Новые устремления международного сообщества
Долгое время концепция безопасности имела очертания потенциального конфликта между различными странами. До недавнего времени безопасность связывали с угрозой государственным границам. Государства долго накапливали вооружение для защиты своей безопасности. В настоящее время для большинства людей ощущение опасности в большей степени вызывается тревогами повседневной жизни, чем боязнью международных катаклизмов. Защита рабочих мест, доходов, безопасность здоровья, окружающей среды, защита от преступности – таковы растущие проблемы безопасности людей во всем мире. Безопасность человека имеет всеобщий характер, как в богатых странах, так и в бедных. Типы угрозы безопасности могут различаться – от голода и болезней в бедных странах до наркотиков и преступности в странах богатых. Но угрозы эти реальны и усиливаются. А некоторые угрозы одинаковы во всех странах, в частности, риск потери работы и экологической катастрофы.
Когда под угрозой оказывается безопасность человека в каком-либо уголке мира, вероятно вовлечение в это всех стран. Голод, этнические конфликты, социальная дезинтеграция, терроризм, загрязнение окружающей среды и незаконная торговля наркотиками уже не изолированы территориально, не отделены государственными границами. Их последствия распространяются по всему миру.
Для того чтобы справиться с растущей угрозой безопасности человека, необходима новая парадигма развития, которая отдает человеку приоритет в развитии, рассматривает экономический рост как средство, а не как цель. Она должна защищать жизненные возможности настоящих и будущих поколений, уделять большое внимание природной среде, обеспечивающей саму жизнь.
Эксперты Организации Объединенных Наций отмечают, что с начала учреждения этой международной организации было признано два основных компонента безопасности человека: свобода от страха и свобода от нужд. Однако впоследствии акцент сместился в пользу первого компонента и в ущерб второму.
В настоящее время предпринимаются энергичные попытки осуществить переход от узкого понятия национальной безопасности к всеобъемлющей концепции безопасности человека. Она должна измениться в двух основных направлениях:
- от исключительного внимания к безопасности стран и территорий к гораздо большему вниманию безопасности людей;
- от безопасности через вооружения до безопасности через поступательное человеческое развитие.
Перечень угроз безопасности человека достаточно велик, однако его разделяют на семь основных категорий (Отчет по человеческому развитию 1994. Нью-Йорк, 1994, 24 - 34):
- экономическая безопасность;
- продовольственная безопасность;
- безопасность для здоровья;
- экологическая безопасность;
- личная безопасность;
- общественная безопасность;
- политическая безопасность.
Экономическая безопасность требует обеспечения дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей за счет производительного и хорошо оплачиваемого труда или, в качестве крайней меры, за счет какой-либо финансируемой обществом социальной поддержки.
Продовольственная безопасность означает, что основные продукты питания должны быть доступны для всех людей в любое время как экономически, так и физически. Она требует не только достаточного количества продуктов питания, но и свободного доступа к ним.
Безопасность для здоровья связана с наличием необходимого медицинского обслуживания, качественного питания, здоровой окружающей среды и инфраструктуры массового оздоровления населения.
Экологическая безопасность требует сохранения локальных и глобальной экосистем, предотвращением угроз загрязнения воды и атмосферы, ущерба Земле.
Личная безопасность определяется защитой людей от физического насилия, в том числе от угроз, исходящих от самого государства в виде физических пыток, от других государств в виде войн, других групп людей, порождающих этнические конфликты, от отдельных лиц или от преступных групп в виде преступности, насилия, жестокого обращения в семье, угроз самому себе от наркотиков или самоубийства. Кроме того, она связана с риском несчастных случаев на производстве и при эксплуатации транспортных средств.
Общинная безопасность обеспечивается принадлежностью людей к некоторой общности – семье, общине, организации, расовой или этнической группе, которая является хранителем культуры и соответствующей системы ценностей.
Политическая безопасность выражается возможностью человека жить в обществе, которое признает основные права человека.
Между этими семью элементами безопасности людей имеются значительные взаимосвязи и места соприкосновения. Угроза одному элементу безопасности людей может передаваться остальным составляющим в весьма негативной форме.
Многочисленные анализы показали, что основной преградой новому курсу мировой политики, направленной на углубление международной солидарности и сотрудничества во имя реальной безопасности людей, является приверженность к прежним методам обеспечения безопасности за счет военной мощи. Подсчитано, что на военные расходы тратится столько же средств, сколько составляют доходы половины населения земного шара. Объемы торговли оружием намного превышают объемы других видов предметов потребления, в том числе и наркотиков.
В то же время главная угроза безопасности мирному населению исходит именно от оружия. Подсчитано, что в начале нашего столетия около 90 % жертв военных действий составляли военные. Сейчас около 90 % пострадавших – гражданские лица. 75 % мировой торговли оружием приходится на бедные страны, поглощаются те средства, которые могли бы быть использованы на увеличение производства продуктов питания, оказание медицинской помощи, улучшение экологической обстановки. В развивающихся странах вероятность смерти от недоедания или от болезней, которые можно было бы предотвратить, в 33 раза больше, чем вероятность умереть в войне с внешним агрессором. (Данные “Отчета о развитии человека”, ООН, 1994 г.).
Отрезвляющее наблюдение показывает, что те страны, которые тратят очень немного на оборону и гораздо больше на человеческое развитие, добились больших успехов и в защите своего национального суверенитета, чем те, которые усиленно расходуют средства на вооружение.
Пагубность милитаризации очевидна, но также очевидно и то, что резкое сокращение производства оружия связано с высвобождением большого числа занятых, ростом безработицы, необходимостью коренного пересмотра технологической политики, прогресс которой во многом обеспечивается за счет достижений военно-промышленного комплекса.
Учитывая эти особенности, мировое сообщество склоняется к необходимости поэтапного перехода в русло новой геополитики. Параллельно с действующей структурой глобальной безопасности признается целесообразным создавать новую всеобъемлющую структуру для обеспечения безопасности людей во всем мире.
Императивы глобальной безопасности человечества и его развития в XXI веке потребуют множества творческих новаций, подобно тому как это происходило в 40-е годы нашего столетия.
В этой связи эксперты ООН намечают институционные изменения в трех направлениях:
- укрепление роли Организации Объединенных Наций в поступательном человеческом развитии;
- создание Совета Экономической Безопасности, который руководствовался бы в своей деятельности современным представлением понятия безопасности;
- изменение структур и укрепление существующих глобальных институтов экономического управления.
Для укрепления роли Организации Объединенных Наций намечается следующая эволюция.
В качестве отправного пункта деятельности принимается парадигма поступательного человеческого развития. Заинтересованным структурам Организации Объединенных Наций необходимо определить общие задачи и взаимодополняющие подходы с тем, чтобы помочь отдельным странам установить их собственные цели в поступательном человеческом развитии.
Усиление координации и объединение усилий в области развития Фондов ООН (Программа Развития ООН, ЮНИСЕФ, Фонд населения ООН, Международный Фонд сельскохозяйственного развития, Всемирная продовольственная программа) в направлении создания более интегрированной, эффективной и работоспособной структуры ООН. В будущем намечается самое тесное сотрудничество руководства этих институтов как на уровне штаб-квартиры ООН, так и на уровне отдельных стран, равно как и с руководством Экономического и Социального Совета.
Привлечение дополнительных ресурсов для реализации стратегии человеческого развития за счет экономии средств, ежегодно направляемых в странах на закупку вооружений, и формирование в каждой стране специальных фондов развития человека.
Следующим шагом для укрепления роли ООН в поступательном человеческом развитии может стать создание Совета Экономической Безопасности – организации, принимающей решения на самом высоком уровне, которая должна рассматривать угрозы глобальной безопасности человека и согласовывать необходимые действия.
Промежуточными альтернативами такого решения могли бы стать:
расширение полномочий существующего Совета Безопасности в такой степени, чтобы он мог рассматривать не только военную угрозу, но и угрозу, вызванную экономическими и социальными кризисами;
использование Экономического и Социального Совета при условии создания в его рамках небольшого и управляемого исполнительного органа, который мог бы проводить постоянные сессии и принимать решения, подлежащие последующей ратификации всем составом Совета.
Помимо координации деятельности структур ООН Совет Экономической Безопасности должен также наблюдать за проведением политики всех международных и региональных финансовых институтов. Для того чтобы эффективно осуществлять свои решения, Совет должен использовать Фонд глобальной безопасности человечества, который предполагается создать в перспективе.
Предполагается создать Всемирный Центральный Банк, жизненно необходимый в XXI веке для разумного макроэкономического управления, для глобальной финансовой стабильности и для содействия экономическому развитию более бедных стран.
Он должен выполнять пять функций:
1. Помочь в стабилизации глобальной экономической деятельности.
2. Выступать в качестве кредитора для подстраховки финансовых институтов.
3. Упорядочивать финансовые рынки, когда в них появляются напряженность и беспорядок.
4. Регулировать деятельность финансовых институтов, в частности депозитных банков.
5. Выпускать и регулировать новые международные ликвиды.
Предполагалось, что все эти функции будет выполнять МВФ, однако промышленно развитые страны медлили с предоставлением ему таких полномочий, что значительно ослабило его роль за последние два десятилетия.
Кроме того, эксперты ООН отмечают целый ряд ошибочных действий МВФ, которые весьма негативно отражаются на решении проблем устойчивого развития. К их числу относят:
- несовершенство квот МВФ, согласно которым бедные страны могут получать меньше того, что им необходимо для создания резервов, в то время как развитые страны имеют возможность получать больше, чем им требуется;
- сопровождение выдачи займов многочисленными дополнительными условиями, которые часто носят дискриминационный характер;
- в своих действиях МВФ полагается исключительно на единовременные меры и на дефляционную политику в бедных странах (где так мало простора для дефляции), недостаточное значение придает рыночной экспансии с целью содействия экономическому росту, занятости и человеческому развитию.
Эксперты полагают, что потребуется некоторое время, а возможно, и какой-то международный финансовый кризис, прежде чем можно будет создать полномасштабный Мировой Центральный Банк.
А до этого события предлагается осуществить ряд мер.
Возобновление выпуска специального займа. Новый выпуск специальных прав заимствования (СПЗ) МВФ в размере от 30 до 50 миллиардов помог бы ускорить выход мировой экономики из состояния спада и удовлетворить потребности развивающихся стран в резервах. При этом развитым странам рекомендуется передать часть своей доли квот развивающимся странам с помощью особых соглашений.
Расширение льгот на компенсации и непредвиденные расходы. Эта льгота нуждается в изменениях по трем позициям. Во-первых, не должно быть ограничений по квотам. Во-вторых, период предоставления ссуды необходимо увеличить так, чтобы странам не приходилось выплачивать кредит до исчезновения непредвиденных обстоятельств. В-третьих, займы не должны сопровождаться условиями.
Глобальное макроэкономическое регулирование. Для этого МВФ должен получать в свое распоряжение инструменты влияния на политику бюджетного дефицита и процентных ставок не только развивающихся, но и развитых стран.
Надзор за международной банковской системой. Он необходим для контроля и регулирования международных рынков капитала по образцу регулирования рынков капиталов отдельных стран.
В числе других мер для усиления экономического влияния ООН на процессы человеческого развития предлагается создать Международный Инвестиционный Трест на основе действующего Всемирного Банка. Он должен осуществлять перераспределение ресурсов, продавая свои облигации странам, имеющим избыток средств, и предоставляя вырученные деньги развивающимся странам в качестве кредитов.
Важнейшим результатом Уругвайского раунда торговых переговоров стало превращение ГАТТ из временного соглашения в полноценное учреждение – Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В числе задач этой организации – упорядочение мировой торговли, решение фундаментальных проблем компенсации за ущерб и оплату за предоставленные услуги, упорядочение процесса капиталовложений и передачи технологий.
Еще одним направлением глобального экономического регулирования может стать создание в рамках ООН Антимонопольного комитета с задачами соответствующего надзора за деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), которые отчасти избегают государственного контроля, практикуют монополизацию и нечувствительны к вопросам охраны окружающей среды.
Облик международного общества зависит не только от правительств. Отдельные люди, семьи, общины, международные организации, транснациональные корпорации, средства транспорта и связи – все это и многое другое помогает сформировать гражданское общество.
Существуют также тысячи неправительственных организаций, работающих на национальном и на международном уровнях, которые контролируют соблюдение прав человека, организуют гуманитарную помощь и защищают интересы таких групп, как женщины, инвалиды и коренные народы. Как показала практика, все они могут оказывать мощное влияние на политику правительств.
Одной из наиболее значительных новых международных организаций этого типа является Совет Земли, образованный в 1992 году. Этот Совет будет выступать в роли глобального наблюдателя по проблемам окружающей среды и развития.
Значительным пробелом в деятельности неправительственных организаций на национальном и международном уровнях было недостаточное внимание к решению проблем коррупции, которая распространяется по всему миру, как раковая опухоль. В этой связи имеются предложения по созданию организации "Международная Честность" с целью проведения исследований и публикации случаев коррупции.
Все эти вышеперечисленные осуществляемые и намечаемые меры международного сообщества свидетельствуют только об одном – в мире наметился и неуклонно осуществляется новый курс – курс на приоритетность решения проблем безопасности человека и устойчивое развитие на основе международной солидарности и сотрудничества.