Государственная служба за рубежом
Необходимость изучения зарубежного опыта госслужбы для РФ и РБ обусловлена несколькими факторами. Во-первых, зарубежный опыт, как исторический, так и современный, поможет застраховаться от общеизвестных ошибок.
Во-вторых, зарубежный, и особенно европейский опыт государственной службы был широко использован при формировании российской государственной службы в начале 90-х годов. Однако эффективность нашей госслужбы пока оставляет желать лучшего. Это, в свою очередь, требует более пристального внимания к применению международного опыта в этой сфере.
В-третьих, госслужба в современных кризисных условиях может выступить гарантом будущего обновления. Последние результаты реорганизации государственной службы в западных странах говорят о ее больших потенциальных возможностях. На сегодняшний день госслужба в РФ и РБ находится в стадии становления, и этот опыт может оказаться для них весьма полезным.
Однако при использовании зарубежного опыта следует избегать бездумного копирования, догматизма, забегания вперед, да и повторения ошибок, которыми сопровождалось внедрение как европейской, так и американской моделей работы госаппарата. Опыт каждой страны целостен, он уходит своими корнями в историю, культуру, традиции, уровень развития экономики и многое другое. Что применимо в одной стране, то по абсолютно объективным причинам может быть недопустимо в других. И все-таки, при своеобразии и уникальности опыта каждой страны в отдельности, есть то общеобязательное, что важно знать и соблюдать для успешного функционирования государства в целом.
Зарубежные страны - это целый конгломерат общественно-политических образований со своей историей, особенностями государственного устройства, политической системы, культуры, традиций. Поэтому говорить о зарубежном опыте в области государственного управления и государственной службы можно только обобщенно, выбирая из этого опыта наиболее значимые элементы.
В настоящее время особого внимания заслуживают такие аспекты зарубежного опыта государственного управления и государственной службы как: зарубежная политико-административная и управленческая теория, конкретные формы организации госслужбы в зарубежных странах, роль и место государственных служащих в обществе и государстве, реформа государственной службы.
Зарубежные подходы к теории государственного управления и государственной службы воплощены в трудах Николло Макиавелли, Макса Вебера, Эриха Фромма, Олвина Тоффлера, Эмиля Дюркгейма, Раймона Арона и многих других ученых. На основе их трудов разрабатывались концепции государственной службы зарубежных стран. В большинстве исследований концепция госслужбы складывалась на основе теории государства, составным элементом которой часто становилась концепция рациональной бюрократии Макса Вебера. Эта концепция оказала огромное воздействие на формирование и функционирование профессиональной государственной службы в Европе и за ее пределами. Концептуальной основой государственной службы США явилась теория демократии, которая стала основой создания системы политических институтов этой страны и ее государственной службы. Большое влияние на цели, задачи, функции и правила прохождения государственной службы зарубежных стран оказала возникшая на Западе теориягосударственного (публичного) менеджмента.
Общая схема организации государственной службы. В структурном плане в ней выделяются общегосударственный (центральный), региональный уровни и уровень органов местного самоуправления. В качестве примера можно использовать схему организации государственной службы Франции. В ней каждый орган власти выполняет свою функцию по руководству государственной службой. Парламент утверждает Общее положение о государственной службе и определяет порядок создания бюджетных должностей. Государственный совет устанавливает, какие должности входят в круг полномочий президента и правительства, какие категории чиновников могут назначаться другими органами. Президент утверждает декреты по вопросам государственной службы, осуществляет назначение высших должностных лиц, таких как государственные советники, главные консультанты Счетной палаты, префекты, послы, руководители академий и др. Премьер-министр, согласно конституционным нормам, несет непосредственную ответственность за всю работу государственной службы. Непосредственно управляет государственной службой Министерство государственной службы, децентрализации и реформы государства.
На региональном уровне управление государственной службой осуществляют префекты. Префект и подчиненные ему службы префектур выполняют две функции: представителя центрального правительства и координационного штаба служб региона. Префект имеет право принимать на работу служащих среднего и низшего звена. На уровне местного самоуправления руководящими органами выступают муниципальные советы и мэры. Они замыкают управление государственной службой в масштабе страны.
Во Франции широко развиты самоуправленческие начала в деятельности органов по руководству государственной службой, что допускает активное участие в ней профсоюзных активистов, рядовых сотрудников. С этой целью создана сеть полугосударственных-полуобщественных органов, таких как Генеральный совет, Территориальный совет, Паритетный административный комитет для согласования принимаемых актов по государственной службе с интересами государственных служащих, обсуждения альтернативных проектов по государственной службе и т.д.
В других странах действует примерно такая же схема организации государственной службы с разделением ее на ряд уровней, хотя в каждой стране имеется, как правило, своя специфика. В Англии руководство государственной службой формально принадлежит монархии, олицетворяемой королевой. Фактически под монархией подразумеваются высшие органы государства и должностные лица: премьер-министр, кабинет, министры. Такой же подход к пониманию руководства государственной службой существует и в других странах (Испания, Бельгия), где сохраняются институты монархии.
В США ведущую роль в руководстве государственной службой играют президент и парламент. Есть ряд сфер государственной службы, контроль за которыми президент и парламент осуществляют совместно, но в некоторых областях они свою компетенцию осуществляют раздельно.
В большинстве стран существуют специализированные органы управления государственной службой. Каждое государство стремится найти наиболее приемлемую систему организации и функционирования государственной службы, которая соответствует историческому опыту, национальным традициям и уровню культуры населения.
Государственная служба в зарубежных странах представляет одну из самых больших подсистем общества, которая включает в себя миллионы государственных служащих. Они составляют, в зависимости от условий и самого понимания государственной службы, в разных странах от 5 до 20 и более процентов занятого населения. Так, в США только федеральных служащих более 3 млн. человек. Вместе со служащими штатов они составляют 16% занятого населения. Правительственных служащих в Великобритании - 6% от всех занятых, во Франции - 15%. Подавляющая часть служащих, свыше 90%, занята в исполнительных органах власти.
За рубежом не существует единого стандарта определения принадлежности работника к государственным служащим. Так, в странах Европейского союза нет однозначного определения термину “государственный служащий”, но для характеристики госслужащего используются общие подходы:
Ø поступление на государственную службу на постоянной основе на бессрочный период;
Ø данная должность является бюджетной;
Ø подчинение служащих определенному своду правил - Уставу,
разрабатываемому государством.
Так, во Франции не существует строгого определения понятия госслужащего. К государственным служащим относятся лица, нанятые на работу на постоянной основе государством, местными органами власти, а также некоторыми государственными учреждениями. Разделы 2,3,4 Общего Устава Государственной службы Франции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; присвоение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Центральной, Территориальной или Больничной Государственной Службы. Поэтому к государственным служащим здесь относятся работники министерств, преподаватели всех уровней, служащие национальной полиции, советники судов, инженеры департаментов, служащие больниц и т.д.
В США, помимо работников органов государственной власти и управления к государственным служащим относятся почтовики, работники коммунального обслуживания и некоторые другие.
В Великобритании под государственными служащими понимаются чиновники, служащие Английскому Престолу, находящиеся на гражданской службе, не занимающие политических или иных служебных должностей и оплачиваемые полностью за счет средств государственного бюджета, принимаемого Парламентом.
Cтатья 33 основного Закона Германии определяет, что функции государственной власти, могут выполняться лишь госслужащими, характеризующимися служением и преданностью Государству и действующими в рамках общественного права. В то же время здесь в состав чиновников входят даже учителя.
Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего отдал предпочтение такому критерию, как выполнение функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфических прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу.
В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта, некоторых других категорий) в частный сектор.
Все служащие, находящиеся на государственной службе, определенным образом ранжированы и выполняют присущие им функции. Существует несколько оснований классификации государственных служащих.[30] По сфере приложения труда они подразделяются на государственных и муниципальных служащих. При этом наблюдается такая тенденция: в странах с федеральным устройством служащие местных органов самоуправления составляют самостоятельную группу со своим статусом, практически независимым от федеральных властей. Во многих унитарных государствах, например, во Франции, служащие всех органов управления составляют единую группу государственных служащих.
В ряде стран существуют различия между группами служащих по объему их прав и полномочий. Так, в ФРГ выделяются такие группы, как чиновники, служащие и рабочие государственных учреждений. Чиновники представляют собой наиболее привилегированную группу. Они обладают правом пожизненного найма на службу, находятся в наиболее благоприятных материальных условиях, но не имеют права на забастовку. Служащие нанимаются на работу по контракту. В настоящее время их статус приблизился к статусу чиновников, поскольку во многих сферах государственного управления они выполняют одни и те же функции. Рабочие в системе государственной службы занимаются обслуживанием деятельности государственных учреждений.
Существует деление государственных служащих по исполняемым функциям и месту в системе государственного управления. В США выделяются четыре категории государственных служащих:
1. Политические исполнители - это высокопоставленные служащие, судьба которых тесно связана с политической элитой страны. Они присутствуют на всех тех уровнях управления, где имеется практика политических назначений на достаточно ответственные управленческие посты. На федеральном уровне - это министры и их заместители. На местном уровне - это городские и окружные управляющие, назначаемые выборными должностными лицами: мэрами и городскими советами. Со сменой проигравшей на выборах политической партии изменяется и состав политических исполнителей.
2. Ответственные чиновники, которые являются карьерными государственными служащими. Это, как правило, руководители больших подразделений государственной службы, осуществляемых в государственных органах программ. Их прямой функцией является организационная работа;
3. Специалисты - служащие, обладающие высокой квалификацией, подкрепленной дипломом, часто это люди, имеющие степень бакалавра по бизнесу или государственному управлению;
4. Государственные служащие низового звена, которые представляют собой основу государственных организаций. Именно они имеют непосредственный контакт с клиентами и в силу своего положения являются олицетворением государственной власти.
Примерно такой же подход к классификации государственных служащих существует в других странах. В ФРГ федеральные чиновники делятся на чиновников нижнего, среднего, повышенного и высшего рангов. Во Франции государственные служащие подразделяются на категории "А", "В", "С". Категория "А" - высшая категория государственных служащих, "В" - объединяет исполнителей, "С" - вспомогательный персонал. В рамках каждой категории государственные служащие делятся на корпуса.
На Западе предпринята попытка дифференциации систем государственной службы в зависимости от условий найма, продвижения по службе и другим характеристикам. В связи с этим выделяются такие системы, как карьерная и должностная. При карьерной системе работник, назначенный на государственную службу, проводит всю свою профессиональную жизнь в организации с определенной иерархией. Организация обеспечивает известный автоматизм его продвижения по служебной лестнице. Но за карьеру государственному служащему приходится бороться посредством внутренних конкурсов, обеспечивающих продвижение по службе наиболее способным и достойным. В должностной системе иной исходный пункт прохождения государственной службы. Он определяется наличием каталога государственных должностей, в котором сформулированы условия для занятия каждой из них. Ликвидация должности означает и прекращение трудовых отношений со служащим. В данном случае карьеры государственного служащего, не зависимой от занимаемой должности, не существует.
Выделяются также профессиональная и партийная системы государственной службы. В первой системе от государственных служащих требуются преимущественно профессиональные качества, во второй - политические. Политические чиновники, как правило, занимают высшие государственные должности, позволяющие им в рамках конституции проводить в жизнь свой партийно-политический курс.
Наконец, существуют ассимилированные и дифференцированные системы государственной службы. В ассимилированных системах основные права и обязанности государственных служащих вытекают, в основном, из норм трудового права, распространяющихся на всех трудящихся. В дифференцированных системах основополагающим для государственных служащих является специальное правовое регулирование (служебное право) и правовой статус, отличный от статуса других работников.
При всех существующих подходах к организации государственной службы государственные органы на Западе стремятся обеспечить ее устойчивость за счет сохранения и совершенствования профессиональных кадров, имеющих значительный опыт работы в органах власти и управления. Ядро кадров практически не зависит от результатов парламентских выборов и других изменений в политическом строе зарубежных стран. Такой порядок обеспечивает высокий уровень профессионализма государственной службы и ее влияние в государственной и общественной жизни стран.
Во всех странах руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств. Так, Постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными административными органами, приняла Декларацию основных принципов кадровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее организацию. В соответствии с Декларацией служащие могут пользоваться всеми закрепленными в Европейской социальной хартии правами, включая право на объединение, свободное участие в профсоюзной деятельности, право на забастовку и т.д. Но и обязанности свои они должны выполнять добросовестно, со всей ответственностью подходя к выполнению профессионального и служебного долга.
Основные обязанности госслужащих. Главная обязанность любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксированы другие обязанности госслужащих:
Ø При исполнении своих обязанностей государственные служащие должны руководствоваться интересами данного регионального или местного органа управления.
Ø Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые не совместимы с его должностью.
Ø Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфиденциальные данные.
Ø Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему подчиненному.
Ø Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профессиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно-преподавательской деятельности в университетах. Этот запрет продиктован необходимостью борьбы с коррупцией, называемой “смешением интересов”, т.е. личной заинтересованностью служащего в том или ином деле.
Ø Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствующий орган.
С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей нормативные акты по регламентации государственной службы в зарубежных странах предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалования, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководителем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может подать жалобу в административный суд, в высший суд госслужбы и т. д.
Права госслужащих. Права госслужащих по сравнению c работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражается в том, что в ряде стран имеются ограничения на забастовки, хотя в Декларации в ст. 27 госслужащий имеет право на забастовку. К основным правам госслужащих относятся: равенство доступа на госслужбу; право на жалование; право на отпуск и пенсию; право на профессиональное образование; право на свободу взглядов; право на создание профсоюзов и объединений; право на специальную социальную защиту; право на стабильность и гарантию работы.
В вопросе права на свободу заниматься политической деятельностью в западных странах много расхождений. Например, в таких странах, как: ФРГ, Дания, Испания, Франция, Италия, Португалия право на политическую деятельность не имеет никаких ограничений. В Бельгии, Греции, Ирландии, Голландии, Великобритании, США существует принцип несовместимости госслужбы и политической деятельности.
В проводимой за рубежом кадровой политике большое внимание уделяется методам отбора кадров как при приеме на государственную службу, так и при выдвижении на более высокие государственные должности. Процедура поступления на государственную службу в большинстве стран строго регламентируется как со стороны законодательной власти, так и со стороны органов управления государственной службой.
Найм, кадровый отбор и должностное повышение в ФРГ должны опираться на аттестацию, а не на волевые решения, когда во внимание принимаются пол кандидата, его происхождение, религиозные или политические взгляды, связи, членство в профсоюзе. Однако Федеральный закон Германии «О государственной службе» содержит ограничения найма служащих на государственную службу: согласно разделу 7 этого закона не могут быть назначены на официальную должность лица, в отношении которых власти не убеждены, что они всегда поддерживали свободный демократический строй, определенный Конституцией.
Отбор и пополнение штатов на госслужбу обычно определяются характером и уровнем той работы, которую предстоит исполнять; требуемыми способностями, квалификацией и опытом работы. Процедура найма может включать основные и смешанные методы отбора. К основным относятся: конкурсное собеседование, отбор "по выбору", отбор на основе экзамена на профессиональную пригодность, психологическое тестирование, рассмотрение дипломов или иных документов и т. д..
Конкурсный отбор широко используется в работе с кадрами, особенно при подборе кандидатов на начальные должности. Конкурсы подразделяются на конкурсы документов и конкурсы на основе результатов испытаний. Конкурсы проводят независимые жюри, в этом проявляется их демократический характер. Жюри проводит письменные и устные экзамены по утвержденной программе, ставит оценки и закрывает список на поступление. Таким образом, составляется список кандидатов на должности, назначение на которые осуществляется в порядке очередности. Отбор "по выбору" представляет собой процедуру выбора из числа кандидатов на определенные категории должностей. При выборе могут учитываться образование, специальность, стаж работы, служебные характеристики, демографические данные, итоги собеседования с кандидатом и др. Отбор на основе экзамена на профессиональную пригодность осуществляется руководством государственных учреждений на основе результатов экзамена по параметрам выполняемых должностных функций. Применяется только к штатным работникам, прослужившим определенный минимум лет (2 - 3 года). Сущность смешанных методов отбора на государственные должности заключается в оценке кадров на основе сочетания политических, профессиональных и интеллектуальных качеств.
Испытательные сроки для вновь принятых на госслужбу устанавливаются почти во всех странах. Их продолжительность обычно колеблется в пределах одного-двух лет. Цель испытательного срока определяется многими правительствами как возможность оценить одаренность и исполнительность данного человека и определить, соответствует ли он данной работе. В некоторых случаях испытательный срок используется и для того, чтобы новые сотрудники смогли пройти предписанные законом вступительные экзамены или для того, чтобы оценить их умственные способности и идеологическую ориентацию, их готовность к госслужбе.
Виды назначений на службу можно рассмотреть на примере США:
1. Временное назначение - без продления срока, в случае необходимости выполнения функций в течение определенного срока;
2. Постоянная служба - условная - предоставляется кандидатам после успешной сдачи конкурсных экзаменов. После того, как новичок проработает три года, он автоматически переводится в постоянный состав госслужбы;
3. Постоянная служба - обеспечивает серьезные социальные гарантии госслужащему;
4. Исключительная служба - для тех должностей, которые исключены из конкурсной системы в соответствии с законом.
Существует внешний и внутренний набор кадров на госслужбу. В некоторых странах за внешний набор кадров отвечает специальный орган, например, в Канаде это Комиссия государственной службы. Члены Комиссии периодически встречаются с представителями каждого министерства и ведомства, чтобы выявить их потребности в кадрах. При наборе кандидаты проходят через экзаменационный процесс Комиссии государственной службы. Те, кто набирает проходное число баллов, имеют право на направление в ведомства и назначение на должность.
В других странах набор кадров в государственной службе более децентрализован, основную долю ответственности в этой области несут министерства и ведомства. Так, Служба управления персоналом в США только содействует ведомствам в их усилиях по укомплектованию штатов, но не осуществляет прямого набора кадров.
Критерии продвижения по службе. Хотя порой говорится о выслуге лет и одинаковом подходе, все же во многих странах деловые качества остаются главным критерием для повышения на госслужбе. В большинстве стран существуют системы оценки интенсивности и качества труда каждого человека, и повышение весьма зависит от них. Общие критерии продвижения по службе: квалификация госслужащего; опыт работы в государственных органах; деловые качества; образование.
В ряде стран (Франция, ФРГ) для продвижения требуется предварительно пробыть определенное время в предыдущем звании, ранге или ступени; в результате анализа данных и положительной оценки пригодности данного кандидата этот срок иногда может быть сокращен.
Существуют и другие виды продвижения по службе: откомандирование; перевод (в том числе и в случае передачи каких-либо функций от одного ведомства к другому); восстановление на работе (как правило, не позднее чем через 3 года); переназначение (в рамках того же ведомства на тот же уровень должности); прием на работу пенсионеров; переход из одной системы госслужбы в другую. Так, в Великобританииуже несколько лет действует соглашение между госслужбой и негосударственными организациями об обмене кадрами.
Важнейшим элементом профессионализма государственных служащих является процесс обучения госслужащих. Во многих странах госслужащим предоставляется возможность для профессиональной учебы, которая зачастую носит обязательный характер, а проходящие обучение лица зачастую считаются исполняющими служебные обязанности и им полагается их обычное жалование, а в некоторых случаях - дополнительное денежное содержание. В большинстве стран обучение проводится в обычные часы работы, и этим самым устраняется необходимость для сотрудников, имеющих иждивенцев, прилагать усилия, чтобы посещать занятия. Период прохождения профессионального обучения засчитывается работнику в качестве трудового стажа и учитывается при определении пенсии. Вся система кадровой работы за рубежом направлена на повышение качества подготовки государственных служащих. Систему подготовки кадров для государственной службы можно рассмотреть на примере Франции. Здесь система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров включает в себя ряд звеньев.
1. Университетская подготовка. В университетах, юридических и политических институтах готовятся потенциальные служащие категории "А". Они получают фундаментальную теоретическую подготовку и затем используются на руководящей работе в органах государственного управления, пройдя предварительно ряд ступенек служебной лестницы.
2. Подготовка и переподготовка кадров специализированными институтами. К специализированным институтам относятся: Институт государственного управления, более известный как Национальная школа администраторов, или Национальная школа управления; Политехническая школа (институт) и инженерно-технические институты, находящиеся в ведении этой школы; Региональные институты государственного управления (их пять); ведомственные административные институты. Вся эта система обеспечивает подготовку и повышение квалификации государственных служащих применительно к потребностям высших органов управления и конкретных ведомств.
3. Подготовка без отрыва от производства. Формами такой подготовки выступают обмен опытом, изучение передовых приемов труда, совершенствование познаний и приобретение навыков непосредственно в ходе исполнения служебных обязанностей.
4. Подготовка путем стажировки происходит в ходе практики на конкретной должности по определенной программе под руководством опытных специалистов. Целью такой формы обучения является подготовка стажера к выполнению своих будущих функций. Стажировка является неотъемлемым элементом вузовского образования. Но стажировку могут периодически проходить и государственные служащие, желающие приобрести новые знания и опыт работы.
5. Непрерывная подготовка. Она складывается из самостоятельной работы на службе и вне ее. Кроме того, этот метод подготовки может осуществляться в форме учебного отпуска. Такой отпуск оплачивается администрацией и может быть представлен по требованию работника государственного аппарата на срок, не превышающий в целом трех лет за весь период его пребывания на службе. Выделенный отпуск используется для приобретения навыков управления персоналом, более фундаментального изучения теории менеджмента, политологии, права, новых управленческих технологий и других дисциплин.
Представляет интерес и содержательная сторона обучения в зарубежных вузах: чему и как обучают слушателей. Обучение носит преимущественно практическую направленность. Кроме теоретического курса оно включает такие циклы, как производственная практика, практика за рубежом, обмен опытом.
Практическая направленность обучения предопределяет и состав преподавателей. Представители науки составляют в нем меньшинство, хотя и незаменимое при получении слушателями теоретических знаний. Основная масса преподавателей - это практические работники: министры, директора предприятий, руководители банков, менеджеры крупных концернов, мэры и др.
В зарубежных вузах осуществляется, как правило, универсальная подготовка слушателей, рассчитанная на специалистов широкого профиля. Каждый вуз определяет свой набор дисциплин, необходимых для подготовки специалистов. Обычно изучаются такие предметы, как философия, политэкономия, политология, право, теория систем, этика, социальная теория, коммуникационная теория, организационная теория, кадровое управление, управление сферой культуры, бюджет, финансы, бухгалтерский учет и др. В конце обучения дается оценка результатов работы каждого слушателя. Знания и практические навыки слушателей могут быть оценены как: выдающиеся, очень хорошие, хорошие, успешные.
При повышении квалификации кадров набор дисциплин составляется, исходя из предполагаемого назначения служащих на определенную должность.
В некоторых странах подготовка кадров государственных служащих опирается в основном на существующую систему высшего образования. В Англии, например, диплом о высшем образовании по специальности "государственное управление" можно получить в политехнических институтах и университетах.
Как показывает опыт, система подготовки кадров за рубежом поставлена достаточно эффективно. Она позволяет готовить высококвалифицированные кадры государственных служащих. Общее число прошедших подготовку и переподготовку кадров определяется реальными потребностями центральных, региональных и местных органов. В государственных специализированных вузах, как, например, в Национальной школе управления Франции, число выпускников ежегодно составляет около полутысячи.
Основные требования к государственной службе в зарубежных странах отражены, в большинстве случаев, в основных законах, а также в специально принятых правовых актах. Несмотря на различия в названиях этих документов, суть их одна и та же. В них излагаются цели и задачи государственной службы, порядок ее прохождения, права и обязанности государственных служащих, гарантии их правовой и социальной защищенности. Правовые документы дают представление о государственной службе как важнейшем социальном и государственно-правовом институте. Он призван обеспечивать функционирование государственного аппарата, служить инструментом реализации государственной политики, выражать интересы всего общества.
Хотя государственная служба складывалась на протяжении длительного исторического периода, ее современный облик определился после второй мировой войны. В основу функционирования государственной службы в послевоенные годы были заложены принципы иерархии и стабильности. Государственная служба в значительной степени была дистанцирована от гражданского общества, функционировала как типичная бюрократическая машина, строго специализированная, пунктуальная, но недостаточно оперативная и гибкая.
На рубеже 70-80 годов в большинстве западных стран была осознана необходимость коренной модернизации государственной службы. Необходимость модернизации была вызвана следующими факторами.
Вступление целого ряда стран в этап постиндустриального развития. Для нового этапа характерны более высокая динамика социально-экономических изменений, широкое внедрение в производство и другие сферы передовых информационных технологий. Под влиянием изменений значительно возросла квалификация средних слоев общества, сократилась дистанция между социальными группами и слоями. Радикально изменился контекст государственной деятельности, характерными чертами которой стали: кризис традиционного государства, приватизация государственной собственности, интернационализация экономического пространства, невиданные ранее процессы политической и экономической интеграции. Все эти изменения вызвали необходимость коренного совершенствования, перестройки существующих систем государственной службы.
Наряду с объективным сработал и субъективный фактор - осознание кризисного состояния государственной службы руководителями, политическими деятелями многих стран. Стали подвергаться критике такие стороны государственной службы, как ее чрезмерная бюрократизация, формализм, ориентация на процесс, а не на конечный результат, игнорирование интересов потребителя, затратный характер, отчуждение граждан от органов государственного управления.
Все это заставило политиков пойти на разработку и реализацию программы реформирования государственной службы, ее коренной модернизации. Не останавливаясь на специфике национальных программ, целесообразно проанализировать принципы, которые легли в основу реформирования государственной службы в большинстве развитых стран. Таких принципов несколько.
Прежде всего, это принцип демократизации государственного управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность, коммуникабельность.
Второй принцип – это принцип распределения полномочий по вертикали, что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы.
Принцип ориентации на клиента. Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих. С этой целью планируется внедрить в систему управления рыночные механизмы (конкурентная среда, оценка эффективности со стороны конечных потребителей государственных услуг и т.д.); создать такую обстановку, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях
Четвертый принцип - принцип ориентации на конечный результат. Прежняя система государственной службы была больше ориентирована на процесс, чем на результат. Теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным, критерий - конечный результат. Если он не достигнут, значит, тот или иной государственный инстит