Проблемы государственного строительства в Афганистане

Афганистан переживает исключительно трудный и исторически ответственный период перехода от войны к миру и национальному возрождению. Результатами этого процесса должны стать не только достижение внутренней стабильности и мирного будущего этого государства, но и обеспечение общерегиональной и международной безопасности.

Исходя из этого, в России настойчиво подчеркивают необходимость сохранения приоритетного внимания к Афганистану со стороны мирового сообщества, наращивания международной поддержки обустройству этой страны. Особо важно при этом, чтобы все заинтересованные государства действовали на афганском политическом и экономическом поле как партнеры, а не соперники.

Разгром талибско-террористической инфраструктуры национально-патриотическими силами Афганистана при поддержке международной коалиции позволил существенно снизить исходившие из этой страны реальные угрозы региональной и глобальной безопасности. Без адекватной внешней поддержки под эгидой ООН усилий афганского народа по гос и эконом обустройству страны приглушенная опасность может обрести былую силу. Современной точкой отсчета процесса становления обновленного афганского государства принято считать заключенное при содействии ООН 5 декабря 2001 г. в Бонне межафганское «Соглашение о временных механизмах в Афганистане до восстановления постоянно действующих правительственных институтов”, закрепило состав и мандат Временной администрации страны во главе с Х.Карзаем на шестимесячный период.

В июне 2002 г. в Кабуле чрезвычайная Лойя джирга сформировала Переходную администрацию под председательством Х.Карзая, получившего президентские полномочия с правом принятия законодательных актов. Всеобщие выборы президента и парламента Афганистана намечены на июнь 2004 г. Этому должны предшествовать выстраивание вертикали государственной власти в центре и на местах, разоружение населения, формирование новых национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, принятие мер по социально-экономическому восстановлению страны, реформа системы правосудия, созыв в октябре 2003 г. конституционной Лойя джирги. Конституция 2004 г. С 2009 г. президент, премьер-Карзай.

За прошедший период была проделана впечатляющая работа по выводу Афганистана из политической и экономической комы, однако большинство его главных проблем по-прежнему ждут своего решения. В стране царит хозяйственная разруха, кабульское правительство фактически не контролирует положение в провинциях, в центре и на местах сохраняются трения по этническому, региональному и политическому признакам, медленно и противоречиво идет создание новой афганской армии. К этому следует добавить острые социальные проблемы и ухудшение криминогенной обстановки, вызванные необустроенностью нескольких миллионов репатриированных беженцев, высоким уровнем безработицы.

Общая нестабильность усугубляется всплеском наркопроизводства в стране-основной источник финансовой подпитки экстремистских структур в Афганистане и за его пределами.

В Кабуле дислоцируется почти 5-тысячная военная группировка многонациональных (18 государств) Международных сил содействия безопасности (МССБ). Их базы и подразделения афганских правительственных войск регулярно подвергаются ракетным обстрелам. У афганцев, крайне чувствительных к присутствию в стране иностранных войск, нарастает раздражение в связи с нередкими ошибочными бомбоштурмовыми ударами коалиционных сил по мирным жителям и объектам. Бурное недовольство вызывает также пренебрежительное отношение американских военнослужащих к местным традициям и религиозным чувствам людей в ходе периодических войсковых операций. Протест против таких действий подталкивает часть жителей, в первую очередь пуштунов, к поддержке антиправительственных сил. Война в Ираке придала дополнительный импульс к усилению среди афганцев антиамериканских настроений и расширению социально-политической опоры исламских экстремистов в Афганистане. Особенно напряженная обстановка в этом плане сложилась на востоке и юге страны, а также в ряде центральных районов.

На таком сложном фоне новой власти в Афганистане приходится преодолевать тяжелейшие проблемы послевоенного обустройства, создание дееспособной государственной власти, включая национальную армию и правоохранительные органы, и подъем экономики.


Наши рекомендации