Динамика интересов и механизм их формирования. Духовные ценности и идеология в формировании интересов
Интересы, будучи и причиной, и целью, и движущей силой социального развития, оказывают кардинальное воздействие на весь процесс развития. Более того, уровень социального развития, помимо внешних объективных условий, в большей степени определяется состоянием социальных интересов личности и общества.
Поэтому важнейшей особенностью интересов является их динамический характер, изменчивость, развитие, причем не обязательно в прогрессивном направлении. Еще Гельвеций подчеркивал: «...своими пороками и добродетелями люди обязаны исключительно различным видоизменениям, которым подвергается личный интерес»[24]. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования и развития всей системы интересов - и личности, и общества, и государства.
Формирование интереса - это целенаправленная деятельность по созданию интереса определенного содержания у различных субъектов.
Вопрос формирования социальных интересов занимает видное место среди проблем, долгое время считавшихся второстепенными, однако от практического решения которых во многом зависело поступательное развитие общества в целом, ибо только реализация сформировавшихся интересов участников общественных отношений способна обеспечивать осуществление программы преобразования в России.
Проводить реформы и управлять процессом коренных преобразований, обеспечить динамичное развитие общества можно только через учет и управление интересами различной степени общности. Для нынешнего общества прежде всего характерна подмена общественных интересов корпоративно-ведомственными на фоне игнорирования объективной основы формирования интересов.
Основой формирования интересов как социальной категории служат объективные условия общественного бытия, определяющие характер взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов по поводу условий их жизнедеятельности. Следовательно, к проблеме формирования интересов следует подходить конкретно-исторически. Такой подход позволяет объяснить проблему многообразия и противоречивости социальных интересов различных личностей, групп, коллективов, общества и подвести прочную методологическую базу под рассмотрение вопроса о разграничении этапов формирования и реализации интересов.
Интересы личности формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии различных групп общества. В то же время уровень духовных интересов личности, ее отношение к действительности, т.е. уровень развития личности определяет степень вовлеченности личности в общественную жизнь, в процесс формирования и реализации интересов общества.
В решении этой задачи чрезвычайно важно учитывать зависимость результатов деятельности от уровня подготовленности субъекта, от соответствия средств формирования интересов намеченным целям, от необходимых возможностей и реальных условий и, конечно же, от той «стартовой» позиции, от того запаса знаний и убеждений, с которого осуществляется формирование. Эти зависимости носят постоянный и объективный характер. Их можно по праву считать принципами формирования интересов. Из ряда принципов можно выделить следующие: комплексный подход к рассмотрению и решению проблем формирования; научная организация формирующего процесса; целесообразность формирующих действий; скоординированность усилий; единство в понимании целей формирования; проверка результативности осуществляемых мер и др.
Концептуальные идеи, отражающие функционирование механизма формирования социальных интересов, являются методологией как в организации всей совокупности мер, нацеленных на конечный результат, так и каждого отдельного формирующего акта, решающего ту или иную промежуточную задачу.
Формирование социальных интересов как целенаправленный, специально организованный процесс содержит в себе не только то общее, что свойственно любому процессу обучения и воспитания, но и то особенное, что отличает, выделяет его. Эти особенности определяются целями формирования интересов.
В целом процесс формирования интересов представляет систему со своими структурными и функциональными компонентами. Общая блок-схема данного процесса представлена на схеме 14. Основными структурными компонентами этой системы выступают: субъект, объект, среда формирования. Функциональными компонентами являются ценности, доминирующие в обществе, потребности, знания (информация), методы и принципы формирования интересов, а также профессионализм людей, участвующих в процессе формирования жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Важнейшую роль при формировании интересов играет общественное сознание. Именно это отличает процесс формирования интересов от процесса формирования общественного мнения о каком-либо факте социальной действительности. Если объектом общественного мнения выступает конкретное событие, факт, то объектом общественного сознания является широкая совокупность самых разнообразных событий и проблем.
Особенности процесса формирования интересов обусловлены также спецификой деятельности личности, коллектива, историческими, этническими и другими факторами. Для каждого объекта формирования интересов характерны свои социально-демографические характеристики.
Несомненно, свои особенности привносят в процесс формирования интересов и особенности социальных условий, в которых функционирует и развивается та или иная личность, тот или иной коллектив (военные, студенты, преподаватели, рабочие и т.д.). При формировании интересов в качестве одного из важнейших условий выступают мировоззрение людей и характер общественного сознания коллектива. Представляя собой (в содержательном плане) совокупность общечеловеческого, массового и группового сознания, общественное сознание в коллективе в не меньшей степени, чем социальные условия жизни, влияет на интересы людей, на отношение их к фактам, которые затрагивают их интересы.
Схема 15. Блок-схема процесса формирования интересов
Немало особенностей в самом процессе формирования интересов. Этот процесс осуществляется в известной закономерной последовательности. Выявление этапов его объективного и субъективного формирования, их особенностей имеет важное практическое значение для работы должностных лиц, политиков, ученых, общественных институтов.
Интерес личности или социальной группы, зарождаясь и развиваясь, проходит определенные стадии. Источником интереса всегда является потребность людей в чем-либо, ибо потребности людей развиваются быстрее объективных возможностей их удовлетворения. Поэтому при формировании интересов важно учитывать уровень сознательного отношения людей к потребностям, воспитывать культуру потребления. На уровне осознания потребностей трудно переоценить роль информации, обучения и воспитания людей в период подготовки к самостоятельной трудовой жизни в коллективе. Очень важно еще в раннем возрасте сформировать в человеке разумные потребности, помочь ему осознать их в условиях реальной жизни.
Процесс осознания потребностей идет индивидуально, происходит сопоставление их с интересами коллектива и общества. В сфере индивидуального сознания протекает восприятие и оценка информации. Именно на этом этапе через призму собственного опыта, на основе конкретных условий формируются личные интересы. Особенность этапа - напряженный мыслительный процесс, в ходе которого вырабатывается собственная цель, личное отношение к общественной жизни.
Сформированный личный интерес начинает проявляться в поступках, делах человека. В процессе общения людей в обществе происходит обмен мнениями, идет сопоставление личных интересов с личными интересами других людей. На основе этого сопоставления интересов у человека возникают сомнения либо уверенность в верности своих интересов, идет внутренний процесс оценки интересов, в котором участвует как индивидуальное, так и общественное сознание. У многих людей появляется реальная возможность в процессе общения с равными себе получить подтверждение своей точки зрения, зафиксировать реакцию членов общества, получить не просто смысловую (знание), но и психологическую (эмоции) поддержку своей позиции.
Выявленные интересы последовательно группируются и объединяются вокруг наиболее общих и принципиальных взглядов, суждений. Совпадающие суждения и оценки объединяются, выявляются также позиции, противостоящие преобладающим. Лица, занимающиеся формированием интересов, отчетливо представляя объект своего внимания, могут спланировать свою работу в дальнейшем для количественного и качественного наращивания формирующего влияния.
Все этапы зарождения и осознания интересов взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют собой единый и целостный процесс формирования интересов. В то же время на каждом этапе решаются вполне конкретные задачи.
Среди средств формирования интересов особое место принадлежит психологическим методам. Одним из них является внушение. Уточним, что внушение - это своеобразное социально-психологическое воздействие определенного лица или органа на массы, на отдельную личность, рассчитанное, главным образом, на некритическое восприятие окружающей среды. С помощью внушения создается определенная психологическая атмосфера и благоприятная обстановка для формирования интересов и соответствующего отношения к происходящему. Подмечено, что через организованное или случайное, прямое или косвенное внушение (особенно на начальном этапе) оказывается весьма сильное и ощутимое воздействие на формирование интересов в различных коллективах. При этом степень внушения может быть различной. Обычно она находится в прямой зависимости от уровня знаний, общего развития, жизненного опыта, воли и характера личности.
Важным методом формирования интересов является также выработка убеждений. Убеждение ценно тем, что оно трудно поддается изменению. Выработка убеждений при формировании интересов направляется не на сам интерес, а на те ценности, на которые он опирается. Например, при формировании сознательного отношения к дисциплине и правопорядку необходимо убедить людей, что дисциплина и правопорядок - это необходимые условия безопасности личности, без них невозможна успешная деятельность по реализации политических, экономических и социальных реформ.
При использовании убеждения как метода формирования интересов нельзя упускать из виду активное участие людей в восприятии циркулирующей разноплановой информации. В нынешних сложных политических условиях информация зачастую способствует навязыванию людям корпоративных интересов в ущерб формированию в сознании жизненно важных и в целом национальных интересов. Это условие имеет исключительно важное и принципиальное значение. Его необходимо учитывать должностным лицам различных уровней государственного управления.
Формирование интересов - предмет особого внимания государственных институтов, политических партий, общества в целом. Именно формирование интересов обеспечивает определенное отношение личности, социальных групп к деятельности государства, его представительных и исполнительных органов власти в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере безопасности.
Формирование интересов - сложный и трудоемкий процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных уровней. Он тем эффективнее, чем лучше организован, чем яснее организаторы представляют его структурные и функциональные элементы, прямые и обратные связи между этими элементами.
Задача формирования нужного интереса разрешается путем изучения интересов и условий их функционирования с помощью социологических исследований, наблюдений за отношением различных социальных групп к деятельности официальных институтов государства, политических партий и движений, отстаивающих те или иные взгляды и интересы. Особая роль в этом процессе отводится изучению общественного мнения населения.
Предметом постоянной заботы государственных органов, органов местного самоуправления, всех тех, кто имеет отношение к формированию интересов, является среда, в которой осуществляется этот процесс. Среда - непрерывно действующий элемент механизма формирования интересов. Условия, составляющие ее, и факторы, влиянию которых она подвержена, оказывают свое воздействие на объект, субъект и средства формирования интересов постоянно и временно, положительно и отрицательно, независимо от субъекта. Когда мы говорим, что воспитывает и формирует сама жизнь, имеется в виду воздействие на человека той среды, в которой он живет и трудится. Среда формирует потребности, осознание которых человеком превращает потребности в интересы. Поэтому среда - не безразличный фактор воздействия как на сознание, так и на интересы.
В одинаковых условиях разные люди формируются по-разному. У одних, например, трудности способствуют формированию нужных, общественно значимых интересов, у других они вызывают обратный эффект. Одни современные средства массовой информации (они не зависят от субъекта формирования интересов) формируют необходимые интересы, другие - прямо противоположные. Определяющим при этом, конечно же, является формирующее воздействие субъекта. Он в состоянии усилить позитивное, целесообразное влияние тех или иных условий. Воздействие на условия формирования интересов имеет первостепенное значение, оно объективно важнее, чем само субъективное влияние на объект. Пониманием этого требуется вооружить всех должностных лиц, формирующих интересы личности, общества и государства.
Субъект оказывает на объект воздействие через соответствующие средства. Что является средствами формирования любого интереса: личного, корпоративного, группового? Чем средства отличаются от условий? Какова структура средств?
Для формирования необходимого общественного, коллективного и личного интереса в настоящее время традиционно используются такие носители целесообразной информации, как живое и печатное слово, электронные средства передачи информации, изобразительное отражение реальной действительности, музыкально-звуковые эффекты и предметная атрибутика. Эти носители можно считать средствами формирования интересов лишь в том случае, если они несут на себе целесообразную, направленную на достижение конкретного результата информацию.
Носители информации могут использоваться субъектом в различных формах и с помощью разнообразных приемов и способов. Формы, приемы и способы становятся средствами формирования интересов, если с их помощью формирующая информация будут давать необходимый эффект. Хотим лишь еще раз подчеркнуть, что подбор и их использование должны быть целесообразными и целенаправленными.
Такова содержательная характеристика основных элементов механизма формирования социальных интересов, их основные отличительные признаки, необходимость учета и использования в практической деятельности должностных лиц органов государственного управления.
Наиболее кардинальное воздействие на процесс формирования социальных интересов оказывают ценности, придавая им определенную форму, целеустремленность, направленность. Содержательная сторона интересов личности определяется не только состоянием окружающей среды, но и нравственной позицией личности, уровнем ее социальной ответственности, мерой зрелости человека как гражданина, уровнем его сознательности.
Система ценностей лежит в основе формирования интересов, как у индивида, так и у социальной общности любого масштаба. Именно в ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, предпочтений, увлечений, убеждений и, конечно, интересов различных личностей и отдельных групп.
В ценностях зафиксированы те критерии, социально признанные данным обществом и социальной группой, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные.
Усвоение этих критериев составляет необходимую основу формирования интересов личности и поддержания нормативного порядка в обществе.
Ценность - критерий и способы оценки значимости объектов и явлений окружающего мира для человека и общества, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках. Основной характеристикой ценности является значение и смысл, которые придаются тем или иным объектам природы, материальным и духовным благам. Ценности делятся на материальные и духовные.
Социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. Национальные ценности - это совокупность материальных и духовных ценностей страны, которым присущи вполне определенные мировоззренческие, исторические, культурологические, социально-экономические, географические и демографические признаки. Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Социальной ценностью может являться материальный или идеальный объект в случае, если он служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования. Он соответственно оценивается и в этой связи регулирует поведение, подчиняет его. Разделяемые индивидами и группами социальные ценности служат мерой оценки их поступков в жизни.
Социальные ценности имеют двойственную природу. Во-первых, они включены в процесс функционирования и развития данной общественно-экономической системы и имеют объективный характер. Во-вторых, они носят нормативный характер, но, будучи окрашены эмоциями, чувствами, имеют субъективный оттенок. Система социальных ценностей выступает как основа культуры, нормативно определяющей характер социальной деятельности людей. При этом особую роль играют ценностные ориентации личности.
Ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.
Ценностные ориентации являются важнейшим элементом внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует ту основу, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженные в содержании и направленности интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и формирующим ее интересы. Основное содержание ценностных ориентации - политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности являются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.
Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Уровень развития ценностных ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности человека. Именно они лежат в основе осознания каждым индивидом смысла жизни и превращают стандартного человека в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность отстаивать эти идеалы и ценности, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении, а их неразвитость - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. А уровень развития ценностей в значительной мере определяет и уровень развития интересов.
Системы ценностей формируются и трансформируются в ходе развития общества, но временные масштабы их существования не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и других изменений в обществе. Так, до сих пор остаются актуальными общечеловеческие ценности и многие нормы морали, сформировавшиеся еще в античную эпоху.
Для действия социальных законов создается тем больший простор, чем в большей степени совпадают социальные цели общества и личностные ориентации и установки личности, субъективные устремления каждого человека. Степень совпадения или несовпадения социальных целей общества и личности познается через выявление отношений личности к социальным целям общества. Это могут быть отношения идентификации, когда человек отождествляет свои личные цели и цели общества; отношения различия, когда цели личности имеют известное отклонение от целей общества; отношения конфликта, когда цели личности и цели общества противостоят друг другу как враждебные (например, случаи антисоциального поведения).
Однако в каждом конкретном случае между целями общества и конкретной личности наблюдаются известные различия, которые выражаются в отклонении интересов, а следовательно, и социальных действий личности от общественных интересов. Каждый человек, совершая то или иное действие, преследует свои индивидуальные цели, наличие которых у него обусловлено личными, индивидуальными интересами. Приближение целей личности, характера социальных действий индивидов к требованиям прогрессивного развития прямо пропорционально совпадению целей общества и личности и обратно пропорционально степени различия между ними.
Ценность есть сущность и одновременно условие полноценного существования объекта[25]. Она выступает как фундаментальная норма, позволяющая человеку осуществить выбор позиции, линии поведения в жизненно значимых ситуациях. Именно в силу этого ценности составляют одно из оснований целостности и устойчивости общества.
Наличие множества интересов и способов восприятия ведет к большому разнообразию оценок: то, что для одного человека имеет большую ценность, для другого малую или вообще никакой. Диктуемое жизнью объединение людей в общности (семья, род, племя, этническая и социальная группа, народность, народ, а в плане общественных объединений, например, партия) предполагает выработку такой системы ценностей, которая, учитывая многообразие индивидуальных оценок, обеспечивала бы устойчивое существование именно данной общности, адекватно отражала именно ее сущность. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовное содержание интересов личности и тех или иных социальных общностей. Выработка системы ценностей в обществе в силу многообразия индивидуальных оценок является результатом определенного компромисса, соглашения, социального договора. Установившись, такая система принимает форму совокупности определенных моральных норм, с помощью которых регулируются отношения внутри общества, поддерживается его устойчивое существование и, следовательно, обеспечивается безопасность.
Государство не может существовать, опираясь лишь на моральные нормы. Правовое закрепление господствующих в обществе ценностей оно реализует через включение соответствующих норм в законодательные акты, в частности, в конституцию. Тем самым система национальных ценностей получает официальный статус и гарантию защиты всей мощью государства.
В интересах подлинной социальной стабильности официальная система ценностей должна максимально отражать систему ценностей, установившуюся в обществе. Однако политическая практика свидетельствует, что политическая элита, приходящая к власти, как правило, стремится законодательно закрепить ту систему ценностей, которую она исповедует и которая, по ее мнению, способна обеспечить ее устойчивое властное положение. Одновременно различные социальные и этнические группы, придерживающиеся собственных систем ценностей, стремятся через власть закрепить их на уровне государства. Естественно, закрепляя одни ценности, государство подавляет другие, которые могут не соответствовать политической ориентации существующей власти, но тем не менее присутствуют в обществе в силу его этнической и социальной неоднородности. Это становится источником борьбы за переоценку ценностей. В демократическом государстве, если его состояние стабильно, эта борьба не принимает острых форм, и все ценностные конфликты разрешаются мирно в рамках соответствующих демократических процедур.
Отсутствие определенных зафиксированных национальных ценностей объясняется переходным этапом истории России.
Проблема формирования системы ценностей всегда возникает в периоды распада культурных традиций и идеологических устоев общества.
Изменение геополитической и исторической реальности в результате распада СССР привело к поиску новой связующей и объединяющей идеи, нового исторического выбора, новой системы ценностей. Идей рынка, демократии, прав и свобод человека для России оказалось недостаточно. Они теряют свою привлекательность и мобилизующую силу.
В процессе формирования интересов духовные ценности теснейшим образом связаны с такими категориями, как «идеал», «идея», «идеология». В процессе формирования интереса при его осознании у человека на основе той или иной духовной ценности как предельного выражения интереса рождается мысленный образ этого еще нереализованного интереса в качестве причины и цели своей практической деятельности по его реализации. Этот образ в сознании человека и является идеалом. Идеалы играют важную роль в процессе формирования интересов, выступая в качестве активной силы, организующей сознание людей в отношении определенных, наиболее признанных в обществе духовных ценностей.
Идеалы обращены в будущее, к перспективным рубежам развития. Идеалы, духовные стремления, нормы нравственности формируют систему ценностей как внутреннюю основу культуры и всех форм общественного сознания. Более того, система ценностей того или иного общества представляет собой наиболее устойчивую структуру общественного сознания. Она пронизывает культуру общества и определяет культурный уровень его социальных групп и отдельных личностей.
Как уже отмечалось ранее, на содержание интересов и сам процесс их формирования исключительно большое влияние оказывает окружающая среда и, в первую очередь, субъективное восприятие носителем интереса объективной действительности. Без всестороннего, детального знания окружающей действительности, своего общества, своей страны невозможно сформировать объективные интересы личности, общества, государства, способные выступать в качестве целей и движущей силы социального развития.
В качестве формы постижения сознанием человека явлений объективной реальности, включающей в себя осознание цели и перспектив дальнейшего познания и практического преобразования мира, выступает идея. В. Ленин рассматривал идею как высшую форму теоретического освоения действительности. Специфика идеи заключается в органическом единстве двух составляющих: первая - объективное отражение действительности и вторая - постановка конкретных целей практической деятельности людей. В этом, собственно, и заключается важная роль идеи в процессе социального развития.
Но все идеи в зависимости от своего содержания по-разному влияют на ход этого развития. Все определяется тем, чьи и какие интересы скрываются за той или иной идеей. На наш взгляд, Ф.Энгельс вполне справедливо и обоснованно утверждал:
«Идея» неизменно посрамляла себя как только она отделялась от «интереса»[26]. Иными словами, теория осуществляется только тогда, когда это отвечает потребностям людей.
В нашей стране, к сожалению, несмотря на вышеуказанные справедливые утверждения классиков, фактически всегда идеи отрывались от интересов людей и, соответственно, традиционно посрамляли себя. Пусть это были западники, славянофилы, евразийцы, интернационалисты, глобалисты, разного рода искатели национальной идеи - конец был и будет один и тот же:
провал и забвение. Проблема состоит в отсутствии развитого понимания обществом сущности, роли и значения интересов в социальной жизни. Только преодолев ее, возможно появление политических партий, представляющих интересы тех или иных социальных групп, а не голых идей, как это было и есть до сих пор.
Система идей и взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, составляет идеологию. Идеология выполняет серьезные социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам тех или иных социальных общностей типы мышления, поведения и даже программы социальных действий. Она выступает в различных формах: политических, правовых, этических, религиозных, эстетических, мировоззренческих взглядов, установок и ориентации.
Идеология, по сути дела, выражает духовные ценности той или иной социальной общности. Таких общностей разного масштаба может быть много, что и создает объективную базу идеологического многообразия. Идеология в этом смысле выполняет исключительно важную роль в сплочении людей данной социальной общности.
Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации, излагая основные ценности общества, признает «идеологическое многообразие» и запрещает возводить какую-либо идеологию в ранг «государственной или обязательной» (ст. 13).
Попытки же той или иной социальной общности навязать свою идеологию всем другим общностям - обществу, государству, нации, всему человечеству или обречены на неудачу, или способны внести в социальную жизнь массу негативного. В качестве примера можно вспомнить отечественный опыт продвижения в мир советской идеологии. Другие примеры оказались также несостоятельны.
Так, извечной угрозой национальной безопасности России является традиционная, возможно, даже неосмысленная в нынешние времена, политика Запада по насильственному насаждению в мире своей системы ценностей и образа жизни, используя для этого различные средства, вплоть до вооруженных.
Формирование подлинной отечественной системы ценностей на основе нашего образа жизни, традиций, истории является важнейшей задачей и общественной мысли, и всего гражданского общества. Без ее решения процесс реформирования страны и создание в России новой государственности затянется еще на десятилетия. К тому же, как провидчески предупреждал еще в 80-х гг. XIX в. выдающийся русский ученый-патриот Н.Я.Данилевский, «любые социальные преобразования будут безуспешными, хуже того, разрушительными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, вопреки национальным интересам, под действием чужеродных сил, и тем более - давлением извне»[27].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается механизм формирования интересов?
2. Каковы элементы процесса формирования интересов как системы?
3. Что такое национальные ценности?
4. Что выражает собой идеология?
Литература
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М.,2000.
2. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.
3. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. М.,2004.
4. Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
© Прохожев А.А.