Причины, значение, последствия
1. Начало брежневской эры связано с реализацией так называемого "антихрущевского заговора" 1964 г. — беспрецедентного случая в истории СССР, когда руководитель страны был политическими средствами смещен с должности и избран новый.
В 1963 — 1964 гг. группа высших руководителей страны (ключевые соратники Н.С. Хрущева, недовольные его политикой) приняли решение сместить Н.С. Хрущева с занимаемых должностей и избрать новое руководство.
Самым подходящим кандидатом на роль нового руководителя партии оказался Леонид Ильич Брежнев (1906 — 1982). Он прошел все ступеньки партийной и советской иерархии — был рабочим, землемером, солдатом, генералом, руководил двумя обкомами партии, двумя союзными республиками, на момент заговора 4 года (с 1960 г.) являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР — официальным главой государства, на равных с Хрущевым встречался с главами других государств. При этом, Л.И. Брежнев никогда не служил в "силовых” органах, обладал нормальным уравновешенным характером. Совокупность всех этих качеств сделали Л.И. Брежнева естественным преемником Хрущева.
Единственным членом руководства, обладавшим биографией и данными, соизмеримыми с Л.И. Брежневым был Алексей Николаевич Косыгин (1904 — 1980) — старейший по стажу член руководства, еще при Сталине в 1939 г. ставший союзным наркомом (министром), на момент заговора являлся заместителем Председателя Совета министров СССР, лучше других разбирался в хозяйственных вопросах.
В итоге, власть была примерно поровну поделена между Л.И. Брежневым и АН. Косыгиным:
✓ должность Хрущева — Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР была разделена на 2;
✓ Л. И. Брежнев был избран только Первым секретарем ЦК КПСС
✓ А.Н. Косыгин — только Председателем Совета министров СССР,
✓ предполагалось, что Л.И. Брежнев и АЛ. Косыгин будут уравновешивать друг друга и у страны будет не один, а два руководителя, каждый из которых будет руководить примерно в равном статусе — Л.И. Брежнев будет отвечать за идеологию и партийную работу. А.Н. Косыгин — за управление экономикой;
✓ связующим звеном между ними стал Н.В. Подгорный (1903 — 1983), избранный Председателем Президиума Верховного Совета СССР;
✓ в итоге, в СССР после Хрущева предполагалось коллективное руководство (трио Брежнев-Подгорный—Косыгин).
Комсомольско-чекистская группа, которую возглавляли А. Шелепин и В. Семичастный (оба были сначала руководителями комсомола, а затем — КГБ) провела основную работу по подготовке заговора, но была обманута более старшими коллегами и постепенно отстранена от власти.
Важнейшей целью заговора было не только смена руководства, но и обеспечение, после 10-летия хрущевских потрясений, спокойной стабильной жизни партаппарату и стране.
2. Само смещение Н.С. Хрущева с ключевой должности — Первого секретаря ЦК КПСС произошло 13 — 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС. Хрущев был неожиданно вызван из отпуска в Москву на Пленум, где против него единым фронтом выступили все его соратники — Хрущев был обвинен в волюнтаризме — единоличном руководстве страной, которое привело к грубым ошибкам (важнейшие: развал экономики, урон сельскому хозяйству из-за повсеместного засева кукурузы, разделение партийного аппарата на промышленный и сельскохозяйственный). Первый день Н.С. Хрущев оказывал сопротивление, но после ночи размышлений решил принципиально уйти.
3. Несмотря на то, что в прессе, исторических материалах данные события чаще всего именуются "переворотом" и "заговором" с негативным оттенком, в действительности по мировым меркам произошло нормальное событие — партия сама поменяла лидера и выбрала нового, более адекватного ситуации.
Смена лидера самой партией в 1964 г. показала, что теперь не партия является придатком лидера (Ленина, Сталина), а лидер находится на службе у партии, и если он становится неадекватен, то может быть сменен, что говорило о большом прогрессе в развитии КПСС, росте ее зрелости. Этой точки зрения придерживался и Н.С. Хрущев, который назвал случившееся (возможность партии возразить лидеру и избрать нового) главным результатом своей деятельности.
Вопрос 81. СССР в эпоху "развитого социализма" (1964 -1985)
Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений.
Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:
✓ попытки экономических реформ;
✓ укрепление новой системы власти;
✓ отход от критики сталинизма.
2.Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения.
Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство "самоуправляемой советской экономики".
Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.
Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.
3. Возвращение к жесткой административно-командной системе
к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР.
После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:
✓ административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
✓ дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально приносила успех — "нефтедоллары" помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису:
✓ в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
✓ цены на нефть и газ в мире резко упали;
✓ Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
✓ экономика привыкла к "нефтедолларам", которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:
✓ фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;
✓ но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева-,
✓ в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;
✓ тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).
Ключевыми соратниками Л. И. Брежнева становятся:
✓ Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
✓ В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
✓ Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
✓ В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
✓ АЛ. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
✓ Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
✓ К.У. Черненко — секретарь ЦК КПСС;
✓ МЛ. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
✓ иные.
Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей "вотчине''
(например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отличало его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л.И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г. начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.
В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста.
В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.
5.Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:
✓ как документ была усовершенствованной редакцией "сталинской" Конституции 1936 г.;
✓ однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;
✓ СССР конституционно объявлялся общенародным государством',
✓ в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.
6.В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:
✓ улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;
✓ в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей "Союз" и "Аполлон";
✓ 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.
Вопрос 82. Нарастание системного кризиса тоталитарного социализма в 1970 - 1980-е гг.
1. Конец 1970-х— первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.
Кризис назревал в:
✓ экономике;
✓ политике;
✓ международных отношениях.
Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х — начале 1980-х гг. были:
✓ неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами — отсутствие продовольствия);
✓ наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.
В 1960 — 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация.
Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 — 1980-е гг. все стали решать высокие технологии.
В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 — 50 лет.
Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис.
✓ начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
✓ началось "прирастание" аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома',
✓ произошло духовное перерождение партаппарата — практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
✓ постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
✓ в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках',
✓ в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов ("цеховиков"); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
✓ в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.
2.В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее "благополучных" социалистических странах — Чехословакии и Польше — произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.
✓ в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
✓ новое руководство провозгласило своей целью построение "социализма с человеческим лицом и начало реформы;
✓ в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества — разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
✓ часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию — выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
✓ несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство "навести порядок", подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека — повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
✓ в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
✓ армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
✓ в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в "социалистический лагерь".
В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз "Солидарность" пои руководством Леха Валенсы. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше было введено военное положение, начались репрессии.
3.Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979— 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.
4.Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:
✓ нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
✓ большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
✓ в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе’,
✓ в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе:
✓ президент США Р. Рейган провозгласил СССР "империей зла" и- объявил о создании в будущем "космического щита” — системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн');
✓ в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.
Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.
Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 — 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.
5.После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 — 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 — 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано "хлопковое дело", по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены рад высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.
6.Новый лидер партии и СССР — престарелый Константин Ус- тинович Черненко (1911 — 1985) — также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР "перестройки" и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.
Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.
Вопрос 83. Перестройка в СССР (1985 - 1991)
1. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.
Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС.
2. Первоначально новая политика называлась не "перестройка", а "ускорение и перестройка", причем термин "ускорение” употреблялся гораздо чаще.
"Ускорение" подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия "экономического потенциала социализма".
Курс на "ускорение и перестройку" был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале — марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу — только за 15 лет (1986 — 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху — всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл "ускорения".
Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и "жила" индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об "ускорении", партия вскоре "забыла" о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин "ускорение" вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального "ускорение и перестройка" остался только второй термин — "перестройка".
Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:
✓ 1985 - 1988 гг. (до XIX партийной конференции) - поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийнополитической системы;
✓ 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;
✓ 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.
3. Перестройка на начальном этапе (1985 — 1988) выражалась в:
✓ значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);
✓ поисках путей "ускорения" экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей — например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);
✓ проведении политики гласности — открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за "деформации" социализма;
✓ инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.
К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:
✓ реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);
✓ раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;
✓ значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.
В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:
✓ частое расхождение слова и дела;
✓ отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, "стихийность перестройки";
✓ недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить восприятие народом тех или иных шагов;
✓ выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;
✓ непоследовательность в проведении реформ;
✓ чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;
✓ пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.
Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. — краха КПСС и распада СССР.
Символами кризиса перестройки стали:
✓ "дело Ельцина" — смещение с должности и травля в 1987 — 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;
✓ беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;
✓ чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);
✓ падение авторитета КПСС в целом',
✓ падение нравов молодежи', распространение порнографии, наркомании и проституции;
✓ межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);
✓ иные негативные явления.
4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.).
Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:
✓ возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен ”Вся власть — советам!";
✓ превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях;
✓ учреждении нового ("хорошо забытого старого") политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 - 1936 гг.);
✓ проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.
XIX партконференция 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:
✓ до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дискуссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийногосударственной власти;
✓ после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;
✓ на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.
Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:
✓ состоял из 2250 депутатов',
✓ треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;
✓ треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;
✓ треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;
✓ учреждался институт окружных избирательных комиссий, наделенных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных "собраний избирателей". Из множества желающих комиссии "выдвигали" только двух кандидатов (в редких случаях — больше), заранее согласованных с партийными органами;
✓ имел двухступенчатую структуру — из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.
Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность "прорваться" в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др.
I съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве.
Историческое значение данного съезда было в том, что:
✓ был получен первый опыт парламентаризма в СССР;
✓ был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);
✓ съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России;
✓ съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;
✓ впервые в истории СССР была сформирована оппозиция, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально — "межрегиональная депутатская группа", сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).
Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд.
Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР — зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.
Вопрос 84. Внешняя политика СССР в годы перестройки
В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны
с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название "новое мышление”, суть которого состоит в том, что:
✓ СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития; СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом', ради этого СССР был готов пойти на уступки.
2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением "нового мышления" и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г.
3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог: состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986
В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны
с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название "новое мышление”, суть которого состоит в том, что:
✓ СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития; СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом', ради этого СССР был готов пойти на уступки.
Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением "нового мышления" и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г.
(до этого 13 лет работавший первым секретарем ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры — В.М. Молотое и АЛ. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели но Западе прозвище "Господин "Нет", то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище "Господин "Да" за регулярные уступки Западу).
В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог: состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986
✓ 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
✓ в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР "империей зла";
✓ после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
✓ началось прямое общение между гражданами — телемосты, поездки.
В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистические режимы.
В мае 1989 г., спустя 30 лег после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С. Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.
Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартий в соцстранах'.
✓ в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германогерманской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускати;
✓ это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал
✓ в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;
✓ еще ранее, летом 1989