Ключевые слова: язык, речь, функция, устная речь, письменная речь, уровни языка, монолог, диалог, полилог.
1.1 Язык - особая система знаков и способов их соединения, выражающая мысли, чувства, волеизъявления людей и являющаяся важнейшим средством человеческого общения.
Уровень языка характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование.
Выделяются следующие основные уровни языка: фонетико-фонологический (основная единица – фонема); морфемно-морфологический (основная единица – морфема); лексико-семантический (основная единица – слово); синтаксический (основная единица – предложение).
Сами единицы языка различаются по степени сложности и по своему назначению: фонемы образуют звуковую сторону морфем и слов, сочетания морфем образуют слова. Слова же образуют в соответствии с правилами свободные речевые единицы – конкретные словосочетания и предложения. Свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. Отношения эти можно свести к трем видам: синтагматическим, парадигматическим и иерархическим.
Синтагматические отношения – это отношения сочетаемости единиц одного уровня в линейной последовательности. Они распространены в синтаксисе (ср.: синтагма, словосочетание, предложение).
Парадигматические (ассоциативные) отношения – это отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы), например, синонимия слов. И хотя эти отношения наблюдаются у всех единиц языка, на каждом уровне они имеют особенности, вследствие своеобразия природы этих единиц. Парадигматические отношения отражают внутренне заложенные, исторически выработанные свойства языковой единицы (например, в морфологии были развиты системы спряжения глаголов, типы склонения имен существительных или прилагательных, формальные и вещественные разряды слов разных частей речи и др.; парадигматические отношения в лексике: полисемия, синонимия, гиперонимия, гипонимия и др.).
Иерархические отношения – это отношения подчинения и включения между языковыми единицами разных уровней, т.е. отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в ...» или «состоит из ...». Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова – только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы – в слова, слова – в предложения, и, наоборот, предложения состоят из слов, слова – из морфем и т.д. /Н.С. Шарафутдинова/
Основными функциями языка являются общение, сообщение, воздействие, долженствование.
1.2 Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).
Основные виды речи:устная и письменная. При помощи устной речилюди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речьоснована на изображении символов на материальных носителях.
Формы речи: монолог, диалог, полилог. В диало́гепринимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Моноло́г – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными. Полило́г — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.
Основная функция любой речи – коммуникативная.
Сравнение языка и речи
Язык - это совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - это процесс использования языка. Рассмотрим сравнительные характеристики языка и речи:
1. Язык стабилен, речь динамична по определению. Язык - это то, что есть в толковом словаре: каждый знак определен конкретным значением, а речь динамична; следовательно, речь - это резервы развития языка. Слово в речи существует до тех пор, пока оно может обретать новый смысл. Чтобы сохранять язык, надо его расширять! Солженицын: "Я представляю себе язык, как сферу, и обнаруживаю, что эта сфера не такая уж обширная. И я, как писатель, как человек, от которого зависит речь своего народа, оказываюсь на вершине этой сферы, и там я начинаю изобретать новые слова".
2. Язык - общественное явление, это важная часть социальных факторов; речь изначально индивидуальна (она может быть как внешней, так и внутренней).
3. Отличие по способу овладения; Выготский: родную речь мы осваиваем, как речь, а иностранный язык мы осваиваем, как язык (сначала - лексикон, совокупность знаков и правила оперирования ими, а потом, может быть, и речь; а на родной речи мы сперва говорим, а потом узнаем грамматику и т.д.).
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.
1.4 Устная речь- это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например, поднятая рука в знак приветствия.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.
Устная речь может бытьподготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
1.5 Письменная речь. Основная функцияписьменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.
Основное свойствописьменной речи - способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например, художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое язык?
2. Что такое речь?
3. Каковы основные уровни языка?
4. Каковы основные виды речи?
Практические задания.
Задание 1. Проанализируйте пословицы о языке. На какие функции языка указывают отдельные пословицы (например, общение, воздействие)?
Язык твой - лев: если удержишь его - защитит тебя, если выпустишь – растерзает (арабская пословица).
Язык твой - конь твой: если сбережешь его - сбережет тебя, если распустишь его – унизит (арабская пословица).
Острый язык – дарование, длинный – наказание (русская пословица)
Не пройми копьем, пройми языком! (русская пословица)
Язык камни рушит (осетинская пословица)
Прямое сердце и острый язык заставляют других обижаться (китайская пословица).
Языком не спеши, а делом не ленись (русская пословица).
Задание 2. Прочитайте высказывания о языке. Обратите внимание на то, с чем сравнивается язык, какие даются советы.
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. - А. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - И. Тургенев
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. - Ф. Энгельс
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. – С. Довлатов
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. - Святой Августин
Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. – Вольтер.
Язык - одежда мыслей. – С. Джонсон
Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. – И. Гете
Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели. – А. Ривароль
Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом. – Д. Драйден
Язык есть вековой труд целого поколения. – В. Даль
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. – Пифагор
Язык - инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. – П. Вяземский
Язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды. – Г. Флобер
Задание 3. Выразительно прочитайте стихотворение В.М. Хлыновского.
Мой Казахстан
Мой Казахстан, страна моя,
Родной цветущий край.
Люблю твои бескрайные просторы,
Твоих степей безудержный разбег,
В лесистых обрамленьях горы,
Твоих озёр, морей огромные глаза,
И радужный, высокий, мирный небосвод.
Люблю твои аулы, города,
Люблю твои поля и нивы,
Люблю смотреть, как строишь ты себя,
Твои прекрасные кварталы и массивы.
Смотрю на интересных мне людей,
На их стремленье сделать жизнь красивей
И думаю, цвети, твори, мой Казахстан,
Пусть будет много мировых свершений.
Я вижу, мой родной, ты создаёшь,
Ты созидаешь всё,
Для вслед идущих и грядущих поколений.
В.М. Хлыновский
Знаете ли Вы, что…
Самая сильная мышца в теле — это язык!
Задание 4. Проанализируйте пословицы о речи.
На каждую речь есть свой ответ (арабская пословица)
Хороший рассказчик в пути – это полпути (украинская пословица)
Думай дважды, говори раз (башкирская пословица)
Хорошего человека по началу речи узнают (калмыцкая пословица)
Надо уметь и говорить, и слышать (японская пословица)
Людская речь – завеса, а за ней порою клад, порою жало змеи (персидская пословица)
Коль хочешь голову сберечь свою, обдумывай получше речь свою (дагестанская пословица)
Речь громкая порой ничем не блещет, речь тихая бывает речью вещей (азербайджанская пословица).
Задание 5. Прочитайте стихотворение В.М. Хлыновского. Определите форму речи. Обоснуйте свой ответ.
Алма-Ата
Красавица моя, Алма-Ата,
Прекрасней нет тебя на свете.
Стоишь ты у отрогов Алатау,
Нет города красивее, чем этот.
И улиц, что гитарною струной
Натянуты от края и до края.
И площадей, и скверов, и дворцов,
Прекраснее твоих пока не знаю.
А как прекрасен профиль твой весной,
А как он разноцветен летом.
Он изумителен осенний, золотой,
А вот он кружевами инея одетый.
Причудливая россыпь огоньков,
Что видим с Кок-Тюбе порой ночною.
И свечками светящихся домов,
Проспекты убегающие строем.
Прекрасна ты, моя Алма-Ата,
Достойна представлять страну на свете.
Твоя пусть будет вечной красота,
А новые проспекты краше этих.
В.М. Хлыновский.
Задание 6. Составьте диалог о главных городах Казахстана.
Задание 7. По репликам догадайтесь, какой вопрос был задан.
- …
- Мне очень понравился город Алматы.
- …
- Я живу в общежитии.
- …
- У меня ещё не было времени осмотреть город.
- …
- Не могу с Вами не согласиться.
Задание 8. Используя теоретический материал, данный выше, составьте таблицу «Характеристика языка и речи».
Задание 9. Перепишите данный отрывок, вставляя буквы и знаки препинания.
… Их названия св…детельствуют о том что первая звучащ..я речь а вторая графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить какая из форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для появления письменной формы необходим., был., создать графические знаки которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков не имеющих пис..мен(?)ости устная форма является единствен(?)ой формой их существования.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущ…й не вид..т своего читателя а мож..т только мысленно пре..ставить его себе. На письменную речь не вл..яет р..акц..я тех кто ее читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника слушателя. Говорящий и слушающий не только слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь нередко завис..т от(того) как ее воспринимают. Реакция одобрения или (не)одобрения реплики слушателей их улыбки и смех все это может повлиять на характер речи изменить ее (в)завис..мости от этой реакции а то и прекратить.
Говорящий создает творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пиш..щий имеет возможность совершенствовать написан(?)ый текст возвращаться к нему исправлять.
(Л. Введенская, А. Пономарева.)
Задание 10. Прочитайте диалог. В чем заключается ирония? Какие ошибки совершает Лёня?
— Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Эти слова — сорняки, они засоряют речь.
— Ну, а кто всё время говорит «ну»?
— Да ты сейчас только что сказал «ну».
— Ну, что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
— Опять говоришь так.
— Ну, как же с тобой говорить?
— Говори без «ну» и без «значит».
— Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
Задание 11. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания
Независимый Казахстан
25 октября 1990 года - особая дата для граждан Казахстана, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития Республики.25 октября 1990 года – день суверенитета, который стал переломным в Казахстанской Истории. Первым основополагающим законодательным актом страны стала Декларация независимости. Это правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Эти фундаментальные положения легли в основу Конституции. 16 декабря 1991 года в Казахстане был принят Конституционный закон о независимости в Республике Казахстан. В 2001 году Казахстан праздновал 10-ю юбилейную годовщину своей независимости.
Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот. Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах. В республике существуют 16 политических партий и 25000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность. Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.
Некоторые этапы становления независимого Казахстана:
Год
· 25 октября – Декларация о государственном суверенитете КазССР
Год
· 29 августа – Президентским Указом закрыт Семипалатинский ядерный полигон.
· 2 октября – Полет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова в космос.
·
1 декабря – состоялись первые всенародные выборы Президента Республики Казахстан, на которых главой государства избран Нурсултан Назарбаев
· 10 декабря – Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан
· 16 декабря – Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон РК "О государственной независимости Республики Казахстан".
1992 год
·4 июня – глава государства подписывает Законы “О Государственном флаге Республики Казахстан”, “О Государственном гербе Республики Казахстан”, “О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан”.
1993 год
· 28 января Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенной Республики Казахстан.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.
Год
· 1 марта - создается Ассамблея народов Казахстана в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в республике.
· 30 августа – на общереспубликанском референдуме принята новая Конституция Республики Казахстан. 15 сентября - издан Указ Президента, в соответствии с которым столицей страны будет город Акмола.
· 16 декабря - в Алматы открыт монумент Независимости.
Год
·24 января – принят Закон “О языках в Республике Казахстан”.
Год
· 10 июня – состоялась Международная презентация новой столицы Казахстана – Астаны
Год
· 1 марта – создана Республиканская партия “Отан” (в нее объединились Демократическая партия, Партия “Народное единство Казахстана”, Либеральное движение Казахстана и Движение “За Казахстан-2030”).
Ответьте на вопросы:
1. Почему 25 октября 1990 является особой датой ?
2. Какой документ является основополагающим актом страны?
3. Когда был принят конституционный закон о независимости?
4. Какие произошли крупномасштабные государственные преобразования в Казахстане?
5. От какого оружия добровольно отказался Казахстан?
6. Сколько стран признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном?
7. Каковы основные этапы развития независимого Казахстана?
Задания для СРСП
1 Составление таблицы: структура языка, уровни языка, основные единицы уровней языка.
2 Составление схемы видов и форм речи на основе содержания прочитанного текста.
Независимый Казахстан
16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. В нем Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления развития Казахстана, изложенные в работе Н.Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей: формирование социальной рыночной экономики; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости; завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей. На первом этапе - 1992-1995 гг. - разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами.На втором - 1996-2005 гг. - постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков - капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности. Третий этап, продолжительностью 5-7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств. В марте 1993 года Президент подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания. В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.
В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап). Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы: объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации; объекты, приватизация которых запрещена - земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир - все это составляет исключительную собственность государства. 12 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту - тенге.
3 Определение основных функций языка.
4 Проведение викторины «Что мы знаем о Казахстане?» с использованием сведений об истории, географии, экономике и культуре страны.
Задания для СРС
Составление сообщения-монолога на основе фрагмента из воспоминаний Президента «Семь достояний Независимости»