Политические институты общества

Зарождение первого политического института «государство» происходило в Древнем Египте и Междуречье в IY-III тыс. до н.э. Истоки его – в изменении экономических институтов и социальной структуры общества. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; происходит социальная дифференциация. Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки – защитники племени – вождь, самые сильные воины, имущественной элиты – наиболее состоятельные и предприимчивые общинники, служителей культа – жрецов. Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов. Захваченные в результате постоянных военный столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов.

Необходимость в поддержании и расширении локальных ирригационных систем в Древнем Египте способствовала объединению общин в более крупные образования. Одна из общин занимала господствующие позиции по отношению к остальным; именно ее поселение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединения, а ее элита узурпировала ведущие военные и жреческие функции.

Процесс объединения привел к появлению к концу 34 в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта. В 33 в. до н.э. усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы обусловила тенденцию к политическому объединению всей нильской долины. Процесс создания государств направлялся и поддерживался религиозными институтами и жреческой кастой.

В III тыс. до н.э. государства возникают в Междуречье, позже в Палестине и Средиземноморье, Китае, Индии. Но подлинным расцветом государственности становится Древний Рим. Оформляются основные государственные институты: государственный аппарат, органы государственной власти, армия, институты налогообложения, внешнеполитические органы.

В эпоху Средневековья государства осваивают географическое пространство Старого Света. Позже складывается ранняя государственность в Новом Свете. С III в. существует государство майя. В XII-XY вв. складываются государство ацтеков и империя инков. Эпоха великих географических открытий привела к установлению имперского государственного контроля над территорией планеты.

Главным носителем властных отношений в обществе всегда является политический институт государство. От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов.

В социологии государство понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества, либо как организация, защищающая интересы правящих групп.

Государство имеет ряд признаков: наличие публичных институтов власти — особых органов, занимающихся общественным управлением; административно-территориальное деление; налоги; отстаивание суверенитета и обеспечение безопасности.

Государство может существовать в различных формах. Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших органов государственной власти.

Важную роль в отношениях государства и общества играет частный институт права. По форме право – совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения. Фактические социальные отношения предшествуют правовой норме. Право – инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

Социальное действие права направлено на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего, - в характере материальных условий существования, на обеспечение изменения и усовершенствования социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, выраженным в государственной политике.

Право вступает в противоречие с реальными социальными нормами поведения индивидов и социальных групп. Чем полнее выявляются и учитываются объективные закономерности, действующие в обществе, тем эффективнее действие права. Право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Право и суды часто становятся инструментом политики.

С древности идеальной моделью института государства считалось правовое государство.

Еще Платон Афинский в Y в. до н.э. указывал: закон должен властвовать над всеми. Аристотель и Цицерон утверждали: необходимо, чтобы законы государства соответствовали естественным правам человека. В Древнем Риме возникли зачатки разделения властей.

Термин «правовое государство» окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля. Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.

Гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества. Оно обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера. Гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. По сути это – совокупность всех социальных институтов. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Признаки правового государства:

o 1) наличие развитого гражданского общества;

o 2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

o 3) ответственность каждого за собственное благополучие;

o 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

o 5) верховенство закона; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.

o 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

o 7) разделение властей государства при единстве их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принципы правового государства:

1. Разрешено все то, что не запрещено законом;

2. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Правовое государство сильно своим механизмом реализации этих принципов. Вот важнейшие из этих механизмов, без функционирования которых государство не будет носить правового характера.

Полнота и постоянное совершенствование законодательства. Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику.

Наличие в обществе сфер, не отраженных в праве лишает гражданское общество и государство возможностей их правового регулирования. В этих сферах неизбежно возникает произвол как представителей государственной власти, так и членов гражданского общества, право сильного, субъектами регулирования общественных отношений в этих сферах неизбежно становятся криминальные круги общества. Чтобы быть правовым, государство должно стремиться дать по возможности всем проявлениям, всем сферам общественной жизни соответствующую правовую характеристику.

Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы.

Норма закона, предоставляющая какое-либо право или какую-либо свободу, предписывающая или запрещающая какое-нибудь деяние, должна предусматривать механизм реализации. Если норма в законе присутствует, но не предусмотрен механизм ее реализации или этот механизм недостаточно четко прописан в законе, то такая норма закона превращается в пустую декларацию. Декларативность права подрывает его авторитет в гражданском обществе. Эта проблема несколько смягчается, если в гражданском обществе сформирована достаточно мощная независимая адвокатура. Возможность повседневного пользования услугами адвокатов повышает возможности граждан добиться реализации своих прав и свобод, а также повышает уровень их правовой защищенности.

Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб): материальная, экономическая самодостаточность, социальная престижность, правовые и социальные гарантии, политическая неангажированность.

Материальная независимость возникает при достаточном финансировании материальных нужд правоохранительных органов, которые должны работать в достойных условиях, иметь все необходимое вооружение, снаряжение, оборудование, транспорт, связь. Если материальная обеспеченность частных охранных предприятий на порядок выше, чем материальное положение правоохранительных органов, то трудно, а подчас и невозможно отстаивать принципы правового государства. Экономическая самодостаточность основывается прежде всего на достойном уровне заработной платы сотрудников правоохранительной системы. От уровня заработной платы сотрудников правоохранительных органов зависят масштабы коррупции в обществе (масштабы коррупционного поля – количество граждан, способных предложить взятку, которую сотрудник правоохранительного органа сочтет достаточной, чтобы нарушить закон).

Социальная престижность определяется уровнем уважения гражданского общества к сотрудникам правоохранительных органов. Должна быть объективная оценка деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации. Массовая культура (радио, телевидение, кино) должна способствовать формированию позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов в массовом сознании. Руководство правоохранительных органов должно предоставлять информацию об успехах в их деятельности, о проявленном героизме при исполнении служебного долга. Правовые гарантии обеспечиваются постоянных совершенствованием законодательства в части регламентации оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности правоохранительных органов.

Равным образом к негативным последствиям приводит как излишняя зарегламентированность всех сторон профессиональной деятельности сотрудников, так и отсутствие четкой регламентации их действий в тех или иных обстоятельствах. Социальные гарантии складываются из комплекса социальных услуг, на которые может рассчитывать сотрудник правоохранительного органа: стабильность служебного положения, карьерный рост в соответствии с установленными правилами, образование и повышение квалификации, здравоохранение, достойное пенсионное обеспечение, страхование здоровья и жизни, корпоративное кредитование и пр. Политическая неангажированность – способность сотрудника правоохранительного органа стоять на страже закона, не взирая на политические убеждения. Способность при достижении высокого служебного положения оставаться слугой закона, а не становиться слугой конкретных «слуг народа» из политической элиты.

Социальный контроль в лице средств массовой информации предполагает повседневное внимание представителей СМИ не только к служебной, но и к частной жизни сотрудников правоохранительных органов, в особенности тех, кто занимает высокое служебное положение в своих структурах. Многие отступления от буквы и духа закона имеют свои корни в различных проявлениях отклоняющегося поведения сотрудников правоохранительных органов в быту, в личных взаимоотношениях. Любой сотрудник правоохранительного органа должен быть не уверен в том, что его частная жизнь скрыта от гражданского общества. Пристрастие к алкоголю, неразборчивость в сексуальных отношениях, одержимость в потреблении и другие отклонения в частной жизни делают сотрудника правоохранительного органа удобным объектом для компрометации с целью последующего шантажа и использования в незаконных и противозаконных действиях.

Глубокое фактическое неравенство обесценивает преимущества и достоинства правового государства. Попыткой сохранить все положительные стороны правового государства и преодолеть его недостатки явилась концепция социального государства (государства всеобщего благоденствия).

Социальное государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Деятельность современного социального государства предполагает перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведение политики занятости, осуществление политики охраны прав работника на предприятии, социального страхования, поддержки семьи и материнства, заботу о безработных, о престарелых, о молодежи, развитие доступного для всех образования, развитие доступного для всех здравоохранения, развитие доступной для всех культуры и т.д.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности. Между принципами правового и социального государств есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие же проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан. Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Правовой и социальный этапы не завершают развития конституционного государства. Современные демократические государства вступают в экологическую стадию. Для экологического государства характерно выдвижение на первый план проблемы выживания человечества, обеспечения экологических (экзистенциальных) прав личности. Новое государство должно будет наладить адаптивный, поддерживающий экологический баланс, экологическое равновесие.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции.

Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал.

Вторая – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества.

Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве

Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

Дисфункции государства как политического института связаны, как правило, либо с дисфункциями других социальных институтов, прежде всего, - экономических, либо с несоответствием форм государственности содержанию деятельности государственных институтов.

Социальное действие права невозможно без частного института правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – определенным образом обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа органов государств, осуществляющая задачи восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей.

Правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, частных и общественных организаций, обеспечивают безопасность государства, общества и личности.

Деятельность правоохранительных органов имеет следующие общие черты: повод для начала их деятельности – информация о готовящемся или совершившемся правонарушении, действия на основании закона, в соответствии с законом и в процессуальной форме, установленной законом, деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную подготовку, все действия правоохранительных органов могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В последние два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения. Их общее наименование — группы интересов в политике.

Они выполняют в обществе функции политической социализации, артикуляции политических интересов, агрегирования политических интересов, политической коммуникации.

Политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества. Артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования. Агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости. Политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы.

Группы интересов – самые разнообразные объединения людей, имеющие определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий.

Типология групп интересов включает аномические группы, неассоциативные группы, институциональные группы, ассоциативные группы.

Аномические группы – стихийные и недолговременные, часто массово-политические формы воздействия на государственную власть: митинги, демонстрации, пикеты, массовые вооруженные действия против представителей государственной власти.

Неассоциативные группы – неформальные, непостоянные, недобровольные объединения на основе родства, религии, национальности. К ним относятся семейные кланы (политический клан Кеннеди, политический клан Бушей в США, «семья» при Б.Н. Ельцине в РФ, политический клан Лужкова –Батуриной в Москве и др.), конфессиональные группы – христиане, мусульмане, буддисты, компактно проживающие этнические группы и пр.

Институциональные группы – все формальные организации, не специализирующиеся в политической деятельности: в политической сфере – все государственные органы, государственно-административные единицы и пр., в экономической сфере – профсоюзы, ассоциации предпринимателей и фермеров, корпорации, союзы потребителей и пр., в социальной сфере – организации ветеранов, инвалидов, благотворительные союзы, союзы по интересам (филателисты, филуменисты, спортивные общества и пр.) и т.п., в духовной сфере – церкви, секты, творческие союзы.

Ассоциативные группы – формальные организации, специально созданные для политической деятельности: политические партии, общественно-политические организации, политические движения, лоббистские организации и т.д.

Формы влияния групп интересов на государственную власть сводятся к политическому участию и лоббированию интересов. Политическое участие – открытое влияние через участие в выборах, обращения в органы власти, митинги. Лоббирование – скрытое непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, давление с целью поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Любая группа интересов сочетает политическое участие и лоббирование в различных пропорциях в зависимости от характера и количества ресурсов, которыми обладают.

Современные политические партии – относительно молодые политические институты. Но организованная борьба за обладание государственной властью или доминирование в ее структурах происходит с момента образования первых государств.

В развитии политических партий выделяют три этапа.

Первый этап – этап политических кружков (с четвертого тысячелетия до н.э. до 17 в.). Особенно их противоборство видно в городах-республиках Древнего мира и в городах-республиках Средневековья. За власть боролись кружки – котурны – легальные группировки, предтечи современных политических партий; фракции и клиентелы – заговорщицкие группы. Они не имели программ и регламентирующих внутригрупповую жизнь документов, не были четко структурированы и организованы. Это были элитарные объединения политиков.

Второй этап – период политических клубов (17 – первая половина 19 веков). Особенно их противоборство усилилось в периоды великих революционных потрясений. В Англии это были роялисты, тори, виги, левеллеры периода английской революции, во Франции – роялисты, жирондисты, якобинцы периода Великой французской революции. Политические клубы уже имеют элементы идеологически определенных политических программ, определенную организационную структуру, нормы внутриорганизационной жизни.

Третий этап – возникновение современных массовых политических партий (начиная со второй половины 19 века). Называют две непосредственные причины их становления: во-первых, в европейских странах постепенно было введено всеобщее избирательное право, и субъекты политики стали вынуждены апеллировать к широким народным массам, бороться за голоса избирателей; во-вторых, выполнение ряда управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты.

Политическая партия – специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и постоянно стремящаяся к приобретению и использованию государственной власти в обществе.

Партии в демократическом обществе осуществляют все те функции, которые характерны для групп интересов и имеют еще ряд специфических функций. Специфические функции партий подразделяются на внутренние и внешние функции. Внутренние функции: набор членов, пополнение партийной кассы, регулирование имущественных и иных отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии. Внешние функции: борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы решения как внутренних, так и международных проблем; обеспечение связи масс с государственными структурами; институциализация политического участия граждан; преодоление политической апатии и пассивности граждан; отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех уровнях политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества; согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 г.г. в ходе подготовки и проведения выборов. С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Федеральный Закон “О политических партиях” вступил в силу в июле 2001г. К декабрю 2002 г. в стране насчитывалось около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса “политическая партия”. Далеко не все эти партии смогли соответствовать требованиям Закона и их количество стало сокращаться. К началу 2012 г. в России было всего 7 политических партий, требования к их созданию были крайне жесткими, но после массовых акций протеста 2011 г. законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий. По состоянию на 1 февраля 2015 г. в РФ официально зарегистрировано 75 политических партий.

7. Социальный институт образование

Образование — формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. Э. Дюркгейм считал основной функцией образования — передачу ценностей господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру

В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Признаками института образования являются установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость, символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы, кодекс правил поведения учащихся, идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Система образования включает: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием. Дошкольное образование (домашнее или в детском дошкольном учреждении) прививает первичные познавательные навыки, отчасти — чтение и письмо.

В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера.

В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения.

На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе; нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.

В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования.

Школы, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине появились в Древней Греции и Древнем Риме.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

В Древнем мире и Средневековье все образование можно было назвать элитарным. Оно было доступно от 1 до 5 % населения. Главное внимание уделялось высоко специализированному гуманитарному знанию. Тенденция элитарности высшего образования сохраняется в большинстве стран и сегодня. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается не более 10 % потенциальных студентов. Главное внимание в них по-прежнему уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы. В США, Канаде, России и Японии наблюдается распад элитарного образования, т.к. высшее образование получило широкое распространение.

Образование – мощное средство социального контроля.

В большинстве стран мира среднее образование считается обязательным. По закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

Образование – фильтрующее устройство. Образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Для большинства людей образовательные учреждения становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности.

Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в них людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола. Образование способствует развитию демократии, поскольку ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

«Теория человеческого капитала»: образование — капиталовложение в будущее людей. Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала – природных способностей. Этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям. Доходы взрослых людей обусловлены количеством и типом "капиталовложений", сделанных в процессе их образования.

Образование – конфликтная сфера. Различные группы ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Могут возникать конфликты по поводу предпочтения тех или иных ценностей при составлении учебных планов.

Процесс образования состоит не только в подготовке учащегося к определенному виду деятельности, он оказывает влияние на статус человека в обществе. Образование способствует восходящей социальной мобильности, одновременно имеет практическое и символическое значение. Диплом становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования.

Расширение системы образования вызвано не столько потребностью в квалифицированных специалистах, сколько борьбой различных "статусных групп" за овладение богатством, властью и престижем. Различные привилегированные группы стараются укрепить свое положение в обществе. Они поддерживают «своих людей» и создают препятствия для «посторонних». Требования необходимого уровня образования в действительности обусловлены конфликтами между различными "статусными группами", - привилегированными и подчиненными, которые стремятся получить доступ к привилегиям.

Социальный институт образования выполняет в обществе важные функции.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся.

4. Социальное и культурное изменения. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности.

Существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое «социальный институт»?

2. Какие базовые потребности человека и общества порождают и воспроизводят социальные институты?

3. Каковы общие функции социальных институтов?

4. Какие базовые социальные институты существуют в современном обществе?

5. Каковы структура и функции семьи как базового социального института современного общества?

6. Каковы структура и функции религии как базового социального института современного общества?

7. Каковы структура и функции экономики как базового социального института современного общества?

8. Каковы структура и функции политики как базового социального института современного общества?

9. Каковы структура и функции образования как базового социального института современного общества?

10. Каковы причины дисфункций базовых социальных институтов современного общества?

Наши рекомендации