Создание государственной службы в Российской Федерации
Радикальное обновление общества, формирование рыночной экономики, многопартийности, новых социальных групп потребовали новых подходов к организации государственной службы. Принципиальные основы этой организации были заложены в новой Конституции Российской Федерации. Принятие Конституции 12 декабря 1993 года повлекло за собой активную нормотворческую деятельность высших органов государственной власти как центра, так и субъектов Федерации по формированию новой системы государственных органов. Именно Конституция РФ ввела и юридически закрепила государственно-правовой институт государственной службы, ставший важнейшей основой современного государственного строительства.
Первоначально новая концепция государственной службы получила свое правовое закрепление в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента от 22 декабря 1993 г. Однако решающим шагом в деле становления новой государственной службы стало принятие 31 июля 1995 г. Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Будучи базовым законом, он содержит основы всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе; регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены основные принципы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. Этот Закон создаёт условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы Российской Федерации, обеспечивает возможность придания ей профессионального характера.
Для систематизации государственных должностей Российской Федерации Президент РФ Указом от 11 января 1995 г. №32 утвердил Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.
В целях реализации законодательства Российской Федерации о федеральной государственной службе и повышении эффективности функционирования аппаратов федеральных органов государственной власти Президент РФ Указом от 11 января 1995 г. №33 утвердил Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих.
Хотя в ФЗ от 31 июля 1995 г. ничего не говорится о роли Правительства РФ в организации государственной службы, фактически оно выполняет важные функции в регулировании государственно-служебных отношений. Правительство РФ принимает правовые и организационные меры по применению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Таких мер очень много, и они составляют существо повседневного управления государственной службой, например, подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организация формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов, подготовка предложений по формированию Реестра государственных должностей, внесению в него изменений и дополнений и т.д.. Правительством РФ определён порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Каждый субъект Федерации создавал собственную государственную службу и нуждался в соответствующей правовой регламентации. Законы о государственной службе были приняты в 1994-1995 годах в Республиках Бурятия, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, городе Москве, Свердловской области и ряде других регионов. На сегодняшний день практически все субъекты Федерации имеют собственное законодательство. Акты субъектов РФ, изданные до принятия Федерального закона, были, согласно 29-й статье, приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Сейчас разработаны Концепция и проект Кодекса государственной службы Российской Федерации, идет их обсуждение. Становление института государственной службы происходит в условиях, интенсивного пересмотра многих представлений о сущности государственной службы, её организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В Кодекс государственной службы введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты, например, гражданская служба. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в Кодексе принципиально иначе. В целом этот документ должен обеспечить кодификацию законодательства РФ о гражданской государственной службе и комплексное регулирование вопросов государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Но уже сегодня можно говорить о создании в современной России новой государственной службы. Ее важнейшими особенностями по сравнению с советской госслужбой является, с одной стороны, опора на исторические традиции российского государственного строительства (единая табель о рангах, учет местной и региональной специфики, автономия местных органов власти (земств) при сохранении государственных гарантий и льгот муниципальным служащим и т.д.), а с другой стороны - широкое использование опыта организации государственной службы в западных странах, особенно в США, Франции, Германии. Размах и глубина преобразований, а также степень использования иностранного опыта, пожалуй, не уступят реформам петровской эпохи.
Однако отдача от современной реформы государственной службы оставляет желать лучшего. Почему? Ведь мировая практика показывает, что подобная реформа стимулирует и обеспечивает осуществление экономических, социальных и политических преобразований. Так, например, Австрия, Италия, ФРГ, Франция и Финляндия сразу после второй мировой войны (в 1946- 1947гг.) провели реформу своих государственных служб, в течение 2-3 лет конкретизировали общие законы нормативными актами о гарантиях госслужащим, порядке прохождения службы и т.д. Вся эта деятельность послужила важным условием поступательного развития данных государств.
В России, увы, все не так просто. И дело, видимо, не только в неорганизованности и затягивании реформы государственной службы, не только в острой политической борьбе, мешающей конструктивной работе органов государственной власти и управления. Огромную роль здесь играет сам масштаб, глубина преобразований. По существу не будет преувеличением сказать, что Россия пытается перейти от организации государственной службы на принципах восточной, азиатской бюрократии к западной модели государственной службы.