положение о социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования. Ее назначение- организация активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учащихся и родителей между собой, так и различных социальных учреждений со школой. СППС призвана решать следующие задачи:

организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится всоциально опасном положении; содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении; предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни; повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения. Содержание деятельности социальной службы будет определяться особенностями школьного контингента, окружающей социальной среды, квалификацией специалистов социальной службы, запросами педагогического и детского коллектива, а также родителей.

Основными принципами деятельности СППС являются: многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога; приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников; личностно-ориентированный подход; гуманистический характер деятельности; доступность; конфиденциальность; коммуникативность; организация взаимодействия с различными институтами, получение разнообразной информации, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи; оперативность – быстрое разрешение и профилактика социальных проблем; автономность – независимость от школьной администрации.

Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования выполняет ряд функций, основополагающими среди которых следует назвать:

содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации; социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников; разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении; организацию работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении; осуществление профилактической работы по предупреждениюсоциального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми инасилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек,асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.

Приоритетными направлениями деятельности школьных служб являются: социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей; социально-педагогическая поддержка ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, поведении в школе и дома; социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация детей; организация социальной помощи нуждающимся детям; оздоровление семейной среды. В поле зрения социального работника находятся динамика посещаемости школы учащимися, ус­певаемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями.

Социальная работа в системе образования может осуществляться в разнообразных формах и с помощью различных методов: групповая работа со школьниками вне занятий ( ролевые игры, тренинги, дискуссии и т.д.); работа с родителями, представление их интересов; консультирование; супервизорство; социально-педагогическое сопровождение; организация досуговой деятельности детей; индивидуальная работа.

В должностные обязанности социального работника, осуществ­ляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образова­ния в котором в большей степени соответствует его особенностям ; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незакон­но заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие де­тям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школь­никам); организация во внеурочное время социальной учебы уча­щихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых про­блем, а также различных массовых мероприятий — благотворитель­ных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др*.

4.Проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. По состоянию на 01.01.2007 в Республике Беларусь насчитывается 32, 5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Половина из них воспитывается в замещающих семьях ( опекунских, приемных, детских домах семейного типа), еще 35% находятся под государственной опекой в детских интернатных учреждениях. Результаты анализа банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, показывают, что 85 – 95% из них – «сироты при живых родителях».

Согласно Закона РБ « О гарантиях по социальной защите детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (Принят Палатой представителей 1 декабря 2005 г.) гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей распространяются на:

· детей-сирот – лиц возрасте до 18 лет, у которых оба или единственный родитель умерли;

· детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот) – лица в возрасте до 18 лет

· Лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевших к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей либо основания для его приобретения и обучающиеся в ПТУ, техникумах, колледжах , вузах или других учебных заведениях.

Основанием для социальной защиты детей-сирот является приобретение статуса ребенок-сирота, который приобретается на

основании документов о смерти обоих или единственного родителя.

Основанием для социальной защиты, детей, оставшихся без родительского попечения является приобретение статуса дети, оставшиеся без родительского попечения.Такой статус приобретается на основании:решения суда о лишении родительских прав; об отобрании ребенка без лишения родительских прав;решения

суда о признании родителей (родителя) недееспособными; о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;решения __________________

*Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – С.257

суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими ; об объявлении родителей (родителя) умершими;совместного акта организации здравоохранения и органов внутренних дел об оставлении ребенка в учреждении здравоохранения;письменного заявления родителей (родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе от него и их (его) раздельном проживании с ребенком;акта органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями свидетельства о смерти; копиями решения суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании родителей безвестно отсутствующими, объявлении умершими; медицинскими документами о продолжительной болезни родителей и др.

Исследование проблемы социального сиротства, свидетельствует, что это явление, обуславливается рядом причин и факторов. Среди которых ведущее место занимает кризис семьи и нестабильностью семейно-брачных отношений.

Способствовал развитию социального сиротства и экономический кризис 90-х гг. ХХ в., который затронул, прежде всего, наиболее слабые слои общества, привел к распространению алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей. Все это создавало благоприятную почву на которой произрастало детское неблагополучие , безнадзорность.

Определенную роль в росте числа детей, оставшихся без попечения родителей сыграл и такой фактор, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, загрязнение окружающей среды. Это обстоятельство провоцирует рост числа детей-инвалидов, детей с нарушениями психофизического развития, что вызывает растерянность родителей и побуждает некоторых из них бросать детей. Так, в Витебской области врожденные аномалии (пороки развития), деформации, хромосомные нарушения в 2002 году были зафиксированы у 4% родившихся детей, в 2005 – у 6% новорожденных.

Кроме вышеперечисленных факторов, к росту социального сиротства ведут также и такие причины как: нарастание миграции населения: в ряде случаев между детьми и родителями, долгое время проживающими раздельно, нарушаются всяческие связи, что позволяет причислить их к категории «скрытых» социальных сирот; отсутствие целенаправленной работы по формированию ответственности и сознательного родительства, подготовки молодежи к вступлению в брак и к семейной жизни; отказничество, которое приводит к раннему социальному сиротству; увеличение числа детей, рожденных вне брака (в 1995 году количество рожденных детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, составляло 13631; в 2005г.– 21778 детей); разводы родителей ( в результате распадов семей ежегодно в нашей республике 40 - 45 тысяч детей остаются без одного из родителей).

Среди общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, растет и число детей, отобранных у родителей по решению суда без лишения родительских прав. Причиной часто является неспособность родителей исполнять свои родительские обязанности в связи с умственной неполноценностью.

Социальное сиротство как явление сопряжено с рядом негативных последствий на развитие и функционирование ребенка, имеющего статус сироты. К таким последствиям следует отнести: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье (истощение организма, различного рода заболевания), психоэмоциональную сферу ребенка, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; психосоматические расстройства (нарушения сна, частые головные боли, неврозы, депрессии, энурез, непроизвольные мочеиспускания); проблемы речевого развития; отрицательный социальный опыт, приобретенный в семье; социальная депривация; задержки интеллектуального развития, деформация психики; формирование комплекса эмоциональных нарушений: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов; затруднения в постинтернатной адаптации; проблемы полового поведения; несформированность семейных полоролевых навыков; сложности в построении самостоятельной семейной жизни (социологами установлено, что шансы создать счастливый брак у детей, выросших в благополучных семьях, возрастают на 30-40%).

Важное направление деятельности государства по оздоровлению общества – защита прав, законных интересов детей, предупреждение безнадзорности, профилактика социального сиротства, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решению проблемы сиротства, в первую очередь социального, способствует совершенствование законодательства. Согласно ст.30 Закона РБ «О правах ребенка» в интернатных учреждениях должны создаваться все необходимые условия, приближенные к семейным; обеспечивается сохранение родного языка, культуры, национальных традиций и обычаев. С августа 2005 года, изменилась редакция статьи 93 Кодекса РБ о браке и семье, которая предусматривает возмещения матерями и отцами, лишенными родительских прав либо не занимающимися воспитанием своих детей по иным причинам, средств на их содержание в интернатных учреждениях и замещающих семьях.

В 2005 г. принят Закон РБ « О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленный на социальную защиту детей сирот, создание условий для их успешной социализации. Главой государства подписан Декрет от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который направлен прежде всего на преодоление социального сиротства и ужесточение ответственности родителей, лишенных родительских прав за компенсацию содержания детей в интернатных учреждениях и замещающих семьям.

В Республике Беларусь создается разветвленная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогической помощи, на базе которых проводится работа с семьями из группы социального, их своевременное выявление и патронаж, а также социальная работа с детьми-сиротами. Так, согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты РБ от 23 июля 2003 г. №86 «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания населения и примерных штатов территориального центра социального обслуживания населения», предусмотрено оказание социальной помощи бывшим воспитанникам интернатных учреждений, в том числе содействие в трудоустройстве и предоставлении жилья, оказание материальной помощи, содействие в социальной реабилитации и адаптации.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .Попечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может осуществляться через определение ребенка в семью ( усыновление, опекунство, приемная ), либо через государственное попечение. Основная работа по воспитанию и содержанию детей, лишенных родительской опеки осуществляется в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования РБ. К таким учреждениям относятся: дома ребенка ( находятся в ведении Министерства здравоохранения); детские дома; общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общеобразовательные школы-интернаты для детей с отклонениями в поведении, а также для детей, в семьях которых отмечаются неблагоприятные условия проживания; детские дома смешанного типа, детские деревни . В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители от которых отказались в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. По достижении 3-х (4-х) лет дети, если не определены в семью, могут поступать в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу, детские дома смешанного типа, либо в детские деревни. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки проходит в школе-интернате

В Беларуси функционирует 187 интернатных учреждений министерства образования, здравоохранения и социальной защиты. Из 165 интернатных учреждений Министерства образования 69 (39%) имеют статус учреждения для детей-сирот.

Во всех современных правовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право на жизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, т.е. на семейное воспитание. В последние годы государственная политика нашей страны направлена на реализацию этого права детей.

Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление (удочерение), которое открывает перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. Усыновление (удочерение) - юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные. Усыновление производится решением суда по месту жительства усыновляемого в соответствии со статьями 119-141 Кодекса о браке и семье РБ. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданами нашей республики допускается его усыновление гражданами другого государства. В целях активизации процесса усыновления в 1997 году был создан Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь – социальная структура, занимающаяся организацией усыновления детей, оставшихся без семейного окружения.

Опекунская семья. Опека (попечительство) - одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, приобрела правовой статус в 1991 году. Устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения. Опекаустанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство в соответствии с Гражданским кодексом РБ над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. По достижении ребенком 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем без особого на то решения. По достижении ребенком 18 лет прекращается попечительство над ними без особого на то решения.

Опекунская семья – это семья взявшая на воспитание одного и более (до пяти) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники в семье находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. На них распространяются льготы, установленные действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, создавать нео

Наши рекомендации