Поведение личности и социальный контроль.

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией.

Нормы, которым мы следуем в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди отклоняются от норм.

Отклонение (девиация) — широко распространенная модель поведения наряду с следованием нормам — конформизмом. Конформизм и девиация, во-первых, — относительные понятия, т.к. социальные нормы непостоянны во времени и в культурном пространстве различных сообществ; во-вторых, и конформизм, и девиация могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности и для общества.

Девиация (отклонение) — несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинство из нас нарушает общепринятые правила поведения. Внешне нормальная жизнь может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями. Отклонение бывает не только индивидуальным, но и групповым.

Причины конформного поведения: привычка, сложившаяся в процессе социализации; сознательная уверенность в том, что конформное поведение истинно; страх перед негативными санкциями за нарушение норм; ориентация на конформное поведение авторитетных субъектов.

Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция — любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции — гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение).

Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Позитивных формальных санкций существует немного: государственные награды, поощрения руководства формальных организаций. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида.

Отклонения различаются в зависимости от характера норм, от которых отклоняются люди. Отклонения от моральных норм принято называть аморальным поведением. Отклонения от религиозных норм называют грехом. Отклонения от правовых норм принято называть делинквентным поведением.

Существует несколько основных теорий, объясняющих причины девиации. Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения причин отклонений. Они дополняют друг друга.

Биологические теории девиации.

Причинами девиации являются физические особенности индивидов.

Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями, и они относятся к более примитивному человеческому типу. Преступные типы могут быть определены по форме черепа.

Американский социолог и криминолог Вильям Г. Шелдон выделил три физических типа человека: человек субтильного телосложения (эктоморф); человек более полной комплекции (эндоморф) и мускулистый, активный тип (мезоморф). Мезоморф, по предположению Шелдона, с большей вероятностью может стать преступником.

Делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, непропорционально высока доля людей с добавочной У-хромосомой. Но при последующих исследованиях эти гипотезы не нашли подтверждения.

Психологические теории девиации.

Согласно Фрейду, причинами девиаций являются внутриличностные конфликты сознательного и бессознательного. Большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве. У некоторой части людей развивается «аморальная», или психопатическая личность.

Социологические теории девиации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Социальные нормы в обществе, считает французский социолог, находятся в состоянии постоянного изменения. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Социальные нормы взаимосвязаны и ослабление одной нормативной системы ведет к ослаблению всех социальных норм.

Теория дифференцированной ассоциации Эдвина Сазерленда.

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры. В обществе множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют отклонения от норм, а другие — нет. Индивид отклоняется от норм, объединяя себя с теми людьми, которые являются носителями отклонений от норм. Отклонения усваиваются преимущественно в первичных группах; в частности, подростками — в группах сверстников. Отклонения усваиваются в группах также, как и конформизм.

Теория аномии Р.Мертона.

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. Особенно благоприятны для отклонений условия аномии. Аномия — напряженность, возникающая в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью.

В американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа. Считается, что люди, работающие действительно интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста. В такой ситуации возникает большое искушение «продвинуться» любыми средствами, законными или незаконными.

Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми ценностями и ограниченностью средств их достижения.

1) «Конформисты» придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств их реализации, при этом не имеет значения, добились они успеха или нет. В эту категорию попадает большинство населения.

2) «Инноваторы» — те, кто продолжает придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства для их достижения. Данный тип реакции характерен для преступников, достигших благосостояния с помощью противозаконных действий.

3) «Ритуалисты» - те, кто продолжает следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Ритуалисты, например, люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.

4) «Ретриатисты» — те, кто отвергает мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения; например, сектанты, изолирующие себя от общества.

5) «Бунтари» отвергают существующие ценности и нормативные средства, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. К этой категории относятся члены радикальных политических группировок.

Теория стигматизации (Говард Беккер, Френк Танненбаум и др.).

Девиация — своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. Отклонение — не набор характеристик индивида или группы, а процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Чтобы понять природу отклонения, нужно понять прежде всего, почему на некоторых людей навешивают ярлык отклоняющихся. Те, кто представляет силы закона и порядка, либо те, кто может навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником ярлыков. Например, в современном обществе правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, когда эти правила применяются, устанавливаются богатыми для бедных, мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств.

Как только на человека навешивается ярлык, он уже заклеймен; вероятнее всего, окружающие его люди будут в дальнейшем рассматривать его и относиться к нему как к не внушающему доверия. Индивид снова совершает отклонения, тем самым увеличивая разрыв с социальными нормами. Индивид принимает клеймо и воспринимает себя как девианта.

Любое общество, учитывающее разные ценности и интересы людей, должно найти место для тех индивидов или групп, чьи действия не соответствуют нормам, соблюдаемым большинством. Люди, развивающие новые идеи в политике, науке, искусстве или других областях человеческой деятельности, часто воспринимаются враждебно и недоверчиво теми, кто следует ортодоксальным принципам. Отклонение от господствующих норм требует мужества и решимости. Часто оно имеет принципиальное значение для перемен, которые затем оказываются полезными для всех.

«Опасные отклонения» являются ценой, которую общество должно платить, предоставляя людям неконформистского поведения широкую свободу. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма индивидуальных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо (например, в Голландии), уровень преступности низкий. Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией.Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не очень велики и у населения есть шанс жить насыщенной и полноценной жизнью. Если свобода не сбалансирована равенством, и если многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.

Социальный контроль — одно из главных средств социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Любая социальная группа, имеющая свои интересы и ценности, вырабатывает и свои особые нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей. Социальный контроль — необходимый компонент жизнедеятельности любой реальной социальной группы.

Основными видами социального контроля, которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия, право. В них выделяют две стороны: нормативную и институциональную. С нормативной стороны социальный контроль воплощается в системе норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, внутри которых действуют субъекты контроля.

С институциональной стороны социальный контроль воплощается в системе субъектов (агентов и институтов) контроля, которые его осуществляют путем применения санкций. Формы социального контроля взаимосвязаны, во многих случаях «перекрещиваются», одна поддерживает и укрепляет действие других.

Социальный контроль выполняет три важнейшие социальные функции: регулятивную — контроль является одним из главных элементов социальной регуляции поведения людей; охранительную — контроль способствует сохранению общезначимых ценностей; стабилизирующую — обеспечивается единообразное поведение людей в сходных ситуациях, контроль способствует предсказуемости поведения и социальному порядку.

Социальный контроль выступает в качестве механизма социального наследования, помогает осуществлять без существенных отклонений трансляцию социального опыта от поколения к поколению, т.е. служит для общества тем же, чем генетический аппарат для живого организма.

В развитии общества социальный контроль играет консервативную роль — способствует сохранению старого, устоявшегося, привычного. Цель социального контроля — обеспечить конформное, или нормативное, поведение индивидов. Для социального контроля мотивы следования норме безразличны.

Все виды социального контроля обладают определенной спецификой и имеют некоторые общие черты. Специфика заключается главным образом в характере институтов социального контроля и санкций. Общность определяется особенностями нормативной системы как таковой: во-первых, все социальные нормы характеризуются общими свойствами; во-вторых, многие нормы разных форм социального контроля совпадают по содержанию.

Существуют три основные формы реализации социальных норм: использование, исполнение, соблюдение.

1. Использование нормы заключается в осуществлении (или неосуществлении) субъективных прав, предоставляемых нормой. Человек может вступить (или не вступить) в политическую партию, тем самым он волен использовать (или не использовать) свое право на участие в общественных объединениях.

2. Исполнение нормы состоит в осуществлении субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой. Например, наемный работник обязан выполнять условия контракта или коллективного договора с работодателем.

3. Соблюдение нормы заключается в воздержании от действия, запрещенного нормой. Например, гражданин не приобретает, не хранит и не носит оружия, запрещенного законом.

Субъектами социального контроля являются социальные институты и агенты (индивиды). К институтам формального контроля относятся субъекты, контролирующие соблюдение формальных норм (государственные учреждения и организации, политические партии). Институты неформального контроля — община, семья, дворовая компания. Часто неформальный контроль значительно эффективнее формального.

В области социального контроля и регулирования есть принцип экономии права, правовой контроль должен применяться там и тогда, где и когда не срабатывают другие формы контроля. Неформальный контроль значительно дешевле. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое формируется на основе традиций и обычаев.

В России одной из главных форм организации социальной жизни была община. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, методы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, уборки урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти. Исторически он возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств. В сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Его осуществляют специальные люди — агенты формального контроля. Это специально обученные лица, получающие заработную плату за выполнение контрольных функций. Они — носители особых социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т. д.

Основой формального контроля выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль все более выступает в институциональной форме. Как правило, институт, устанавливающий нормы, контролирует и их соблюдение. Это прямой контроль (государство контролирует соблюдение правовых норм, дворовая компания — групповых). Соблюдение одной и той же нормы может контролироваться разными институтами. Когда один институт социального контроля контролирует соблюдение нормы, установленной другим институтом — это косвенный контроль. При таком контроле применяются санкции, характерные для данного контролирующего института.

Все виды и формы социального контроля, рассмотренные выше, относятся к внешнему контролю, контролируют поведение индивида и применяют санкции социальные группы (или социальные институты), в которые он входит. Но человек может самостоятельно контролировать свое поведение и «применять» санкции к самому себе. Стыд, угрызения совести, чувство вины — примеры таких санкций. Этот тип социального контроля называется внутренним контролем, или самоконтролем.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое «социализация личности»?

2. Кто является «агентами социализации» личности?

3. Каковы причины десоциализации личности и условия ее ресоциализации?

4. Что такое «социальный статус личности»?

5. Какие существуют социальные статуты личности?

6. Что такое «социальная роль личности»?

7. Какие существуют социальные роли личности?

8. Какие виды поведения личности существуют в обществе?

9. Как видят причины отклоняющегося поведения личности в обществе представители различных социологических школ?

10. Что такое социальный контроль и как он осуществляется в обществе?

Наши рекомендации