Политологический терминологический словарь
АБСЕНТЕИЗМ (от лат. absens – отсутствующий, absentia – отсутствующий) – позиция, линия и тактика поведения избирателей, граждан, политических деятелей, состоящая и проявляющаяся в уклонении от участия в выборах государственных органов; своеобразное выражение протеста со стороны избирателей или политиков по поводу тех или иных действий официальных лиц, решений институтов власти. Абсентеизм может выражаться в преднамеренном отсутствии делегатов, депутатов или парламентариев на собраниях, заседаниях и съездах, что в силу отсутствия кворума не позволяет принять какие-либо постановления или законопроекты.
АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – форма государственного правления, при которой вся власть сосредоточена в руках одного лица – императора, монарха, царя. Абсолютная монархия – форма политического правления и политического режима, при которой монарх обладает неограниченными полномочиями, опирается на мощный, централизованный бюрократический аппарат, репрессивные органы и армию. Роль представительных учреждений сводится до декоративно-представительного минимума. Особенности абсолютизма зависят от соотношения сил между аристократией, дворянством, помещиками и городским сословием.
АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas – власть, влияние) – политический режим, образ правления, при котором политическая власть сконцентрирована в руках одного политика или небольшой группы лиц. В основе авторитаризма лежат серьезные ограничения политических свобод граждан, деятельности политических партий и общественных организаций, подавление оппозиции, контроль над представительными учреждениями, применение политических репрессий. При авторитаризме идеологическая и политическая жизнь общества находятся под строгим государственным контролем, политическая деятельность масс направляется в организованные рамки, поощряется следование установленному порядку. Частная, семейная, религиозная и экономическая жизнь контролируются в меньшей степени, чем политические отношения. Авторитарные режимы выступают в гражданской (модернизаторской, традиционно-популистской, корпоративной) и -военной формах.
АВТОРИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от лат. autoritas – власть, влияние и от нем. Autoritat – авторитет) – общественное признание возможности и права субъекта политики осуществлять власть, одно из фундаментальных качеств политического деятеля. Политический авторитет представляет собой оправданное доверие граждан к политику, вырастает как из личностных качеств политика, так из его умения и способности реализовать свой потенциал на практике, соединять слово и дело. В политическом авторитете находит выражение оценка обществом, социальной группой соответствия качеств политика потребностям политической, государственной или партийной деятельности на определенном этапе общественного развития. Используя политический авторитет, его носитель (субъект политики) может эффективно воздействовать на общество, социум, окружение. [c.475]
АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio – управление, руководство) – управленческо-организационная деятельность системы государственных органов; совокупность органов исполнительной власти государства, правительственный аппарат, их структуры; должностные лица государственных организаций; руководящий, управленческий персонал любого учреждения, предприятия, кампании. Администрирование – управление, заведывание, формальное руководство, использование командно-бюрократических методов.
АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. activus – деятельный, энергичный) – активная, настойчивая, целенаправленная деятельность личности, различных политических сил и групп, классов, политических институтов, направленная на достижение определенных социально-политических, экономических, национальных и идеологических целей. По смыслу противоположна политической пассивности, предполагающей бездействие, безучастное, безразличное отношение к политической жизни.
АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – (от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод исследования политических явлений и процессов путем их расчленения, разложения и дифференциации на составные части, элементы и подсистемы в целях выявления их сущностного содержания, основных факторов развития, взаимодействия и динамики. Политический анализ требует широких знаний в области политических, общественных и естественных наук, наличия профессионального опыта и интуиции. Является необходимым условием обобщения и синтеза политических знаний, политического предвидения и прогнозирования. Основная цель политического анализа – разработка и подготовка принятия политических решений.
АНАРХИЗМ – (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного и правового управления обществом. Государство объявляется основной причиной социальной несправедливости; провозглашается негативное отношение к любым формам государственности, политико-правовых институтов; условием свободы человека объявляется отсутствие принуждения со стороны политико-правовых институтов. Наиболее видные представители – М. Бакунин, П. Прудон, П. Кропоткин.
БОНАПАРТИЗМ – особая форма правления, режим власти, идеологии и политики. Название происходит от политического курса Наполеона Бонапарта (1769–1821, император 1804–1814). Классическому бонапартизму присущи такие черты, как стремление к единоличному правлению, вождизму и диктатуре, широкое использование социальной демагогии и противодействие демократии, опора на военно-полицейские силы и бюрократический аппарат, широкое использование репрессий, лавирование между различными социальными и этническими группами и слоями, агрессивная внешняя политика. В узком смысле – политика беспринципного лавирования, “кнута и пряника”. [c.476]
БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть, господство, буквально власть канцелярии) – специфическая форма реализации власти, система управления обществом, осуществляемая привилегированной группой, кастой, элитой, которым присущ свой особый, корпоративный интерес. Характерные черты бюрократического правления: закрытое принятие решений, формализм, отрыв центров исполнительной власти от воли и решений большинства, иерархическая система управления, подбора и ротации кадров, высокий профессионализм аппарата. Бюрократия – естественная и необходимая форма всякой организации, которая характеризуется эффективностью, достигаемой за счет четкого распределения обязанностей и использования высококвалифицированных специалистов в управлении; наличием системы установленных правил управленческой деятельности; иерархией власти, позволяющей осуществлять постоянный контроль за деятельностью сотрудников. Рациональность бюрократии не отменяет того, что в ее деятельности характерным является перенос акцента с целей организации на средства их достижения. Различают бюрократию: авторитарную – базирующуюся на повиновении и использовании различных санкций, обеспечивающих упрочение власти, а также представительную, основанную на знании, опыте и умении.
ВЗГЛЯДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – та часть совокупности представлений человека, социальной группы, общества в целом, которая касается политической жизни в самом широком смысле слова, а более узко – выражение отношений к политической власти вообще и к конкретным властям. Политические взгляды представляют собой идеи, представления, мнения, отражающие политическое бытие и содержащие его оценку. Свое реальное проявление они находят в предметном отношении к политическим реалиям, в поведении и поступках людей (например, борьба противоположных взглядов, политическая активность и пассивность, поддержка или неприятие тех или иных политических мер), в отношении к органам власти, политическому и экономическому курсу. Строго говоря, лишь те события и явления политической жизни, которые способны задеть каждого и тем самым затронуть и пробудить общественный интерес, становятся политически значимыми, формируют политические взгляды, которые могут существовать как в скрытом, латентном состоянии, так и быть выраженными, обнародованными, но всегда связаны с определенной политической позицией, детерминированной в свою очередь и в конечном счете политическими интересами. Политические взгляды проявляются как на личностном уровне восприятия действительности, так и на уровне политической ориентации субъектов политики. Они могут быть представлены, как в концептуальном виде, так и в форме обыденных представлений о политике, содержащих как здравый смысл, так и ложные, мистифицированные, утопические взгляды и суждения. В зависимости от оснований типологизации, выделяют “левые”, центристские и правые; анархистские, либеральные, демократические, революционные, марксистские и консервативные; пацифистские, шовинистические, реваншистские и др. политические взгляды. [c.477]
ВЛАСТЬ – 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, насилия, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными и иными полномочиями. В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, с помощью авторитета, насилия. Традиции. Ее основные разновидности: военная, духовная, политическая, экономическая, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть, которая характеризуется приоритетными возможностями в обществе, предназначена для обеспечения и поддержания его целостности и развития. Концепция власти занимает центральное место в политических науках и политике. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти являются отношения господства и подчинения, Чем общество демократичнее, тем власть более разграничена, открыта и функциональна. Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит сугубо общественный характер, но со временем обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, разведывательными органами, отделяется от общества и становится над ним, приобретая представительный характер. Теория разделения властей предполагает в демократическом обществе ее дифференциацию на законодательную, исполнительную и судебную. Средства массовой информации, в силу их влияния на общество и политику, называют “четвертой властью”. Власть – обязательное и неизбежное условие устойчивого функционирования и успешного развития общества во всех его сферах – экономической, политической, социальной, духовной.
Этимология понятия “власть” многофункциональна, для раскрытия ее значения используются славянские, греческие и латинские корни. В русском языке слово власть является однокоренным со словом “владеть” (властитель, владыка, владычествовать), основание которого имеет значение “собственник”, “хозяин”. В этом смысле раскрывается материальный аспект власти. В качестве синонима употребляются также слова “повелитель”, “властитель”, указывающие на иной атрибут субъекта власти – волю, право повелевать, право распоряжаться. Корень “лад”, лежащий в основе славянских словообразований, характеризующих власть, раскрывает ее важную, традиционную функцию в обществе: ладить, жить в мире, устраивать жизнь. В основе первого “греческого ряда” лежит корень kratos (сила, власть, могущество). Отсюда – аристократия, бюрократия, демократия, партократия, плутократия (власть богатства, денег), охлократия (власть толпы). Другой “греческий ряд” идет от корня агст (начало, начальство, правительство, править). Отсюда – анархия (безвластие), архитектор, архиепископ, олигархия (власть немногих), полиархия (многовластие). В латинском языке смысловая основа слова власть (potestas) означает возможность, способность, обладание определенной силой для осуществления какой-либо деятельности (potentia). Акцент здесь ставится на силе. В этом значении термин “власть” существует в романо-германских языках: power (англ.) – власть, способность, возможность, право, сила, энергия, мощность; Macht (нем.) – власть, сила, мощь, могущество; poder (испанск.) – власть, влияние, авторитет, сила; pouvoir (франц.) – власть, свойство, сила, влияние. [c.478]
ВЛАСТЬ как авторитетно-властное полномочие – влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно охарактеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении власти Б (а потому и влиянием), поскольку Б рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные, законные или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру в отличие от форм влияния, основанных на применении материальных ресурсов или физическом принуждении. Оно в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так – правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти служат традиции, закон и харизматические качества политических лидеров. У политических систем, выдерживающих испытание временем, обычно в активе оказывается авторитет традиции и законности.
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – степень, уровень, способность политического действующего лица, субъекта политики желательным для него образом воздействовать на поведение других. Политическое влияние может основываться на силе и авторитете. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении и деятельности субъектов политики. Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов; от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; от степени повиновения, какой хотят добиться.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – высшее должностное лицо, являющееся носителем исполнительной власти государства и верховным представителем в сфере внешних сношений. В современных монархиях (Великобритания, Дания, Испания, Япония и др.) главой государства является монарх (король, император, эмир), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В республиках (Италия, Мексика, Россия, Франция, ФРГ, США и др.) главой государства является президент, который избирается либо непосредственно населением, либо в результате многостепенных выборов. В президентских республиках он одновременно является главой правительства. Пь Конституции Российской Федерации (1993) Президент Российской Федерации является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обладает широким кругом полномочий, избирается сроком на пять лет (ст. 80–82). Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и принимать решение о его отставке (ст. 83). [c.479]
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА – руководитель высшего исполнительного органа власти: в странах с парламентарными формами правления – премьер-министр, председатель совета министров, канцлер; в президентских республиках – президент. В парламентарных странах глава правительства, как правило, назначается на должность главой государства. Обычно им становится лидер политической партии, одержавшей победу на парламентских выборах, или лидер одной из партий правительственной коалиции. Премьер-министр (председатель совета министров, председатель правительства) и возглавляемое им правительство несут ответственность перед парламентом. Министры обязаны строго повиноваться главе правительства, а несогласные с ним – уйти в отставку. Во многих странах наблюдается тенденция расширения исполнительной власти правительства и полномочий его главы, а также главы государства по сравнению с властными полномочиями парламента.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ – одна из форм государственной деятельности, направленная на осуществление задач и функций государства, выражающаяся в исполнительной и распорядительной работе государственных органов, в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов. Представляет собой не только политическое, но и хозяйственное руководство. Содержание деятельности органов государственного управления, государственного аппарата определяется главными задачами и основными функциями государства.
ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Характерными признаками государства являются: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государственную систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, т.е. исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. Государства имеют собственный герб, флаг, гимн. Типология государства по форме правления – монархия, республика (парламентская, президентская); по форме государственного устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду режима – демократическое, авторитарное, тоталитарное. Выделяют также правовое и социальное государство. Основные структурные элементы государства: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебная система, надзорно-контрольные инстанции, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции: регулирование экономики и хозяйственной деятельности, регулирование социальных отношений и создание условий для нормальной жизни населения, духовно-идеологическая деятельность по формированию соответствующего государственному строю менталитета граждан, защита существующего государственного и общественного строя, экономической и социальной системы, охрана общественного порядка, поддержание дисциплины граждан. Внешние функции: развитие отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; содействие интеграционным процессам на различных уровнях и в различных сферах; участие в международном разделении труда, в решении глобальных проблем; защита государственных интересов на международной арене; обеспечение мирных условий жизни, организация обороны страны или военная, политическая, экономическая экспансия. [c.480]
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных, нравственных, семейных, национальных и др. отношений; сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, корпорации и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, общественно-политические, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и иных коллективах; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мыслей, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение; самостоятельность и независимость творческих, научных и других самодеятельных объединений от государственных и политических структур. Гражданское общество существует и функционирует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. Активизация жизнедеятельности гражданского общества делает все более очевидным, что государство не должно регламентировать повседневную трудовую, предпринимательскую, творческую и иную деятельность своих граждан. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка. [c.481]
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (от англ. “pressure groups”) – термин, применяемый в политических науках для обозначения различных заинтересованных групп (предпринимательских, финансовых, профсоюзных, религиозных, культурных и др.), которые осуществляют давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу. Группы давления (или как их иногда определяют “группы интересов”) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятных для представляемых ими людей направлении. Они имеют три основные характеристики: организованность, одинаковость стремлений, использование правительственных институтов для реализации своих целей. Имеются существенные отличия группы интересов от политической партии. Во-первых, основная цель политический партии – одержать победу на выборах, прийти к власти; в то время как задача группы интересов – оказание скрытого давления (влияния) на парламент и правительство с целью принятия соответствующих (выгодных) законов, постановлений и решений. Во-вторых, имена партийных кандидатов идут в избирательных бюллетенях с указанием названия партии, а группы давления обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных кандидатов и регистрироваться в парламентах западных стран. В-третьих, группы интересов более “конкретны”, чем партии; они активно и заинтересованно выражают, защищают, “лоббируют” (от англ. lobby – кулуары) конкретные интересы определенных групп и кругов, используя для этого разнообразные средства влияния на властные органы и их персонал, включая настойчивые просьбы, повышенные гонорары за выступления или публикации, бесплатные зарубежные поездки и т.п. Воздействие на политическую власть осуществляется путем субсидирования политических партий, финансирования политических, избирательных кампаний, развертывания общественных акций с целью поддержки или, наоборот, осуждения кандидатов, использования СМИ и др. Наряду с политическими партиями группы давления или группы интересов, представляют собой отличительное свойство политической системы современных демократических стран.
ГОМЕОСТАЗИС В ПОЛИТИКЕ (от греч. homoios – подобный, statis – стояние) – подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостазиса сложилось первоначально в физиологии с целью объяснить постоянство внутренней среды организма и устойчивость его основных физиологических функций, что достигается благодаря механизмам саморегуляции. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о “мудрости тела” как открытой системы, непрерывно поддерживающей свою стабильность. Получая сигналы об изменениях, угрожающих системе, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние, к прежним значениям параметров. Со временем принцип гомеостазиса перешел в психологию (Ж. Пиаже), с 50-х гг. XX в. в кибернетику (Н. Винер), а с 60-х – в теорию политических и социальных систем (Д. Истон, Т. Парсонс). В политических науках принцип гомеостазиса используется преимущественно при анализе функционирования и социодинамики политической системы общества, а также ряда системных организаций (государства, партий, профсоюзов и др.), выступающих в качестве ее подсистем. Политический гомеостазис – это подвижное равновесное состояние политических систем, сохраняемое путем противодействия их властных структур и интегрированных в них субъектов политики, любым внешним и внутренним факторам, нарушающим данное равновесие и основные принципы функционирования системы. [c.482]
ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos – народ и kratos – власть) – власть народа, избранная народом и для народа, народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление, которое в политических и гуманитарных науках рассматривается как 1) форма государства, государственного устройства и управления; 2) принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий и общественных организаций; 3) характер и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении. Демократия – такая система организации, деятельности и отношений, которая складывается и протекает на основе принципа, признающего в качестве единственного источника власти народ, большинство. Она призвана обеспечить его волю, выборность органов власти, их подотчетность народу, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении основополагающих проблем жизни общества, его политических институтов, организаций. В основе демократии лежит соблюдение прав и свобод человека, наполнение их соответствующим социально-экономическим содержанием (достойный уровень жизни, наличие в обществе сильного “среднего класса”, общедоступность образования и здравоохранения), обеспечение условий для свободного волеизъявления граждан, их полноправного, заинтересованного и постоянного участия в политике. Со времен Аристотеля подлинной демократией считается та организация общества, в которой существуют не только принципы плюрализма, гласности и прав человека, решение политических и иных проблем посредством справедливых выборов, референдумов и т.д., но и созданы необходимые социально-экономические условия для достойного человеческого существования, решены проблемы голода, безработицы, серьезного разрыва в имущественных доходах и состояниях между самыми богатыми и самыми бедными членами общества. Провозглашаемые демократические принципы общественного устройства без решения социально-экономических проблем следует рассматривать как формально-юридические: они характеризуют политическую демократию, но не дают права говорить о создании подлинной, социальной и экономической демократии, социальной основой которой является развитый “средний класс”, а политико-юридической – правовое и социальное государство. Формальная демократия с политической точки зрения может представлять собой власть большинства над меньшинством или одной социально-политической и экономической части общества, над другой. [c.483]
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – порядок формирования выборных, прежде всего представительных, органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования. Избирательная система как определенный порядок формирования выборных органов власти базируется на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Последнее обычно закреплено в общем виде в конституции и конкретизируется в избирательных законах. Оно основывается на неотъемлемом праве граждан участвовать в формировании выборных органов государства: активном – праве избирать, праве голоса, дающем возможность участвовать в выборах и референдумах, и пассивном – праве быть избранным. Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы). В современных условиях из многочисленных и распространенных в Новое время цензов (имущественных, образовательных, оседлости, пола) действует в основном возрастной и ценз гражданства. Кроме того, в избирательных законах ряда стран прямо указывается на некоторые группы, которые в силу специфических условий не имеют избирательного права. Выборы – могут быть прямыми или косвенными, т.е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков.
Избирательные системы бывают мажоритарными, пропорциональными или смешанными. При мажоритарной системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция, первый тур выборов) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Под абсолютным большинством понимается 50%+1 голос; под относительным – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности. Существует и так называемое квалифицированное большинство – 3/4 от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, причем в списке остаются только два первых кандидата. При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (Италия, Россия). В большинстве стран избирательные системы используются либо комбинированно (для второго тура), Либо параллельно (выборы одних органов, например, парламента, по одной системе, местных органов власти – по другой). В России 50% депутатов Государственной Думы (225 человек) избирается по пропорциональной системе (“списки партий и движений”), а другие 50% депутатов (225) – по мажоритарной. Президент России и местные органы власти Российской Федерации избираются по мажоритарной системе представительства. [c.484]
ИМПИЧМЕНТ (от англ. impeachment – порицание, обвинение) – законодательно установленный в ряде стран (Великобритания, США, Япония) порядок привлечения высших должностных лиц, государства, в том числе президента, к ответственности за нарушение конституции и совершение преступления. Право привлечения к ответственности в порядке импичмента в сложившейся практике осуществляется нижней палатой парламента, а рассмотрение дела по существу – верхней палатой. Так, по Конституции США приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать какую-либо почетную, ответственную или оплачиваемую должность на службе США. В дальнейшем производится расследование, отстраненному от должности предъявляется обвинение, он предается суду И согласно приговору несет наказание в соответствии с законом. По Конституции Российской Федерации Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, а также в случае стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. При отрешении Президента Российской Федерации от должности обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Процедура отрешения Президента от должности в России достаточна сложна. Вместо понятия “импичмент” в Конституции России употребляется термин “отрешение от должности”. Однако термин “импичмент” широко применяется в политическом языке.
ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – разновидность социальных институтов, осуществляющих определенный вид политической деятельности. Основные политические институты – государство и политическая партия. Возникновение политических институтов относится ко временам разделения политического труда, усложнения социально-политического устройства общества. Они обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, развитие политических процессов, отвечают за социальные связи внутри и вне общества, контролируют социально-политический порядок.
КВОРУМ (от лат. quorum), установленное законом или уставами общественных организаций число участников собрания, заседания, необходимое для принятия правомочных решений. Вопрос о кворуме является сущностным для функционирования любого собрания, общественной организации, представительного или иного органа власти. В случае отсутствия кворума, определяемого законом или уставом соответствующей организации, решения собрания или заседания являются неправомочными и не могут иметь юридической силы. Проблема кворума выступает и как вопрос “общего числа” участников, делегатов или депутатов. Так, “общее число депутатов” Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по решению Конституционного Суда РФ трактуется как конституционно определенный ее состав в 450 депутатов. Это означает, что кворум для работы Государственной Думы и для голосования определяется п