Государственно-правовые способы их разрешения

Политические конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно возникает и развивается во взаимоотношениях субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения. Пример политического конфликта в российском обществе – события начала 90-х годов XX столетия. К осени 1993 года сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Конфликт приобрел характер острого кризиса.

Теоретически выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса (согласия) и заключения компромисса (соглашения с взаимными уступками), а для преодоления кризиса (поворотного пункта, исхода) необходимы кардинальные меры.

В данном случае были использованы все возможные способы разрешения конфликта. Были предприняты следующие политические акции 1993 г.: заключение конституционного соглашения; проведение референдума о доверии Президенту; создание альтернативной конституционной комиссии; Конституционного совещания; учреждение Совета Федерации, наделение его законодательными полномочиями. Политическая амнистия в феврале 1994 г. создала условия для реализации другой политической акции – подписания Договора об общественном согласии представителями властных структур, политических партий, общественных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот правомерно можно рассматривать как проявление крепнущего в обществе желания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.

Одна из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации – политический переворот. Это открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает переворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попыток совершения революций. А потому проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политических и социальных напряжений и разработки наиболее эффективных средств их ослабления и полного устранения стала одной из наиболее важных в политологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабильность с помощью политических средств имела в России следствием гражданскую войну после Октябрьской революции. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кровопролитной. Один из ее возможных результатов – полный распад системы. Однако чаще гражданская война завершается победой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент, критическая ситуация в развитии политического процесса в политике обозначается термином «кризис» (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Любой политический кризис может быть результатом конфликта и может перерасти в конфликтную ситуацию.

Различают несколько видов (типов) политических кризисов.

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.

Парламентарный кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.

Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (социальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворческая деятельность становится формой политического противоборства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992–1993 гг. по вопросу о компетенции различных ветвей власти носил не столько правовой, сколько политический характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не привел к мировой войне.

Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процесса, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если выход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.

В развитых демократических странах большое значение придается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций. Оппозиция понимается обычно в двух « аспектах: как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим; как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства. Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организованного общества.

В позитивном плане для разрешения, предотвращения конфликтов рассматривается плюрализм как концепция множественности которая зародилась еще в философии древних греков, признававших равенство «стихий», таких как «земля», «вода», «огонь» и из тезиса Протагора, что человек есть «мера всех вещей». Что же касается его социальных форм, то он появился с первыми проблесками демократических форм правления

Современный политический плюрализм означает различие многообразия политических партий, общественных объединений, организаций с присущими им идейными позициями и политическими платформами, которые способствуют осуществлению их интересов и целей.

Наши рекомендации