Средняя Азия и Казахстан в середине XIX в. Присоеди- нение Средней Азии к России.
В середине XIX в. в Средней Азии существовали Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства, представлявшие собой феодальные образования с пере- житками рабовладения. Политическая раздробленность приводила к бесконеч- ным военным столкновениям, осложнявшимся напряженной классовой борьбой. Усугубляли положение и участившиеся попытки Англии усилить свое влияние в регионе.
Для русского правительства Средняя Азия являлась важным стратегиче- ским районом, примыкавшим к индийским владениям Англии, здесь пересека- лись транзитные торговые пути. Возросла роль региона и как сырьевой базы в связи с прекращением поставок хлопка из США в период гражданской войны между Севером и Югом (началась в апреле 1861 г.). В современной историо- графии преобладает мнение, что в проведении активной внешней политики в Средней Азии решающими для русской дипломатии были политические моти- вы, связанные с необходимостью ослабления влияния Англии.
В 1860-х гг. завершилось присоединение к России казахских земель.
В 1864 г. русские войска вступили в Кокандское ханство и взяли Ташкент (1865). Попытки эмира Бухары вмешаться в события привели к его поражению и занятию Самарканда (1868). Бухарский эмират попал в вассальную зависи- мость от России. В 1873 г. капитулировала Хива. Продвижение русских войск в Туркмении встретило упорное сопротивление местного населения, подстрекае- мого англичанами. Только в 1881 г. был занят Ашхабад. Окончательно присое- динение Средней Азии к России завершилось в 1885 г.
Колониальная политика царского правительства в Средней Азии приво- дила к жесткому двойному угнетению простого народа. Вместе с тем это при- соединение имело и определенное положительное значение - было уничтожено рабство, прекратились кровопролитные феодальные войны. В Среднюю Азию во все более широких масштабах стали проникать русские промышленные то- вары и техника, с начала 1880-х гг. начали строиться железные дороги. Особен- но большую роль играла Закаспийская железная дорога (Красноводск - Самарканд, 1883 г.), постепенно начала зарождаться местная промышленность.
Взаимно обогащались культуры народов Российской империи. Уже в
1860-е гг. были открыты первые русско-казахские школы, в 1870-1880-е гг. на- чальные учебные заведения появились и на других присоединенных территори-
ях. Русские ученые изучали природу региона (создавались метеорологические станции, проводились географические и геологические исследования), фольк- лор, историю среднеазиатских народов. Высылка в регион революционеров из центральных губерний России способствовала распространению здесь револю-
ционных идей.
Результатом присоединения к Российской империи Казахстана и Средней Азии явилось создание нового военно-административного управления. Часть областей вошла в состав созданного в 1867 г. Туркестанского генерал- губернаторства. Над урезанными в своих границах, номинально независимыми Хивинским ханством и Бухарским эмиратом был установлен контроль царской администрации.
Политика России на Дальнем Востоке.
В середине XIX в. территория Дальнего Востока с его богатыми природ- ными ресурсами привлекала пристальное внимание США и западноевропей- ских стран. В годы Крымской войны это привело к прямому военному конфликту с Англией, пытавшейся захватить Петропавловск. Возникла необхо- димость четкого определения границ Китая и России, которые во многом были к этому времени еще не определены. Такая граница была установлена в резуль- тате подписания Айгунского (1858), Тяньцзинского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым к России отходили Приморье и Приамурье. Политика России ни в XVIII, ни в XIX в. на Дальнем Востоке не имела агрессивного ха- рактера, а заключавшиеся договоры не навязывались военной силой и были добровольными.
Однако позиции России в этом регионе были еще недостаточно сильны, что привело к продаже США русских владений в Америке (1867). В 1875 г. по договору с Японией к России отошел о. Сахалин. Впоследствии в связи с осно- ванием в 1860 г. Владивостока, заселением берегов Амура и Уссури (строи- тельство городов Хабаровска, Благовещенска, Мариинска), вводом в действие в
1890-х гг. Сибирской железной дороги положение России на Дальнем Востоке существенно усилилось.