Период возвышения москвы 14 век
Со второй половины 14 в. все местные художественные центры начала постепенно затмевать быстро возвышавшаяся Москва. С течением времени она стала важнейшим экономическим и политическим центром Руси; уже в 14 в. ее владетели принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.
Повышение политического могущества Москвы в 14 столетии отразилось на ее архитектурном облике. Уже в 1367 г. Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные; город стал хорошо защищенной крепостью. В то время образовался и центр Кремля — Соборная площадь, в дальнейшем окруженная Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами, Ивановской колокольней и княжеским деревянным дворцом. Тогда же наметилась и общая радиально-кольцевая планировка города, которая легла в основу его позднейшей застройки и дожила до наших дней. За пределами Кремля разросся большой посад, который образовал позднее Китай-город, обнесенный валом, а затем стеной; центром Москвы уже в то время стала Красная площадь, к которой сходились все дороги.
От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города. Среди них — Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422) В этих сооружениях зодчие приняли за основу план владимиро-суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения и использовали характерные для киево-черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры.
Монастыри в то время играли огромную роль в жизни страны. Особое значение приобрел в 14 в. Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский — один из ближайших сподвижников Дмитрия Донского — был вдохновителем последнего в его объединительной деятельности.
Искусство Рублева было подготовлено всем предшествовавшим развитием живописи, в частности московской. Московские иконы середины 14 в. «Никола с житием», «Борис и Глеб с житием» (Третьяковская галлерея) еще очень близки к более раннему искусству.
Встречаются и иконы несомненно русские, с грубоватыми, но выразительными образами, с яркими, горячими красками.
Искусство Рублева, которому удалось в наибольшей мере утвердить главенствующее положение московской живописи среди других школ Древней Руси, не может считаться вышедшим из одного какого-либо направления. Величайшая Заслуга его в том, что он синтезировал все лучшее из созданного до него.
Как уже было сказано, Андрей Рублев с Прохором из Городна участвовал под руководством Феофана Грека в создании стенных росписей и иконостаса Благовещенского собора. Иконостас этот занимает особое место в истории древнерусского искусства. Он стал образцом для русских иконописцев не только потому, что его авторами были выдающиеся мастера, но и в силу того, что именно в нем принцип иконостаса получил наконец свое целостное выражение.
В византийских церквах алтарь отделялся от остального помещения невысокой преградой, и только на Руси она превратилась в стену, состоящую из икон, которые постепенно заполнили всю алтарную арку. В основе иконостаса лежит изображение «Деисуса» — излюбленной композиции русских иконописцев, которая в 12 в. состояла всего из трех фигур * — Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя, стоящих по сторонам от него в молитвенной позе. В дальнейшем к ним стали прибавляться изображения архангелов, апостолов и отцов церкви, которые в таких же молитвенных позах помещались по сторонам Богоматери и Крестителя. Над этим «деисусным» ярусом, или «чином», появился «праздничный чин», состоящий из икон с двунадесятыми праздниками, и, наконец, над ним еще два яруса икон — так называемые пророческий и праотеческий чины. Каков же был смысл появления иконостаса? Прежде всего на него в очень большой мере перешли функции всей церковной росписи, потому что здесь были собраны все основные образы христианского пантеона, а также важнейшие изображения евангельской истории. Хотя неоспорим репрезентативный, торжественный характер иконостаса, утверждавший, как и всякая церковная роспись, силу божественной власти,— основная его направленность заключалась все же в ином. Он изменил смысл всего живописного убранства церкви, сделав его основой деисусную композицию, которая утверждает идею заступничества. В иконостасе Благовещенского собора она выражена с большой убедительностью и силой. Богоматерь (илл. 125) и Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел, Иоанн Златоуст и Василий Великий изображены в торжественном предстоянии. Их спокойные позы, чуть склоненные головы, скупой жест протянутых к Христу рук — все исполнение величия и особенной значительности. Монументальный характер всей композиции, рассчитанной на обозрение с некоторого расстояния, обусловил сдержанность движений. Главным художественным средством является линия, плавно очерчивающая силуэт фигур. Именно с ее помощью передает художник и благородство возвышенных образов, и молитвенную сосредоточенность, и просьбу, обращенную к Христу. Колорит основан на ясном соотношении насыщенных тонов, среди которых особенно важную и объединяющую роль играет глубокий синий цвет. В человечности образа Христа отражено представление о сущности бога иное, нежели два-три века назад, гораздо более тонкое, глубокое и многостороннее. Русские люди стали наделять Христа — верховного судью — милосердием и сочувствием к их горестям и радостям.
Московский Кремль
§ Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней.
§ Зубцы стены Кремля в виде «ласточкиного хвоста» имеют тот же вид, что и отличительные зубцы замков гибеллинов.
§ В 1941 году в целях маскировки под жилую застройку на стенах Кремля были нарисованы окна.
1. Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей
2. во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен
3.В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору
4. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). Увы, прочность материала оказалась недостаточной и сооружения "поплыли".
5. на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.
6.Во второй половине 15 века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, П.А Солари. Ими в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Все здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором , Благовещенским собором , Грановитой палатой, Архангельским собором и колокольней Иван Великий
7. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным.
8. Во время вооружённого восстания в октябре-ноябре 1917 года Кремль, на территории которого находились отряды юнкеров, серьезно пострадал от артиллерийского обстрела, произведенного революционными войсками.
9.С приходом Советской власти столица была перенесена в Москву и Кремль вновь становится политическим центром. В марте 1918 года в Кремль переезжает большевистское правительство. Его резиденцией и местом проживания советских вождей становятся дворцы и кавалерские корпуса. Вскоре свободный доступ на террриторию Кремля для обычных москвичей оказывается под запретом. Храмы закрывают и кремлёвские колокола надолго умолкают.
10. За годы советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю (уничтожались памятники и сносились монастыри)
11.В 1990-е в Кремле были произведены масштабные реставрационные работы. Некоторым зданиям был полностью или частично восстановлен облик, утраченный в советские годы.
12. Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX векабыла перестроена в готическом стиле
Живопись 17 века.
17 в. – это период перехода от традиций к буржуазной и светской культуре. Происходит укрепление государственной власти при Михаиле и Алексее Романовых.
Причины перехода к светской культуре:
- зарождение капиталистических отношений
- интерес к светскому знанию и развитие науки
- участились культурные контакты с Западной Европой
- главным содержанием стал процесс процесс отхода освобождения от культурных традиций
Особенности живописи:
- отход от канона
- попытки реалистического отображения действительности
- использование в иконописи линейной и воздушной перспективы, светотени
- реальный пейзаж
- украшение иконы (оклады)
- внимание к деталям, орнаменту
Икона превращается в произведение искусства. В иконе проявляется интерес не к духовному, а к мирскому.
Появляются форсуны – изображение реального человека по традиционным канонам.
Самым знаменитым художником того времени был Симон Ушаков . Он считается реформатором русской живописи 17 в. Он работал не только в живописи, но и в гравюре. Его творчеству принадлежат такие иконы, как "Спас нерукотворный", "Троица", «Архангел Михаил».
Благодаря экономическому подъему происходит развитие ДПИ. Развивается производство эмали, литье, ювелирное искусство и т.д.
С 17 в. – период формирования светского мировоззрения, светского искусства. С этого времени древнерусская иконопись перестала существовать как господствующая система.
Архитектура 17 в
17 в. – это период перехода от традиций к буржуазной и светской культуре. Происходит укрепление государственной власти при Михаиле и Алексее Романовых.
Причины перехода к светской культуре:
- зарождение капиталистических отношений
- интерес к светскому знанию и развитие науки
- участились культурные контакты с Западной Европой (опосредованный характер, через рассказы путешественников, книги, гравюры)
- главным содержанием стал процесс обмирщения (процесс отхода освобождения от культурных традиций)
Архитектура
Ведется активное светское строительство, Теремной дворец Московского Кремля. Спасскаяи другие башни Кремля. М.И. Чоглоков.Сухарева башня в Москве.
В храмовом зодчестве уделяется основное внимание внешнему оформлению. Появляется т.н. «Дивное узорочье», Троицы на Никитниках.
Также архитектура, в том числе и храмовая, украшается всевозможным скульптурным декором и изразцами, Купеческие храмы Ярославля: церковь Ильи Пророка, боярские палаты и трапезные.
Проявляется интерес к использованию элементов западноевропейского зодчества, вследствие чего развивается стиль "нарышкинское" барокко Церковь Покрова в Филях. В деревянных постройках, Дворец в Коломенском, чувствуется влияние традиций.