Глава 5. контроль в сфере закупок

Статья 99. Контроль в сфере закупок

Комментарий к статье 99

1. Комментируемая статья регламентирует осуществление контроля в сфере закупок. Ранее соответствующая регламентация содержалась в ст. 17 Закона о размещении заказов, посвященной контролю за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

В части 1 комментируемой статьи перечислены органы контроля, которые осуществляют в пределах их полномочий контроль в сфере закупок в соответствии с комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России (см. комментарий к ст. 3 Закона), контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказ (см. комментарий к ст. 3 Закона), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе", является Федеральное казначейство (Казначейство России) <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ. Эти органы перечислены в ч. 9 комментируемой статьи.

Прежде в положениях ст. 17 Закона о размещении заказов говорилось лишь об уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральных органах исполнительной власти (т.е. ФАС России и Рособоронзаказе), органах исполнительной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления муниципального района, городского округа.

2. В части 2 комментируемой статьи перечислены органы и лица, в отношении которых осуществляется контроль в сфере закупок (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "субъекты контроля"), - это заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок. Ранее положения ст. 17 Закона о размещении заказов в качестве таких субъектов называли заказчика, уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную и котировочную комиссии, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организации, оказывающие услуги по ведению и обслуживанию официального сайта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра контрактов, операторы электронных площадок.

3 - 4. Часть 3 комментируемой статьи содержит общие положения об осуществлении контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

В части 4 данной статьи определены органы, осуществляющие контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций). Это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, т.е. ФАС России, и контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказ.

Прежде положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Закона о размещении заказов в рамках такого регулирования устанавливалось следующее:

контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок, а также до заключения контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти;

плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также нужд федеральных бюджетных учреждений, нужд субъектов РФ, а также нужд бюджетных учреждений субъектов РФ или муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа с учетом положений ч. 2 указанной статьи.

В части 3 ст. 17 Закона о размещении заказов также предусматривалось, что порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. На основании этого положения Приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. N 30 утвержден Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2011. 13 апреля. N 78.

Положения комментируемой статьи связаны с положениями Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора). Однако названный Закон непосредственно к отношениям, связанным с осуществлением контроля в сфере закупок, применяется с ограничениями. Так, в соответствии с п. 14 ч. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ <1>) его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), как контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4590.

Законом о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) согласно ч. 2 его ст. 1 устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

5 - 7. В положениях ч. 5 комментируемой статьи определен перечень направлений, по которым осуществляют контроль в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона.

Часть 6 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочие по установлению порядка осуществления указанного контроля, в том числе порядка действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации. При этом предусмотрено, что в таком порядке Правительством РФ в дополнение к указанной в ч. 5 данной статьи информации может определяться иная информация, подлежащая контролю. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ.

В части 7 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи Федеральному казначейству полномочий органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований на осуществление предусмотренного ч. 5 данной статьи контроля. Такая передача осуществляется на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия соответственно.

8 - 9. Положения ч. 8 комментируемой статьи определяют перечень направлений, по которым осуществляют контроль в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В части 9 данной статьи определено, что такой контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с комментируемым Законом, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.

Часть 9 комментируемой статьи также называет перечень органов, осуществляющих такой контроль в сфере закупок:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

3) орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Положения ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона. Как представляется, указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" <1> и от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" <2> является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Бюджетные полномочия Росфиннадзора определены ст. 157 БК РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1490.

<2> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

10. В части 10 комментируемой статьи содержится регламентация осуществления контроля в сфере закупок контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, т.е. Рособоронзаказом. Так, установлено, что Рособоронзаказ осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. ч. 5 и 8 данной статьи, т.е. контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в ч. 2 данной статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. При этом определен перечень направлений, по которым Рособоронзаказ осуществляет контроль в сфере закупок в соответствии с комментируемым Законом.

Закон о размещении заказов таких правил не предусматривал, но в условиях его действия Приказом Министра обороны РФ от 30 июля 2011 г. N 1300 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по оборонному заказу государственной функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа (наименование в ред. Приказа Министра обороны РФ от 29 марта 2012 г. N 678) <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2011. N 41; 2012. N 31.

11. Часть 11 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям полномочия по установлению порядка осуществления контроля за соблюдением комментируемого Закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом установлен ряд требований к содержанию такого порядка. Таким образом, следует ожидать издания соответствующих постановления Правительства РФ, актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов.

12. В части 12 комментируемой статьи, воспроизводящей часть 1 ст. 17 Закона о размещении заказов, установлено изъятие из предмета плановых и внеплановых проверок - это результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона. При этом установлено, что такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке. Речь идет о таких критериях, как: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

13 - 14. Положения ч. ч. 13 и 14 комментируемой статьи, воспроизводя положения ч. ч. 7 и 8 ст. 17 Закона о размещении заказов, устанавливают предел количества плановых проверок, которые могут быть проведены контрольным органом в сфере закупок в отношении одного и того же проверяемого субъекта:

часть 13 комментируемой статьи - в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев;

часть 14 комментируемой статьи - в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в ч. 13 данной статьи комиссии. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно же общему положению ч. 2 ст. 9 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

15 - 16. В части 15 и 16 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки, а также предусмотрены особенности проведения такой проверки по тому или иному основанию.

Ранее в рамках такого регулирования положениями ч. ч. 5 и 6 ст. 17 Закона о размещении заказов устанавливалось следующее:

внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с ч. 9 указанной статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 8 названного Закона. В случае если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение;

в случае поступления информации о неисполнении указанными в ч. 1 указанной статьи лицами вынесенных в соответствии с ч. 9 указанной статьи предписаний, а также в случае поступления информации о совершении указанными лицами действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ вправе осуществлять также внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, нужд бюджетного учреждения субъекта РФ или нужд муниципального бюджетного учреждения.

17 - 20. Положения ч. ч. 17 - 20 комментируемой статьи, представляющие собой нововведения, содержат регулирование, направленное на исключение конкуренции решений, принимаемых по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, вынесенных уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок органами различного уровня. В этих положениях спроецирована трехуровневая система публичной власти в России: 1) федеральная власть; 2) власть субъектов РФ; 3) местная власть.

Так, в ч. ч. 17 и 18 комментируемой статьи установлено, что:

решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки;

решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

Часть 19 комментируемой статьи предписывает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки рассматривать и оценивать доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

При этом на случай, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с ч. 3 данной статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, часть 19 данной статьи предусматривает необходимость выполнения решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Соответственно, часть 19 комментируемой статьи предписывает органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки рассматривать и оценивать доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

При этом на случай органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с ч. 3 данной статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, часть 20 данной статьи предусматривает необходимость выполнения решения, принятого органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

21. В части 21 комментируемой статьи содержится нововведение о необходимости размещения информации о проведении контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом Правительству РФ делегировано полномочие по утверждению порядка ведения данного реестра, включающего в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроков размещения таких документов и информации в данном реестре. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ.

22. В положениях ч. 22 комментируемой статьи предусмотрены права, осуществляемые контрольным органом в сфере закупок при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Прежде для таких случаев в ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов устанавливалось, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе:

1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании торгов;

2) выдать указанным в ч. 1 данной статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ;

3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

О полномочиях по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях см. комментарий к ст. 107 Закона.

23. Часть 23 комментируемой статьи, воспроизводя часть 10 ст. 17 Закона о размещении заказов, устанавливает требование к содержанию предписания об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 данной статьи: в предписании должно быть указано на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Рассматриваемой частью также установлено, что контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания. Прежде такое правило предусматривалось положением ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов.

24. В части 24 комментируемой статьи закреплена обязанность контрольного органа в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания в соответствии с п. 2 ч. 22 данной статьи разместить это предписание в ЕИС. Ранее такая обязанность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления устанавливалась в ч. 11 ст. 17 Закона о размещении заказов в отношении размещения предписания на официальном сайте.

25. Часть 25 комментируемой статьи предусматривает последствие поступления в контрольный орган в сфере закупок информации о неисполнении выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 данной статьи предписания: в этом случае указанный орган вправе применить к лицу, не исполнившему такого предписания, меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Прежде положениями ч. ч. 14 и 15 ст. 17 Закона о размещении заказов на случай поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с ч. 9 указанной статьи предписания устанавливалось следующее: уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления обязан передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ либо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ; уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству РФ.

В части 7 ст. 19.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, его территориального органа.

26 - 27. Положения ч. 26 комментируемой статьи определяют перечень прав, предоставляемых должностным лицам контрольного органа в сфере закупок при проведении плановых и внеплановых проверок, а положения ч. 27 данной статьи - перечень прав, предоставляемых должностным лицам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Ранее в рамках такого регулирования часть 16 ст. 17 Закона о размещении заказов предусматривала, что при проведении проверок, указанных в ч. 1 данной статьи, работники уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителей (их заместителей) указанных органов о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, казенные и бюджетные учреждения, к иным получателям бюджетных средств, а также в организации, осуществляющие функции специализированных организаций, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок, для получения документов и информации о размещении заказов, необходимых уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления.

28. В части 28 комментируемой статьи закреплены обязанности субъектов контроля по представлению в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документов, объяснений в письменной форме, информации о закупках (в том числе сведений о закупках, составляющих государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения. Прежде такие обязанности устанавливались в ч. 1 ст. 17.1 Закона о размещении заказов. При этом часть 2 указанной статьи предусматривала, что информация о размещении заказов, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Статья 19.7.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) предусматривает административную ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

29. Часть 29 комментируемой статьи, воспроизводя часть 13 ст. 17 Закона о размещении заказов, возлагает на контрольные органы в сфере закупок обязанность при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, передать информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в правоохранительные органы. Данная обязанность подлежит исполнению в течение двух рабочих дней с даты выявления соответствующего факта.

Исходя из положений УПК РФ (ст. 40 об органах дознания, ст. 144 о порядке рассмотрения сообщения о преступлении и ст. 151 о подследственности) под правоохранительными органами при этом следует понимать органы прокуратуры и органы внутренних дел, а также органы федеральной службы безопасности (в частности, когда речь идет о разглашении государственной тайны).

30. В части 30 комментируемой статьи установлено, что полученные контрольными органами в сфере закупок при осуществлении своих полномочий сведения, составляющие государственную тайну, и иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Подобное положение ранее содержалось в ч. 1 ст. 17.2 Закона о размещении заказов. При этом часть 2 указанной статьи предусматривала, что за разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. В части 3 указанной статьи устанавливалось, что вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, или их должностными лицами информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет соответственно казны России, субъекта РФ, муниципального образования.

31. Часть 31 комментируемой статьи соответственно положению ч. 3 ст. 1 комментируемого Закона указывает, что Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" могут быть установлены особенности предусмотренного ч. 10 данной статьи контроля в сфере государственного оборонного заказа. Такие особенности установлены в ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", согласно которой при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, вправе: 1) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных им нарушений; 2) обращаться в суд, арбитражный суд с иском, заявлением о понуждении к исполнению выданных им предписаний; 3) возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок

Комментарий к статье 100

В комментируемой статье содержится нововведение о ведомственном контроле в сфере закупок, т.е. о контроле, осуществляемом государственными органами (в том числе органами государственной власти), ГК "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков. В данной новелле видится аналогия с положением подп. 11 п. 1 ст. 158 БК РФ, предусматривающим (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), что главный распорядитель бюджетных средств обладает таким бюджетным полномочием, как организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

В рамках регламентации ведомственного контроля в сфере закупок комментируемая статья предусматривает, что порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков устанавливается:

Правительством РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок федеральными государственными органами (в том числе федеральными органами государственной власти), ГК "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок государственными органами субъекта РФ, в том числе органами государственной власти субъекта РФ;

местной администрацией - для осуществления ведомственного контроля в сфере закупок муниципальными органами.

Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Комментарий к статье 101

1 - 2. Комментируемая статья содержит новеллы о контроле в сфере закупок, осуществляемом заказчиком. Однако вся новая регламентация сводится в ч. 1 данной статьи лишь к возложению на заказчика обязанности по осуществлению контроля за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также к отсылке в отношении порядка осуществления такого контроля к законодательству РФ.

В части 2 комментируемой статьи предусмотрен единственный частный случай осуществления заказчиком контроля в сфере закупок - заказч

Наши рекомендации