Кризис старых глобальных идеологических догм
Рубеж между XX и XXI столетиями в истории мирового сообщества по праву можно назвать поворотным в истории его развития.
Большинство стран бывшего “социалистического” лагеря, осознав бесперспективность полной централизации ведения своих хозяйств, отказалось от идеологии коммунистического догматизма и добровольно вступило на путь демократического развития. В этих странах, к числу которых принадлежит и Республика Беларусь, начался процесс коренной трансформации политических и социально-экономических систем. Рухнула догма о “реально существующем социализме”.
На этапе перехода к рыночным отношениям практически все страны, ставшие на этот путь, на первое место поставили ускоренную приватизацию и либерализацию цен. Считалось общепризнанным, что приватизация приведет к автоматической трансформации неэффективных государственных конгломератов в жизнеспособные предприятия, успешно конкурирующие как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Однако практика стран Центральной и Восточной Европы показала, что таким надеждам не суждено было сбыться. Иностранные, так называемые стратегические инвесторы, как правило, избегают рискованного реструктурирования компаний с устаревшими физическими активами, с низким качеством рабочей силы. С другой стороны, местные предприниматели, как правило, не имеют достаточного количества ресурсов и необходимого опыта для успешного выполнения операционных, финансовых и организационных изменений для обеспечения конкурентоспособности приватизированных предприятий.
Со всей очевидностью обозначилась необходимость иной стратегии рыночных преобразований.
Новые проблемы возникли и перед всем мировым сообществом в целом. Оно осознало, что природные ресурсы весьма ограничены и человечество в целом стоит на грани экологической и экономической катастрофы.
Согласно прогнозам Всемирного Банка, население Земли с 5,7 млрд. человек в 1995 году может увеличиться до 8,5 млрд. человек в 2030 году и до 12 млрд. человек в 2050 году. Ископаемые источники энергии практически исчерпаны, а энергетические потребности растут пропорционально росту населения или еще быстрее. Прирост продуктивности сельского хозяйства постоянно уменьшается и составляет в настоящее время менее 1 % в год. Хищническое отношение человека к природе приводит к катастрофическому загрязнению окружающей среды отходами хозяйствования, отравлению воды и воздуха.
Попытки решения этих проблем с использованием традиционных принципов организации мирового хозяйства не дали никаких позитивных результатов. Разрыв в уровне развития стран не уменьшается, а увеличивается, усугубляя весьма неблагоприятные экологические и демографические последствия, чреватые мощными социальными потрясениями. В одном только 1992 году развивающиеся страны должны были выплатить 160 млрд. долларов на обслуживание своих долгов, что на 60 млрд. долларов больше, чем годовой приток частного капитала в эти страны.
Окончание холодной войны, экономические трудности и экологические проблемы инициировали активный поиск новых подходов к решению глобальных проблем обеспечения коллективной безопасности и устойчивого развития.
Мировое сообщество пришло к убеждению, что эти проблемы могут быть решены только при условии приоритетности нужд человека, при условии усиления роли международных организаций в деле перераспределения материальных благ и ресурсов.
Знаменательным событием в этом плане является принятие ООН в 1990 году нового основного показателя национальных счетов – индекса человеческого развития (ИЧР), который пришел на смену широко известному показателю валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. С 1994 года ИЧР преобразован в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и интегрирует в себе показатели долголетия (средней ожидаемой продолжительности жизни), знания (грамотности и образования) и дохода (по паритету покупательной способности). (Методику расчетов ИРЧП см. в: Доклад ООН о развитии человека за 1997 г., Указ. Соч. С. 122 –125).
Принятием нового показателя мировое сообщество признало, что целью деятельности национальных экономик должно быть не безоговорочное приращение богатства (прибыль), а решение социальных проблем. Сам человек стал центром сосредоточения всех интересов.
Так, вполне официально, мировым сообществом была отвергнута вторая идеологическая догма современности – догма возможности процветания на основе гегемонии принципов либерализма.
В освободившемся вакууме после краха воинствующих идеологий коммунистических и либеральных догматик постепенно формируется новая идеология устойчивого развития на основе поэтапного повышения качества жизни и обеспечения безопасности человека. Впервые за тысячелетия истории цивилизации философия мира стала реальной правящей силой на Земле. В этом заключается эпохальность явлений нашего времени.