Особенности юридического позитивизма

Позитивизм, а затем и неопозитивизм выступали как направление философии права, общей теории права, часто противостоящее естест­венно-правовой теории. Позитивизм разделялся на несколько тече­ний, наиболее известным из которых станет аналитическая юриспру­денция. Идеи и установки позитивизма проявились в утилитаризме Бентама, позитивной философии О. Конта, «философии позитивного права» Остина, «чистом учении о праве» Кельзена, учении Харта о первичных и вторичных правовых институтах, трудах русских пред­ставителей юридического позитивизма (Г. Шершеневич) и неопозити­визма (В.Д. Катков). Важнейшей особенностью позитивизма является отождествление права с нормой закона, с приказом, волей государст­венной власти как позитивным законом. Дж. Остин связал природу права с приказом (волей) фактически правящей группы лиц или пра­вителя, тем самым легитимировал правотворчество любой власти («кому подчиняются, тот и суверен»). Это положение потом нередко использовалось недемократическими политическими режимами за пределами Англии. Но пафос позитивизма всегда был направлен на практическую реализацию права, повышение действенности меха­низма правового регулирования, обеспечение выполнения предписа­ний закона, обеспечение законопослушности. В связи с этим позити­визм приближался к легизму, государственному патернализму.

Особенности юридического позитивизма - student2.ru Особенности юридического позитивизма - student2.ru Дж. Остин об источнике права

Джон Остин (1790-1859) – английский правовед, с именем кото­рого обычно связывают возникновение юридического позитивизма. Дружил с И. Бентамом, Дж. Ст. Миллем. В курсе лекций «Определе­ние области юриспруденции» Остин обосновал утилитаристский те­зис Бентама (право – повеление суверена), совмещая методологичес­кие посылки утилитаризма и позитивизма с характерным акцентом на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание предполагает чисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущих естественно-правовой тради­ции. Право – относительно определенная обозреваемая совокупность правил (норм). Теория Остина отличалась от позитивизма И. Бентама. Тот воспринимал право как совокупность знаков, изданных или одоб­ренных сувереном для регулирования ясного поведения класса лиц, находящихся под его властью. Согласно Остину, такого суверена мож­но представить в виде не только лица, но и учреждения, которое фор­мально является сувереном для подвластных в политическом сообще­стве. «Предмет юриспруденции составляет позитивное право, право в простом и надлежащем смысле этого слова, право, устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного»

Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей для нормального функционирования права и суве­ренной власти является привычка большинства к повиновению сувере­ну. Суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санк­цией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).

Наши рекомендации