Республика Беларусь – свободное государство
В Республике Беларусь достигнут определенный уровень политических свобод. За государственную власть конкурируют различные политические силы. Вопрос о формировании органов власти решается посредством выборов на альтернативной основе.
Вместе с тем не меньшее значение имеют экономические и социальные свободы. Большое количество людей не свободны от бедности и нищеты, преступности, от неуверенности в завтрашнем дне.
Строить Беларусь как свободное государство в этих условиях – значит усиливать полноценность жизненного пространства личности и коллективов, обеспечить им свободу выбора целей в своей повседневной жизни и методов их достижения. Именно процесс ограничения свободы выбора и следует понимать как “эксплуатацию”, итогом которой является превращение человека в “инструмент”, призванный реализовывать исключительно чужую волю. Свободное государство возможно только на основе проявления таких личностных качеств, как творчество, инициатива, предприимчивость. Заботой государственного строительства Республики Беларусь должна стать последовательная политика уменьшения степени эксплуатации ее граждан и коллективов, расширение их жизненного пространства. Разумеется, воспользоваться плодами свободы может лишь зрелый, критически и рационально мыслящий индивид, обладающий всей полнотой ответственности за свою судьбу, судьбу семьи и государства.
Республика Беларусь – государство социальной справедливости
Данная формула, если ее соотнести с реальностью, носит нормативный характер, выступает с позиции “как должно быть”. Из этой формулы следует прежде всего уясненить опасность чрезмерной социальной и, главное, имущественной поляризации.
Социальная справедливость предполагает справедливое вознаграждение по труду, что является одним из основных мотивов эффективности общества. Неодинаковость трудовых усилий ведет и к неодинаковым достижениям. Равенства в оплате быть не должно, дифференциация в доходах неизбежна. Но разница в оплате труда по децильному коэффициенту (соотношение 10 % верхних и 10 % низших групп по оплате труда), как показывает мировой опыт, не должна превышать 5-6 раз. С другой стороны, разность в количестве и качестве труда не отвергает требования равных стартовых возможностей всех членов общества. Формула справедливости дополняется формулой “равные стартовые возможности для развития неравных способностей”.
Кроме того, проблема даже сильного имущественного расслоения может быть амортизирована солидарным поведением граждан. Отсюда следующая формула, отражающая одну из основных ценностей белорусского общества.
Республика Беларусь – солидарное государство
Реалистический взгляд на общество приводит к неизбежному выводу о том, что богатые или имеющие власть слои могут легче реализовать свои интересы, а бедные практически лишены такой возможности. Подобная асимметрия интересов учитывается в ХХ веке в конституциях многих государств. На этом основании делаются два вывода: признать за менее имущими слоями больше прав в защиту своих интересов (пример из Конституции ФРГ: право на забастовку профсоюзам обеспечивается, а право предпринимателей на локаут отвергается). С другой стороны, солидарность должна означать помимо прогрессивного налогообложения, сознательное принятие более обеспеченными слоями объективной необходимости делиться доходами с более обездоленной частью населения. Взамен создается положительный образ предпринимателя, принявшего идеологию солидарности.
Республика Беларусь – образованное государство
Суть этого тезиса в наличии квалифицированной рабочей силы, подготовленной посредством среднего, среднего специального и высшего образования. Среднеквалифицированный уровень работающего населения Беларуси был наивысшим в Советском Союзе. Несмотря на все трудности, необходимо поддерживать уровень образованности граждан. На основе новых механизмов привлечения инвестиций можно открыть дополнительные источники финансирования высших и средних специальных учреждений. Необходимо сохранить бесплатное среднее образование.