Трансформация политических режимов

Возникновение политических режимов происходило последовательно и постепенно. Исторически самыми ранними были политические режимы авторитарного типа (Египет, Ассирия, Вавилон) в IY-III тысячелетии до н.э. Авторитарные политические режимы и в настоящее время существуют в подавляющем большинстве стран мира.

Первые признаки демократии появляются в городах-государствах Древней Греции и Древнем Риме в YI-Y вв. до н.э. В течение ХIХ – первой половине ХХ вв. произошло становление демократических режимов в наиболее экономически развитых и социально благополучных странах мира. По разным оценкам сложившиеся демократические режимы («полиархии») существуют сегодня не более чем в 30 странах мира. Исторически менялось теоретическое понимание сущности демократии. В Древнем Мире и Средневековье провозглашалась формула «Демократия – воля свободного большинства». В Новое Время формула видоизменилась: «Демократия – воля свободного большинства, ограниченная законом». Со второй половины ХХ века она приобрела современный вид: «Демократия – воля свободного большинства, ограниченная законом, гарантирующим права меньшинств».

ХХ век породил тоталитаризм, расцвет которого пришелся на вторую половину столетия. В первой четверти ХХ века происходит становление первых тоталитарных политических режимов. С октября 1917 г. в ходе гражданской войны происходит становление тоталитарного политического режима на территории большей части Российской империи – РСФСР, с 1922 г. – СССР. Существовал до августа 1991 г. С ноября 1922 г. тоталитарный режим складывается в Италии под воздействием народных масс. Лидер тоталитарной партии «Фаши ди комбаттимьенто» («Пучок борцов»). Лидер этой партии Бенито Муссолини первым придумал и употребил термин «тоталитаризм». Именно как тоталитарный он определил в 1925 г. политический режим, установленный его партией в Италии. Тоталитарный режим в Италии просуществовал до мая 1945 г. После парламентских выборов в ноябре 1932 г. тоталитарный политический режим стал складываться в Германии. Его ядром стала Национал-социалистическая рабочая партия Германии во главе с А. Гитлером. Тоталитарный режим в Германии просуществовал до мая 1945 г. После второй мировой войны наступил период расцвета тоталитарных режимов советского типа, который продолжался до конца 80-х гг. ХХ в.

Под трансформацией политического режима понимается процесс любых количественных и качественных изменений, происходящих в нем. Политический режим может трансформироваться, не меняя своей сущности. Так, например, либеральный демократический режим менялся и приобретал одну из следующих форм: классическая демократия (classical democracy), протективная демократия (protective democracy), демократия развития (developmental democracy), народная демократия (people's democracy)[16]. Существуют и другие модели демократии, критикующие либеральную: плюралистическая демократия, элитистская демократия, корпоративистская демократия и пр.

Но самый сложный процесс трансформации политического режима связан с изменением его сущности. Ни один политический режим не существует «в чистом виде». Политический режим, реально существующий в любой стране мира сочетает в себе черты демократии и недемократии в различных пропорциях, которые меняются в зависимости от внешних и внутренних факторов. Ни один политический режим не существует вечно (хотя отдельные политические режимы существовали и существуют очень долго). Рано или поздно он трансформируется.

Демократические политические режимы могут трансформироваться в недемократические и наоборот. Процесс смены политического режима в политологии называют «политический транзит».

Внутренние факторы, усиливающие недемократические тенденции: неспособность власти справиться с внутренними проблемами, создающими угрозу национальной безопасности (терроризм, гуманитарная катастрофа, экологическая катастрофа и т.п.), коррумпированность власти, неспособность покончить с разгулом преступности. Внешние факторы, усиливающие недемократические тенденции: угроза агрессии, необходимость затяжного отражения агрессии, угроза общенациональной катастрофы в сопредельных государствах, общенациональная катастрофа в сопредельных государствах. Эти же факторы могут обусловливать и демократические преобразования в стране.

Нельзя оценивать деятельность политических режимов с помощью категорий морали. Политические режимы следует оценивать с точки зрения последствий их функционирования для большинства членов гражданского общества, а также с точки зрения расширения возможностей политической системы отвечать на внутренние и внешние вызовы.

Пути трансформации политических режимов: вооруженная интервенция извне; революция снизу – неизбежно сопряжена с большими человеческими жертвами и потерями материальных и духовных ценностей; капитуляция (абдикация) – редко встречающийся путь, требуется, чтобы политический режим до крайней степени дискредитировал себя в глазах общества; революция сверху – наиболее оптимальный путь, открывающий возможность наименьших потерь.

Наши рекомендации