Государственного строительства.

Предполагаемый путь долгосрочного государственного строительства Республики Беларусь на принципах устойчивого развития в союзе с братской Россией основан на фундаментальном принципе формирования больших систем — снизу вверх. В соответствии с этим принципом сначала создается общее экономическое пространство — поле поведения субъектов России и Беларуси, затем постепенно "выращивается" технологическое ядро новой союзной системы и, наконец, третьим шагом оформления новой союзной системы должно стать учреждение ее основных политических институтов — центров принятия стратегических решений жизнедеятельности союза.

И это вовсе не значит, что будут упразднены прежние политические органы России и Беларуси. Просто произойдет определенное перераспределение полномочий властных структур с четким установлением сфер их компетенции.

Но стереотипы отечественного обыденного сознания никак не хотят воспринимать такую конструкцию союзного устройства. Большинство считает, что обязательно должен быть "самый главный" центр принятия решений, который подчинит своей воле другие. И если будет сформирован союз двух государств, то Республика Беларусь, как меньшая составная часть нового образования, обязательно потеряет свой суверенитет и самостоятельность. А двухголовое государственное устройство по аналогии с широкопопулярным "тяни-толкаем" воспринимается исключительно как фольклорный вымысел, который в реальности никогда не осуществится.

Тем не менее, самая совершенная известная нам управляющая система — мозг — имеет устройство разделенного многоступенчатого регулирования по образу именно "тяни-толкая". А одна голова — это только оболочка, скрывающая множество центров, один из которых регулирует ритм сердцебиения, другой — режим очистки крови, третий — режим пищеварения и т.д., и т.д. А центральный коммутатор может подключить "на себя" многие из этих частных функций только в случае чрезвычайной опасности для самого существования всего организма в целом.

Именно по такому принципу должна функционировать система управления в объединенном союзе. Верховный орган должен быть создан, но право вмешательства в действие тех или иных структур он должен получить только в случае чрезвычайных "форс-мажорных" обстоятельств. И ничто не мешает конституционно описать признаки этих обстоятельств и порядок "включения" верховного центра власти. А в обычной жизни он просто обязан не мешать нормальному функционированию иных органов управления, действие каждого из которых подчинены определенным правилам.

И в этом заключается вся суть организации государственного строительства — правильно определить функциональные органы принятия тех или иных решений — на местном, региональном, территориальном, отраслевом, республиканском и союзном уровнях, а после этого — издать свод определенных правил их действий. А вся "загвоздка" решения этой задачи содержится в слове "правильно". На практике реализовать эти благие устремления чрезвычайно сложно.

Безусловно, можно сидя в кабинете построить хитроумную многоэтажную пирамиду властных отношений, а потом буквально насаждать ее, не стесняясь в средствах. И такой путь государственного строительства мы уже проходили. Когда "вожди-революционеры" придумали систему "диктатуры пролетариата", "демократического централизма", "революционного правопорядка" и других принципов, которые фактически разрушили естественные начала всех общественных отношений в стране. Для великой цели — установления реального равноправия всех людей — были использованы непригодные методы, повлекшие громадные человеческие жертвы.

А каковы приемлемые методы организационного проектирования и социального строительства?

Один мы уже назвали — принцип "снизу-вверх", по мере выявления общественных потребностей низовых структур. Установлено и множество других приемлемых правил.

Социальные потрясения начала века вызвали к жизни большое разнообразие новых подходов в рассмотрении проблем общественного обустройства. Одним из направлений научного поиска стала кибернетика — наука об управлении "в животном или машине". Однако многие положения этой научной дисциплины приходили в прямое противоречие с догмами "вождей" (в частности, с упоминавшимися уже принципами "диктатуры пролетариата" и "демократического централизма"). Поэтому кибернетика была объявлена “буржуазной” наукой, которая находилась практически под запретом до последних дней правления КПСС.

А в это время указанная научная дисциплина за рубежом развивалась весьма интенсивно, что привело не только к созданию нового технологического уклада на базе машин с искусственным интеллектом. Кроме того, было выявлено большое количество таких организационных принципов, следование которым в наибольшей степени способствует органичному сосуществованию людей и их взаимодействию с природой.

Махровый догматизм КПСС привел не только к развалу великой страны, но он оставил ее население без теоретического оружия в борьбе против хаоса и неразберихи “перестройки”. Отсутствие культуры распространения организационных знаний, и применения их на практике — одно из тяжелейших наследий прошлого.

И, объективно, важнейшее требование к современному политику — это овладение определенными теоретическими знаниями в области организации социальных систем. Без этого невозможна никакая серьезная созидательная работа.

Прежде всего нуждается в серьезном научном осмыслении важнейшая политическая проблема современности — проблема интеграции государств в различные блоки и союзы.

В предыдущих разделах уже обсуждалась объективная неизбежность интеграционных процессов. Она вызвана ресурсной и технологической недостаточностью любого, даже самого большого государства для решения основных проблем своего жизнеобеспечения, нарастанием и интернационализацией многочисленных угроз жизни человека от различных болезней, наркотиков, организованной преступности, вооруженных сил агрессивных блоков. Решать такие проблемы можно только коллективными усилиями всех государств, поэтому интеграция в многовекторных направлениях неизбежна. Но это не означает, например, что Республика Беларусь будет иметь равнозначные отношения с Россией, Польшей или США. Для решения одних глобальных проблем, например, обеспечения ресурсной достаточности и обороноспособности у республики будут более тесные союзные соглашения с Россией. Для решения других проблем — иной уровень сотрудничества в других геополитических направлениях.

В любом случае республика будет обязана делегировать определенную долю своего суверенитета в надгосударственные политические формирования. Конечно же, при этом не может быть и речи о крайних решениях — политических признаниях верховенства абсолютно всех союзных или национальных законов.

С другой стороны, правительственные органы государства должны будут передать часть своих нынешних прав в низовые органы местного самоуправления для создания определенного “общинного суверенитета”. Таким образом, строго говоря, правительственный или государственный суверенитет будет находиться в некотором диапазоне, границами которого являются те полномочия, которые республика передала в союзные, надгосударственные формирования — граница сверху и полномочия местных структур власти — граница снизу.

Безусловно, объемный и качественный состав этого “коридора суверенности” всегда будет определяться действующей политикой и политическими предпочтениями тех социальных групп, которые находятся у руля текущей власти. Однако можно сформировать общие требования для соблюдения принципа достаточности национальных управленческих ресурсов для достижения уровня конкретных показателей, которые характеризуют устойчивость социально-экономических процессов в стране. Другими словами, мы считаем, что государство будет обладать реальным суверенитетом только в том случае, если в арсенале возможных мер воздействия его правительства будут надежные способы реально влиять на индекс развития человеческого потенциала и его отдельных составляющих. И весь вопрос “суверенности” государства практически сводится к решению проблемы достаточности “коридора суверенности” для эффективного управления государством.

В общем виде некоторые понятийные ориентиры для подобных определений может дать концепция целеустремленного поведения, разработанная Р. Акоффом и Ф. Эмери.

(Р. Акофф, Ф. Эмери. О целеустремленных системах.М., Сов. Радио, 1974 г.).

В соответствии с их взглядами, любой целеустремленный индивид, к числу которых, безусловно, необходимо относить и суверенное государство, должен обладать таким “жизненным пространством”, которое обеспечивает ему возможность выбора своих действий в трех состояниях — “стремление”, “знание” и “привычность”. В состоянии “стремление” индивид определяет цели своей деятельности и руководствуется при этом “удельной ценностью возможных результатов” (социальными показателями). В состоянии “знание” индивид осуществляет выбор методов достижения ранее определенных целей на основе критериев эффективности (экономические показатели). И, наконец, в состоянии “привычность” выбор индивида сводится к принятию решения одного из двух возможных вариантов — или реализовать задуманное, или — нет.

Процесс ограничения свободы выбора индивида в состояниях “стремление” и “знание” Акофф и Эмери определили как “эксплуатация”. А индивид, который полностью лишен возможности выбора получил название “инструмент”.

Суверенное, самостоятельное государство, исходя из этой концепции, обязано иметь в каждой области выбора набор соответствующих государственных институтов, обеспечивающих полноценность его жизненного пространства.

Добровольно передавая часть своих полномочий политическим органам надгосударственных формирований любое государство вступает на достаточно скользкий путь, который может закончиться его превращением в безвольный “инструмент”, послушный зарубежным командам.

По-нашему мнению, для того чтобы предотвратить подобный исход, Республика Беларусь при любых условиях должна оставить за собой право управления национальной технологической и ресурсной политиками. В соответствии с предложенной концепцией устойчивого развития республики в союзе с Россией право реализации самостоятельной ресурсной политики обеспечивается через взаимодействие национального правительства с новыми органами местного самоуправления. А надежными проводниками национальной технологической политики станут инвестиционно-технологические компании, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Кроме того, сеть государственных научно-технических исследовательских центров может обеспечить весьма надежную экспертизу различных проектов, реализовать на практике систему денежной оценки тех или иных новых идей. Другими словами, заложить основу национального рынка интеллектуальной собственности, который будет находиться под правительственным контролем.

Еще одним важнейшим условием сохранения национального суверенитета является контроль за информационным пространством страны и активный мониторинг всех общественно-политических и социально-экономических процессов.

Современная кибернетика рассматривает любую социальную систему как некоторую “одушевленную машину”, призванную на своих выходах давать определенный результат. Безусловно, в первую очередь нас интересуют результаты, связанные с качеством жизни — доступностью получения необходимой работы, жилья, питания, энергии, охраны здоровья и других социальных благ. И если выходные показатели не только не растут, а неуклонно снижаются, то не нужно быть великим экспертом, чтобы однозначно утверждать, что в нашей “социальной машине” что-то не так.

Признанный авторитет в области современной теории организации, нобелевский лауреат Стаффорд Бир считает, что любая социальная система состоит как бы из двух подсистем-антиподов. (Ст. Бир. Кибернетика и организация производств. М., Сов. Радио, 1969 г.).

Одна часть создает, а другая — уничтожает то, что сделала первая. И наипервейшая задача профессионала-организатора — это поиск паразитических элементов и механизмов действующей социальной конструкции, препятствующих получению нужных результатов.

Отсюда еще одна несущая задача действующих политиков суверенного государства — постоянный поиск “паразитирующих” элементов с целью их локализации и уничтожения.

Используя модель устойчивого развития выше мы уже выявили и показали достаточно большое количество “дисфункций”, которые находятся на пути общественного прогресса республики. Но среди них есть самый главный фактор, который требует буквально немедленных политических решений. Имя ему — инфляция.

Авторы популярной у нас книги Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Размари Дж. Кэмпбелл приводят весьма любопытное совпадающее мнение двух выдающихся деятелей ХХ века — В.И. Ленина и Дж. М. Кейнса:

“... В своей книге “Экономические последствия мира”, увидевшей свет в конце Первой мировой войны, Джон М. Кейнс определил важную роль стабильности валюты в экономической системе. В частности, он писал: ”Ульянов-Ленин утверждал, что наилучший способ уничтожить капиталистическую систему — это ослабить и разложить ее валюту посредством инфляции”. ...Ленин был абсолютно прав. Нет более тонкого и верного способа переворота существующих основ общества”. (Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М. — СПб, 1993, С. 248).

По-видимому, есть смысл прислушаться к столь авторитетным утверждениям. Инфляция — именно тот паразитический вирус, который разрушает все устои нашей молодой государственности. Она уничтожает все заработанное людьми, препятствуют нормальному ходу воспроизводственных процессов, инвестиционному привлечению капиталов в экономику. Это наипервейший враг, требующий немедленного уничтожения.

Выше была показана природа инфляционных процессов в нашей стране — это отсутствие конкурентной среды, физической возможности выбора партнеров по товарному обмену на альтернативной основе — одного из нескольких предложений. В таких условиях освобождение цен вызывает неизбежную инфляцию и бессилие рыночных механизмов. Поэтому логика переходного периода от “плановой” к “рыночной” экономике может быть только однозначной — сначала инвестиционное обновление народного хозяйства и формирование конкурентной среды в условиях стабильных, “замороженных” цен и только после этого — их “освобождение”, либерализация рынков.

И такая логика может быть проведена в жизнь только с помощью политических решений, которые рождены политической волей к созиданию. Мы делаем упор на политическую волю к созиданию, потому что проявить ее намного сложнее, чем заниматься бесконечной демагогией о созидании и дешевым популизмом. В первом случае чрезвычайно необходимы глубинные организаторские знания и способности преодолевать многочисленные препятствия, а во-втором — лишь артистизм да бойкий язык. Спрашивается, на каком политическом уровне должны быть приняты решения о “замораживании” цен?

Не вызывает сомнения, что если Республика Беларусь и Россия будут находиться в одном экономическом пространстве, то это должно быть согласованным решением двух государств — это самый первый политический шаг в сторону созидания.

Новое решение об “освобождении” цен может быть принято тогда и только тогда, когда в обоих государствах будет создана конкурентная среда. А это значит, что в промышленность нужно вложить примерно столько же средств, сколько было вложено в ее создание предыдущей властью, которая стремилась создавать не конкурентную рыночную среду, а строго монополизированную.

В денежном выражении для Республики Беларусь это составит несколько десятков миллиардов долларов США. В случае активизации интеграционных процессов с Россией начально-необходимые затраты, открывающие путь к рыночной экономике будут значительно уменьшены за счет конкурентных отношений с российскими производителями по целому ряду товаров народного потребления.

Безусловно, принимая такие ответственные решения, как “замораживание” цен и интеграция на государственном уровне в тех или иных направлениях, действующие политики должны иметь ясную и непротиворечивую программу конкретных действий, рассчитанных на перспективу, которые позволят избежать появления различных домыслов, деморализующих общество и отвлекающих большинство людей от продуктивной созидательной работы.

Наша практика государственного строительства показывает, что разработка подобной программы - чрезвычайно сложное и трудоемкое дело. Отдельным политикам справится в одиночку с ее разработкой практически невозможно, требуется доброжелательные советы, замечания и предложения множества людей, занятых в разных отраслях и сферах жизнедеятельности. Именно в этом и состоит главное общественное предназначение политических партий - разработка таких конструктивных планов действий, реализация которых принесет благо всему обществу.

Альтернативность политических программ разных партий создает для избирателей возможность выбора. И в идеале, верх и победу должны одерживать те группировки профессионалов-политиков, которые предложат обществу наиболее действенные рекомендации по решению наиболее злободневных проблем.

Идеологические устремления к устойчивому развитию создают для политиков хорошую платформу для разработки долгосрочных планов и программ государственного строительства. Одни политические группировки могут выстраивать свои перспективные построения, отталкиваясь от ресурсной ограниченности страны, другие — от многочисленных экологических угроз, третьи — от невозможности обеспечения технологической самодостаточности в масштабах небольшой страны, четвертые могут исходить из интересов обороны страны от агрессии вооруженных сил, наркомании и преступности.

Каждое из приведенных выше обстоятельств имеет чрезвычайно важное значение в жизни страны. Но в зависимости от реальной ситуации в общественном сознании могут превалировать разные мотивы государственных приоритетов.

Искусство политики — уловить эти приоритеты с целью получения наибольшего признания.

В то же время, концептуальные положения устойчивого развития накладывают очень серьезные ограничения на деятельность различных общественных и правительственных учреждений. Особенно те из них, которые связаны с воспитанием мотивационного поведения граждан.

Так, по признанию международных конференций по устойчивому развитию, наиболее эффективными средствами для решения проблем обладают общины, с их духом коллективизма и общинной ответственностью за будущие условия проживания своих потомков. Однако, отечественные средства массовой информации прилагают немалые усилия для разрушения коллективных форм хозяйствования и насаждения индивидуализма. Мы не думаем, что за такими действиями стоит чей-то злой умысел. Просто в массе своей журналисты не ведают, что творят. Над ними давлеют штампы первых “перестроечных” лет, когда нашему обществу были заданы ложные идеологические ориентиры развития.

После бурных событий 90-х годов, когда были рассеяны многие иллюзии по дееспособности принципов либерализма, стало хорошо понятно, что тезис “устойчивого развития” это не простая дань моде, а весьма перспективная модель общественного прогресса во всех странах мира. Можно даже говорить о постепенном формировании особой философии устойчивого развития, и новой человеческой цивилизации, основанной на искусстве компромисса, высокой духовности и нравственности населения, на глубокой озабоченности за судьбы наших будущих поколений.

Решение проблем устойчивого развития требует согласованных действий людей в различных сферах общественной жизни. И публицистическая деятельность, например, не должна своими неуклюжими пассажами разрушать то, что с большими трудами прививается людям в других сферах жизни. В этом смысле нельзя переоценить значимость различных общественных формирований в поддержку процессов устойчивого развития. Именно в этих организациях может достигаться согласие по разным сторонам человеческого бытия и вырабатываться конструктивные планы действий. Такие общественные организации могут стать хорошей школой распространения философии устойчивого развития и воспитания идеологии новых принципов административного управления.

Таким образом, идеология устойчивого развития Республики Беларусь в союзе с Россией оставляет достаточный диапазон для проявления и национального суверенитета и для формирования союзных политических институтов.

Иногда коренные социально-политические преобразования в стране сравнивают с капитальным ремонтом в замкнутом пространстве жилой квартиры. Как можно его выполнить без разрушения прежних удобств?

На наш взгляд, это не совсем удачное сравнение. У наших государств имеется громадное недоиспользуемое жизненное пространство, которое позволяет построить новый “дом”, вписав в него ”старую квартиру”, не разрушая основных ее укладов в периоде нового строительства.

Это жизненное пространство включает в себя множество природно-географических плохоиспользуемых ресурсов, недовостребованный интеллектуальный и творческий потенциал нации, простаивающие мощности предприятий оборонного назначения.

Словом, возможности для формирования нового уклада социально-экономических отношений рядом и параллельно с действующим имеются. Была бы к тому только политическая воля, направленная на созидание.

Именно на такой эволюционный путь постепенного формирования эффективного государства и ориентируется предлагаемые модель и иделогия устойчивого развития Республики Беларусь.

Вместо заключения

Каждая из известных нам цивилизаций оставляла в наследие потомкам заметные следы своего существования в виде пирамид, висячих садов, аквиадуков, замков, крепостей, производственных корпусов, сооружений различных архитектурных стилей. Единственным исключением из этого правила может стать наша “цивилизационная” эпоха, которая началась в середине 80-х годов. Если до того ежегодные капвложения на территории Республики Беларусь составляли в эквиваленте 5-6 млрд.долл. США, то сейчас они “достигли” отметки 100-150 млн. долл. в год. Другими словами, произошло уменьшение объемов капстроительства более чем в 50 раз!

Первым шагом в направлении созидания, на наш взгляд, должно стать принятие той или иной идеологии государственного строительства. Предлагая читателю и обществу данный вариант прикладной модели и прагматической идеологии устойчивого развития, мы отчетливо понимаем, что могут существовать и другие варианты, основанные на другой предметной основе. Отсутствие всякой общественной коллективной идеи – тоже один из вариантов, приводящий к небытию нации и государства. И сейчас мы должны сделать свой стратегический выбор того или иного варианта.

И, как нам представляется, главная арена состязания настоящих политиков и теоретиков – предложить обществу такие идеи, реализация которых приведет к росту материального благополучия и духовного благосостояния человека, к созданию действительно эффективного государства.

Приложение 1.

Проект положения об особой экономической зоне “Технополис”

Представленный проект Положения по некоторым позициям не соответствует нормам действующего законодательства Республики Беларусь и носит прогнозный характер.

1. Основные принципы

1.1. Особая экономическая зона (далее ОЭЗ) “Технополис” является государственным хозяйственным учреждением и представляет собой совокупность территории и хозяйствующих субъектов (резидентов) при научно-образовательном центре со специальным правовым режимом. Специальный правовой режим – это совокупность правовых норм, которые устанавливают льготный порядок и условия налогообложения, ценообразования, тарифного и валютного регулирования, аренды и трудовых отношений в ОЭЗ “Технополис”.

1.2. Цель создания ОЭЗ “Технополис” – активизация использования научно-технического и производственного потенциала научно-образовательных центров и предприятий высокой технологической культуры в интересах ускоренного технологического перевооружения промышленности республики, повышения ее конкурентоспособности и эффективности на основе новых организационных форм, создания благоприятных налоговых, финансово-валютных и иных условий для инновационно-хозяйственной деятельности резидентов зоны.

1.3. Задачами ОЭЗ являются:

- проведение развернутых исследований с целью определения тенденций научно-технического прогресса и разработка предложений по интеграции Республики Беларусь в процессы мирового развития;

- разработка целевых предметно-ориентированных производственных программ по заказам правительственных учреждений Республики Беларусь;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в соответствии с согласованными заданиями;

- применение специальных финансовых технологий привлечения портфельных и прямых инвестиций на цели реализации государственных производственных программ;

- координация выполнения целевых государственных производственных программ как с использованием научного и производственного потенциала ОЭЗ “Технополис”, так и иных субъектов хозяйствования, определенных такими программами;

- организация торговых сетей поставки комплектующих и сбыта готовой продукции в рамках целевых производственных программ с участием резидентов и нерезидентов ОЭЗ “Технополис”;

- анализ перспективных потребностей и подготовка высококвалифицированных кадров для нужд народного хозяйства страны;

- проведение различных экспериментов и реализация пилотных проектов по заданиям государственных органов с целью отработки нормативно-правовой базы функционирования экономики Республики Беларусь;

- лизинг, аренда производственных мощностей, технологических линий и других производственных средств субъектам хозяйствования разных форм собственности по согласованию с уполномоченными органами Республики Беларусь;

- организация передачи передового опыта в области организации воспроизводственных процессов другим научным, учебным и производственным и иным учреждениям Республики Беларусь.

1.4. Деятельность резидентов ОЭЗ “Технополис” должна быть в основном направлена на реализацию взаимосвязанных функций по трем разновидностям реализуемых процессов:

- проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

- производственная деятельность инновационного характера;

- подготовка инженерных кадров и повышение квалификации специалистов промышленности.

1.5. В ОЭЗ “Технополис” допускаются следующие виды деятельности:

- научная, научно-техническая и экспертная деятельность;

- консультирование по юридическим, хозяйственным, налоговым, техническим и технологическим вопросам;

- бизнес-планирование;

- маркетинг, рекламная и выставочная деятельность;

- аудит;

- банковско- кредитная деятельность;

- деятельность, направленная на реализацию всех этапов создания (реконструкции) рабочих мест, производственных линий и предприятий;

- аренда производственных мощностей;

- страхование имущества, инвестиций, перестрахование;

- издательская деятельность;

- бытовые услуги;

- подготовка и обучение кадров.

1.6. Основные принципы деятельности в ОЭЗ “Технополис”:

- равенство прав для субъектов хозяйствования в осуществлении хозяйственной и иной деятельности, равная защита и равные условия для развития всех форм собственности и ее неприкосновенности;

- принцип равной возможности свободного использования имущества для хозяйственной и иной, не запрещенной законодательством деятельности;

- комплексное развитие ОЭЗ с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.

2. Структура и органы управления

2.1. В состав органов управления ОЭЗ “Технополис” входят совет директоров и исполнительная дирекция.

2.2. Совет директоров формируется из представителей ведущих министерств республики, Администрации Президента, местных органов власти, крупных хозяйственных организаций – резидентов зоны. Персональный состав утверждается и изменяется постановлением Правительства Республики Беларусь. Возглавляет Совет директоров – руководитель научно-образовательного центра при котором создается ОЭЗ. В Совете директоров имеют право присутствовать инвесторы ОЭЗ, владеющие пакетами (не менее 10% эмитированных акций ОЭЗ).

2.3. Совет директоров является коллегиальным органом управления, представляющим интересы государства и частных инвесторов. Основными вопросами, относящимися к компетенции Совета директоров являются:

- определение основных направлений деятельности ОЭЗ, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

- изменение и дополнение Положения ОЭЗ “Политехнополис – 2000”;

- определение организационной структуры, правил и процедур в ОЭЗ;

- решение вопросов, связанных с использованием имущественных прав государства в целях привлечения инвестиций;

- определение штатов и смет расходов исполнительной дирекции;

- назначение исполнительной дирекции и контроль за ее деятельностью.

2.4. Исполнительная дирекция ОЭЗ “Технополис” является юридическим лицом и действует на основании утвержденного Положения и действующего законодательства Республики Беларусь. Исполнительная дирекция возглавляется Генеральным директором, назначаемым постановлением правительства РБ, входящим в состав Совета директоров.

2.5. Основными вопросами, относящимися к компетенции Исполнительной дирекции являются:

- создание инновационной инфраструктуры, организация проектных, строительных и пусконаладочных работ на объектах ОЭЗ, обеспечение их послепускового обслуживания, координация выполнения целевых производственных программ;

- создание и использование механизмов привлечения инвестиций на основе эмиссии ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью;

- разработка и реализация планов работ ОЭЗ;

- обеспечение комплекса услуг для инвесторов, предприятий – резидентов ОЭЗ;

- выполнение иных обязанностей, закрепленных за Исполнительной дирекцией Положением ОЭЗ “Технополис”.

2.6. Основой для установления функциональных обязанностей членов исполнительной дирекции и административно-управленческого персонала а также для разработки штатных расписаний является структура ОЭЗ, утверждаемая Советом директоров.

3. Резиденты.

3.1. Резидентами ОЭЗ “Технополис” могут быть любые белорусские и (или) иностранные физические и юридические лица в любой организационно-правовой форме и виде собственности, зарегистрированные Органами управления ОЭЗ “Технополис”.

3.2. Регистрация в качестве резидента ОЭЗ проводится органами управления ОЭЗ “Технополис” в десятидневный срок. Зарегистрированному резиденту органы управления ОЭЗ выдают свидетельство по установленной форме.

3.3. Данные о регистрации резидентов исполнительная дирекция ОЭЗ в десятидневный срок передает Государственному налоговому комитету Республики Беларусь и республиканскому органу управления статистикой и анализом для внесения соответствующих изменений и дополнений в государственный реестр и государственный регистр Республики Беларусь, а также информирует иные заинтересованные органы государственного управления.

3.4. Если резидент ОЭЗ желает иметь юридический адрес вне ОЭЗ, данный субъект хозяйствования должен зарегистрироваться вне ОЭЗ в установленном законодательном порядке как новое предприятие.

3.5. Специальный правовой режим – режим ОЭЗ “Технополис” не распространяется на представительства, филиалы, дочерние предприятия, принадлежащие резидентам ОЭЗ “Технополис” вне установленной зоны и не зарегистрированные в ней.

3.6. Не могут быть резидентами ОЭЗ учреждения и организации энергетики (за исключением работающих на местных возобновляемых источниках энергии),железнодорожного, воздушного и другого магистрального транспорта и связи государственной формы собственности.

3.7. Резидент ОЭЗ “Технополис” заключает с органами управления зоны договор об условиях своей деятельности в ОЭЗ.

3.8. Резиденты ОЭЗ “Технополис” действуют на основании законодательства Республики Беларусь с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь о создании ОЭЗ “Технополис”, Положения ОЭЗ, собственных учредительных документов, а также договора об условиях деятельности в ОЭЗ “Технополис”.

3.9.Исполнительная дирекция, зарегистрировавшая резидента ОЭЗ “Технополис”, имеет право предъявить иск в суд как о его ликвидации в случае невыполнения им договора об условиях деятельности, так и в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь.

3.10. Порядок и срок формирования уставного фонда резидентов ОЭЗ “Технополис” определяется действующим законодательством.

3.11. Права на интеллектуальную собственность (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, права "ноу-хау" и др.) имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, могут выступать как вложения в Уставной фонд инновационного предприятия ОЭЗ “Технополис”.

4. Гарантии и льготы резидентам

4.1. Всем резидентам ОЭЗ “Технополис” гарантируется получение льгот в соответствии с Положением об ОЭЗ в течение всего срока существования зоны.

4.2. На территории ОЭЗ “Технополис” в отношении собственности не допускаются такие принудительные меры, как национализация, реквизиция, конфискация либо аналогичные по своему действию меры. Принудительное изъятие собственности может производиться только по решению суда на основании законодательных актов при условии выплаты соответствующей компенсации. Компенсация исчисляется исходя из реальной стоимости объектов собственности на день, предшествующий дню принятия решения о введении указанных мер, и определяется в соответствии с принципами объективной оценки, принятыми международной практикой. Компенсация для иностранных инвесторов выплачивается в свободно конвертируемой валюте по официальному валютному курсу Национального банка, действующему на день определения стоимости. Сумма компенсации переводится в течение срока, необходимого для выполнения связанных с переводами формальностей, но не позднее трех месяцев со дня принятия принудительных мер.

4.3. На резидентов ОЭЗ “Технополис”, созданных с участием иностранных инвесторов, распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, предусмотренная законодательством Республики Беларусь.

4.4. Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, получаемых в ОЭЗ “Технополис”.

4.5. В случае приватизации объектов государственной собственности с ОЭЗ “Технополис” резиденты имеют приоритетное право на их приобретение.

4.6. При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества резиденты зоны (в том числе иностранные ) имеют преимущественное право на участие в создании общества путем внесения в его уставный фонд денежных или имущественных взносов, принадлежащих этим участникам.

4.7. Резидентам ОЭЗ “Технополис” разрешается аренда помещений по ставкам, согласованным с уполномоченным государственным органом.

4.8. Для осуществления лицензионной деятельности, установленной законодательством Республики Беларусь, резидентами ОЭЗ должна быть получена лицензия, выданная уполномоч

Наши рекомендации