Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления.

В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ.

В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.

Федерацияэто устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

При этом одна часть вопросов является исключитель­ной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федера­ции, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Ува­жение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого фор­мируется из представителей штатов (земель).

Члены федерации — соучастники общегосударственного суве­ренитета — фактически не обладают индивидуальным суверените­том и правом одностороннего выхода из союзного государства.

В большинстве союзных конституций содержится право федераль­ных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бед­ствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государ­ства показала свою жизнеспособность.

Этого нельзя сказать о кон­федерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Ее члены полнос­тью сохраняют государственный суверенитет и передают в компе­тенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867)и некото­рых других странах.

Эта форма государственного объединения не­прочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распа­дается.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана по­пытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в раз­личных сферах. Такая форма государственных образований не мо­жет быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сбли­жение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы оказывают влияние на процесс становления государства?

2. Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы?

3. Какие особенности отличают государственную организацию общественной жизни от догосударственной? Назовите основные признаки государства.

4. Что означает суверенитет государства?

5. Раскройте основное содержание функций государства.

6. В чем суть принципа разделения властей и каково его значение?

7. В чем состоят основные положения теории правового государства?

8. Что такое социальное государство? Какие государства современного мира можно отнести к социальным государствам?

9. Что такое формы правления государства? Дайте их характеристику.

10. По каким признакам различаются монархия и республика? Какие разновидности монархии и республики вы знаете и какими чертами характеризуется каждая из них?

11. Каковы особенности федеративного устройства России?

Темы рефератов

1. Идеи государства в истории политической мысли.

2. Государство как политический институт.

3. Государство: этапы становления и развития.

4. Правовое государство: теория, история и современность.

5. Социальное государство в современной политической практике.

6. Идея правового государства в истории политической мысли.

7. Республика Марий Эл как субъект Российской Федерации.

Обязательная литература:

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – Глава 7.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие, 2-е изд. / К.С. Гаджиев. – М., 1995. – Главы 4,6.

3. Политология: учебник / Под редакцией В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005. – Глава 9.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И Введение в политологию. – М., 2006, С.248-267.

5. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: учебник по спецкурсу / М.Х. Фарукшин. – Казань, 2003. – Главы 1, 2.

Дополнительная литература:

1. Государство и общество: проблемы федерации и самоуправления / Под ред. В.В. Пузанова. – Ижевск, 1999.

2. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. – М., 2001. – Главы 1, 3.

3. Кулинченко А.В. Государственная власть и проблемы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) / А.В. Кулинченко // Полис. – 2004. – № 6.

4. Межуев В.Н. Идея национального государства в исторической перспективе / В.Н. Межуев // Полис. – 1992. – № 5-6.

Наши рекомендации