Особенности юридического позитивизма
Позитивизм, а затем и неопозитивизм выступали как направление философии права, общей теории права, часто противостоящее естественно-правовой теории. Позитивизм разделялся на несколько течений, наиболее известным из которых станет аналитическая юриспруденция. Идеи и установки позитивизма проявились в утилитаризме Бентама, позитивной философии О. Конта, «философии позитивного права» Остина, «чистом учении о праве» Кельзена, учении Харта о первичных и вторичных правовых институтах, трудах русских представителей юридического позитивизма (Г. Шершеневич) и неопозитивизма (В.Д. Катков). Важнейшей особенностью позитивизма является отождествление права с нормой закона, с приказом, волей государственной власти как позитивным законом. Дж. Остин связал природу права с приказом (волей) фактически правящей группы лиц или правителя, тем самым легитимировал правотворчество любой власти («кому подчиняются, тот и суверен»). Это положение потом нередко использовалось недемократическими политическими режимами за пределами Англии. Но пафос позитивизма всегда был направлен на практическую реализацию права, повышение действенности механизма правового регулирования, обеспечение выполнения предписаний закона, обеспечение законопослушности. В связи с этим позитивизм приближался к легизму, государственному патернализму.
Дж. Остин об источнике права
Джон Остин (1790-1859) – английский правовед, с именем которого обычно связывают возникновение юридического позитивизма. Дружил с И. Бентамом, Дж. Ст. Миллем. В курсе лекций «Определение области юриспруденции» Остин обосновал утилитаристский тезис Бентама (право – повеление суверена), совмещая методологические посылки утилитаризма и позитивизма с характерным акцентом на эмпирических особенностях права (право как факт). Эмпирическое познание предполагает чисто юридические критерии, обособленные от моральных оценок права, присущих естественно-правовой традиции. Право – относительно определенная обозреваемая совокупность правил (норм). Теория Остина отличалась от позитивизма И. Бентама. Тот воспринимал право как совокупность знаков, изданных или одобренных сувереном для регулирования ясного поведения класса лиц, находящихся под его властью. Согласно Остину, такого суверена можно представить в виде не только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом сообществе. «Предмет юриспруденции составляет позитивное право, право в простом и надлежащем смысле этого слова, право, устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного»
Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей для нормального функционирования права и суверенной власти является привычка большинства к повиновению суверену. Суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).